Немного о психологии – святоотеческой и современной


Счастье - это таинство

Еще один небольшой фрагмент из моей новой книги, которым хотелось бы поделиться с читателями.

Меня однажды спросили: «Если любить Бога, то, наверное, ощущение счастья появится. А поскольку никто и ничто не сможет нас отлучить от любви Божией, значит, и счастье не кончится. Но как же научиться любить Бога?»

Дело в том, что наша любовь к Богу — в любом случае нечто вторичное, потому что мы вызваны к бытию любовью Божией к нам. Прежде бытия этого мира каждый из нас уже существовал в виде некоей идеи, неких, как говорит преподобный Максим Исповедник, логосов, творческого замысла. Это ведь какая-то совершенно потрясающая вещь: Господь вечен, неизменен — и значит, идея каждого человека в Боге присутствует первоначально. И это же означает, что каждого из нас Господь всегда любил. И когда человек об этой любви начинает помышлять, когда он углубляется в размышления о ней, в ее созерцание, то его сердце начинает оживать и откликаться. Так интересно устроен человеческий ум: всматриваешься во что-то и постепенно по мере всматривания начинаешь в этом разбираться, постигаешь глубину, и в какой-то момент откликается сердце.

Collapse )

Остаться без Него...

Из комментариев на пост о Божественной любви:

"Безусловно. Но надо помнить, что Господь наш - это не только Любовь, но ещё и Страх и Ужас, и долготерпит Он до поры до времени. А то что-то как-то расслабились все".

Согласен, что расслабились - вне всякого сомнения и до самой последней крайности. И долготерпение Божие испытываем бессовестно и безрассудно.

Но при всем этом... нет, Господь - не Страх и не Ужас.
Страх и ужас - это остаться без Него и никогда уже с Ним не быть...

Могу ли я надеяться на что-то хорошее?..

Часто звучащий вопрос: "Могу ли я после всех совершенных мною грехов надеяться на что-то хорошее в этой жизни?". И тут же: "Нет, конечно же, не могу...".

Но нет, неправда это!

Мы не можем ничего требовать от Бога, не можем настаивать, чтобы наша жизнь строилась в точном соответствии с тем, чего мы хотим, тем паче - обижаться и роптать на Него, когда она складывается иначе.
Однако надеяться... Надеяться на что-то хорошее мы обязательно должны. Иначе где наша вера в то, что Господь милостив и человеколюбив, где доверие к Нему? Где понимание этой удивительной истины:*"Бог есть любовь"?..

Господь действительно нас любит и не отвергает никого и также никого не лишает Своей милости. Это обязательно надо помнить и, с одной стороны, не "прощать" себе с лёгкостью все, что бы мы ни натворили, а с другой, не засуживать и не угнетать себя.
И ещё - помнить о том, что как бы мы ни были повреждены грехом, как бы ни были изуродованы действующими в нас страстями, мы все равно удивительно прекрасны, и место хорошему всегда остаётся не только в нашей жизни, но и в нас самих. Тому хорошему, что у нас - от Него, что до конца неистребимо.


Трава и слава

Какие удивительные слова: "всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1 Пет. 1, 24)!

Буквально вся наша жизнь, каждый день и каждый ее час подтверждают их истинность, являя нам все новые и новые свидетельства того, как хрупок и недолговечен человек и как быстро проходит его слава или то, что кажется ею. Но с поразительным упорством люди отказываются этим свидетельствам внимать, живут и действуют вопреки им, превращая короткое время, отпущенное им здесь, в ярмарку тщеславия и прочих человеческих страстей и стремлений - к чему-то столь же тщетному и пустому.

Ты видишь, как сохнет трава, как опадает ее цвет, как коса срезает некогда сочные стебли и как сгорают они в огне... И больно при мысли о том, сколько потрачено было сил впустую, сколько жизненной энергии израсходовано буквально ни на что, на то, что и слова доброго не стоит. И хочется на самом деле лишь одного: жить не напрасно, жить для того, на что не жалко ни времени, ни себя самого. И только просишь Бога о том, чтобы дал Он тебе разумение и мужества - жить именно так...

Тест на чувства

Вдогонку к вчерашнему посту о различиях между любовью и жаждой обладания. В комментариях несколько раз звучал вопрос: как отличить одно от другого в том случае, если это ты - то ли любящий, то ли обладать желающий. Кажется, что это очень трудно, но на самом деле - не так.

За каждой литургией, во время Евхаристического канона священник воздевает руки горе и возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Здесь говорится о Святых Дарах, но совершенно естественным образом первую часть возглашения можно отнести вообще ко всему, что есть в нашей жизни, в том числе и к нам самим. Мы все - Божие творение и Божие достояние вне зависимости от того, что мы об этом думаем и как к этому относимся. Это просто так по факту нашего происхождения.

И если есть у нас готовность сказать Богу о любимом или любимых: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, Тебе предающе, Тебе доверяюще...", то нет в этом чувстве желания обладать, нет корысти, нет эгоизма. А если, напротив, сердце при мысли о подобном сжимается и рождается в нем моментальный ответ: "Мое! Не отдам!", то... То здесь все тоже очевидно.

Вот такой тест на чувства - очень точный, очень глубокий и в высшей степени необходимый. В том числе - и жизненно, даже утилитарнее - рационально необходимый.

Любить и обладать - совсем разные вещи. Чаще всего - взаимоисключающие

Настоящая любовь исключает покушение на свободу другого человека. Почему это доподлинно так? Потому что образ совершенной любви и ее Источник один – это Господь. И Он ни у кого из нас не отнимает нашего права на выбор. Того, которое Он Сам нам и даровал. Которое и делает нас людьми. Он ничего не навязывает нам, учит, показывает, открывает, предлагает, но никогда не заставляет. Ждет... Ждет отклика на Его всегда предваряющую нас любовь. И не оттого, что этот отклик необходим Ему, а оттого, что он необходим, единственно спасителен для нас.

И как же больно, как подчас страшно бывает видеть людей, убежденных, что любить – значит обладать. Любить – значит руководить. Любить – значит подчинять. Это совсем не любовь, это нечто совершенно иное. Желание власти, желание господства над другим человеком, какое-то причудливое и нездоровое «обогащение» за счет него, способ самоутверждения, ложно понимаемой самореализации, страсть, доходящая до решительной неспособности понимать, что другой человек – такой же, как и ты, с теми же правами, свободами, возможностями. 

Collapse )

Новая книга: Подвиг сердца

На днях в издательстве Сретенского монастыря вышла моя новая книга. Ждали ее достаточно долго, из-за карантина печать откладывалась. Буду очень благодарен за отзывы - за любые. В магазине Сретение (здесь: https://sretenie.com/book/element.php?ID=82393) она уже есть. В ближайшее время появится и в других магазинах.