igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Для чего нужен пост

Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит.
Ну, в частности, потому, что еда, ее качество и количество никоим образом не может повлиять на духовное состояние человека. Дух и желудок — какая между ними связь? Но вот что любопытно: подобные аргументы приводят зачастую именно те люди, которых экспертами в области духовной жизни назвать трудно. А вот «эксперты» — святые Православной Церкви — как раз придерживались совершенно иной точки зрения и к подвигу поста относились со всей серьезностью. И не потому, что они были «узколобыми фанатиками» или «тщеславными фарисеями», они-то как раз были удивительно добрыми, простыми людьми, так что счастьем было просто находиться рядом с ними, впитывая этот свет и доброту, согреваясь их теплом. Нет, просто они эту связь между духом и желудком познали на собственном опыте.

Любая страсть, точнее исполнение ее на деле, приводит к достижению удовлетворения, пусть и кратковременного. Причем не важно, страсть ли это блудная, или гнева, или, скажем, винопития. Как научиться отказываться от того, что доставляет удовольствие и при этом греховно? Это непросто, иногда кажется, что невозможно. А пост — первая ступенька на пути. По мере того, как появляется навык лишать себя того, что особым образом услаждает гортань и обеспечивает желудку ощущение приятной тяжести, борьба со страстями более серьезными и более тонкими становится значительно легче.

Еще «поститься не стоит» в виду того, что это вредно для здоровья. Мы все и так ослаблены — бесконечными стрессами, перегрузками на работе, плохой экологией, наконец. А тут еще лишать себя нормального, полноценного питания, столь необходимого организму! Но вот опять незадача: те, кто рассуждает таким образом, запросто едят жареное острое мясо, невзирая на язву, и пьют алкоголь, начисто забыв о больной печени. Не говоря уж о том, что на самом деле — хорошо ли, плохо ли это, не знаю — сегодня сделать постный стол и вкусным, и питательным никакой проблемы не составляет. Так что тезис про здоровье тоже вряд ли можно назвать состоятельным.

Однако есть и более серьезные доводы против. Такой, например, как отношение окружающих. Разве это не серьезная проблема? Мы хотим поститься, а наши родные, близкие, друзья и даже начальство об этом и не помышляют. Они будут иногда огорчаться, иногда досадовать, а порой и вовсе злиться на нас, видя, что мы не готовы принять участие в их трапезе, что их праздник и веселье — не наши. А праздников постом всегда хоть отбавляй. Один Новый год чего стоит.

Вот чудеса: если наши планы не совпадают с планами тех же самых близких, родных, друзей и начальников, мы так искусно, так изобретательно находим возможность куда-то улизнуть, оправдать свое отсутствие, избежать обиды! А тут речь всего лишь навсего о кулинарии какой-то. Святитель Филарет, митрополит Московский на каких только обедах-ужинах не бывал, с кем только трапезу не делил. А ел как? Не откажется от одного блюда, от другого, беседы занимательные ведет, в тарелке ковыряет что-то ножом с вилкой, а ест... хлеб. И ничего — сходило, так сказать, с рук. И у нас так получится, если постараемся, наука нехитрая.

Но стоит ли поститься в принципе, даже если не вредно это для тела, а для души в принципе полезно, если обижаться и осуждать никто не будет, но при всем при этом мы, как бы помягче сказать... Кучу грехов имеем, справиться с собой не можем, жизнь ведем такую, что по-настоящему, по совести вполне христианской ее не назовешь. Куда нам таким поститься — толку что?

Есть толк: с чего-то надо начинать, и пост становится таким началом, фундаментом, на котором можно строить дальше. И, что важнее гораздо: Господь усердие видит, пусть даже малое, и Сам помогает. А нет усилий наших, так и помощи этой не к чему привиться.

Ну, хорошо. А если просто поститься не хочется и нет решимости себя заставить? Вот это куда важнее всего вышеперечисленного и куда честнее.

Можно еще много доводов против поста привести. И каждый из них разобрать. И в несостоятельности его убедиться. Но суть не в доводах, а в этом именно: хочешь или не хочешь. Хочешь поститься — будешь, ничто не помешает. Нет — значит, нет, и не нужно пытаться каким-то образом это «оправдывать», объяснять, ты ведь свободный человек.

Просто с постом, как и со всем остальным: делаешь — и есть результат, есть плод, есть движение. А нет — так и ничего нет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments