igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Парадоксы религиозного сознания

Религиозное сознание русского человека… Какая же это удивительная, трудно поддающаяся рациональному или какому-то другому анализу область!

Кажется порой, что оно все буквально соткано из парадоксов, противоречий. Русский человек верует иногда в силу того, что «это абсурдно», прямо таки по Тертуллиану. Иногда же, напротив, не верит, хотя в его конкретном случае, при его жизненном опыте абсурд — именно неверие.
И как при всем при этом к статистике нашей относиться, такой спорной и пререкаемой — той самой, согласно которой у нас в стране православных до 80 процентов, а в храм регулярно ходит раз-два и обчелся — в процентом, опять таки, соотношении? И кто прав — оппоненты наши, утверждающие, что все эти миллионы верующих — фикция, что это мы искусственно и недобросовестно их «за своих считаем», вопреки реальности, вопреки правде?

Или же мы, когда доказываем, что не кто-то проценты эти «за уши притягивает», а сами они тянутся — к Богу, к Церкви, к жизни, которой еще толком не знают и не понимают? Статистика тут, кажется мне, ответа сама по себе не даст. И социология тоже…

Помню, как мы ехали однажды в поезде со старичком-ветераном. Лоб его пересекал очень странный шрам: он начинался примерно посередине лба и заканчивался в области виска. Слово за слово мы с ним разговорились.

- В церковь-то я, конечно, не ходил и не хожу: не та у нас жизнь была, не то воспитание. А вот когда на войну шел, бабушка мне с собой какие-то молитвы на бумажке дала. Я их читал каждый день — не помню уже какие, — рассказывал старичок. — Потом, когда вернулся домой, перестал как-то…

Ну и, поскольку, был он достаточно словоохотлив, открыт, то в какой-то момент я решился спросить его об этой странной отметине на лице.

Он оживился еще больше.

- А это, знаете, такой удивительный случай был… Попала мне пуля в лоб, а я как-то в этот момент голову повернул, она по коже скользнула, до виска ее рассекла, и всё. Стою, весь в крови и в толк взять не могу, что произошло. Чудо природы какое-то, необъяснимое.

- Да нет, дедушка, это и правда чудо, но вот природы — вряд ли. Неужели Вы никогда не задумывались о связи между этим случаем и молитвами, которые по благословению бабушкиному читали? Неужели ни разу мысль не промелькнула, что это Господь так дивно жизнь Вам сохранил?

Старичок нахмурился, ушел на какое-то время в себя… Потом лицо его разгладилось.

- Вы думаете? А что… Может и правда, мне вот в голову не приходило. Да, Вы правы, наверное…

Вот как это объяснишь?! Всю войну молитвы читал, потому что бабушка велела, а что за молитвы — не помнит, да и тогда смысла их не понимал, скорее всего. Всю войну прошел, хоть мальчишкой на нее зеленым и неопытным отправился, и росту в нем, что называется, «метр шестьдесят в прыжке». И от пули вражеской, прямо в лоб угодившей, не пострадал.

И лет этак за восемьдесят впервые по-настоящему вопросом озадачился: как же это? И наличие связи какой-то между чудом и чтением молитв допустил. Да и о Боге едва ли не в первый же раз всерьез заговорил…

Куда его отнести — к каким «процентам», кто определит?


А вот другой случай. Прихожу в больницу причащать женщину в тяжелом состоянии. На обратном уже пути прохожу пост охраны и меня окликает с каким-то вопросом сидящий там молодой человек — такой мужественно-хмурый, серьезный очень. Задает какой-то несложный вопрос, не вспомню уже точно: о поминовении усопших или о том, «кому молиться о здравии». Отвечаю.

Потом, как водится, заговорили о чем-то еще, в частности о проблеме нравственного выбора, особенно актуальной для верующего человека в наполненном соблазнами и таком «неясном» современном мире. Мысли он высказывал здравые, хорошие, представления его действительно выдавали в нем человека, думающего об ответственности за то, что он делает в жизни — не только о сиюминутной, но и о той, которая «потом».

А затем и к теме молитвы перешли. Выяснилось, что он трижды в день обязательно читает 90-й псалом. И тоже, по-моему, по совету бабушки. Достал текст, прочел при мне вслух — с запинками, но в общем, без ошибок, я даже порадовался. А потом и говорит:

- Вот читаю и почти ничего понять не могу. Но все равно — помогает.

Стали разбираться. Он поделился со мной некоторыми своими открытиями — тем, с чем сам все-таки разобрался. Мне особенно запомнилось его толкование слова «плещма» как «плеши». «Плещма Своима осенит тя». В его версии это получалось немного… неблагочестиво, что ли. Попытался провести работу над ошибками, но чувствую: не нужно ему это совсем. Говорю, а у него глаза точно дымкой какой-подернулись: сознание отторгает «лишнюю» информацию.

Вот и его куда определить, в какую группу: тех, кто «с Церковью» или «вне» Ее? Его, человека, который молится, и знать, о чем молится, нужды не видит, но при этом ему «помогает»?

Есть в памяти и еще лучше пример парадоксов и противоречий, сгусток прямо-таки.

Приехал к одному нашему благотворителю, у него в гостях оказался один его знакомый — юрист, подполковник, преподаватель вуза. Он как-то особенно рад был встрече со мной, о чем сразу прямо сказал:

- Я, батюшка, человек совершенно неверующий, но к Вам с большим уважением отношусь, потому что вера — это святое!

Посидели, поговорили о чем-то, и он опять заявляет — всерьез, даже с надрывом каким-то внутренним:

- Я человек, безусловно неверующий, но крещеный, потому что без этого как жить? Никак нельзя!

Я просто слушаю, осмысляю. А хозяин напрягся как-то.

Но тут же и новое откровение звучит:

- Я атеист, слов нет, а вот недавно пригласил священника, кабинет свой освятил, так хорошо на душе стало, как в детстве!

И без паузы спрашивает.

- Я вот, батюшка, кроме крестика еще образок Георгия Победоносца ношу. Так можно, не противоречит?

Не успеваю ничего ответить, хозяин взрывается:

- Володя, какой… «не противоречит»?! Ты о чем вообще? «Я атеист, но крещеный. Я атеист, но кабинет освятил. Я атеист, а можно образок носить?!». Ты послушай вообще себя! Какой ты атеист?!

Тот замолчал, смутился, переживает…

А я не могу на его огорчение равнодушно смотреть.

- Чего ты, Саша, на него напал? — говорю. »Какой, какой…» Да самый обыкновенный — православный!

У Владимира прямо лицо засветилось…

Так сложилось, что мы потом с ним до настоящего времени и не встречались — жизнь такова и обстоятельства ее.



Был период, когда на одном нашем саратовском сайте, где у меня есть свой блог, ополчились на меня какие-то непримиримые с Православием и заодно со мной борцы. Чего они только обо мне в комментариях не писали… Я даже уставать от них стал.

И вдруг появляется там новый человек, под ником… «православный атеист». И уж вступается он за меня, так вступается, по полной, что называется, программе, ни в выражениях не стесняясь, ни времени не жалея. Меня участие тронуло, слов нет, до сердца, если честно. И все же пришлось попросить его выйти из дискуссии, уж больно круто у него все заворачивалось, а по-другому он, видимо, не мог. Потому и пропал потом. Может, и читал потом записи в блоге вкупе с комментариями, а может и нет — темперамент не позволял.

Но в памяти он у меня накрепко засел. И не только он, но и дедушка-ветеран, и охранник с «плешью», и многие, многие еще такие вот «пограничники», из тех, что одной ногой в Церкви, а другая — невесть где заблудилась. И так больно, горько за них, а уж когда ловят их за эту самую ногу те, кому «проценты» покоя не дают, и тянут вон из Церкви в это самое «невесть куда», то еще больнее и горше делается. И грех со своей стороны «правильную» ногу не придержать…

Грех? Конечно…

…Бедный заблудившийся русский человек… Который и будучи атеистом может оставаться православным. И став православным может быть все тем же атеистом. Как же нам не считать его своим, как не любить его, как за него не бороться? Ведь, кроме Бога и нас, мало кому он нужен.
Subscribe

  • Будет гнаться всю жизнь...

    "Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего" (Пс. 22, 6) - какие же это утешительные, вселяющие в сердце безусловную надежду на помощь и…

  • Почему я не молюсь так всегда?..

    Когда в комнате темно, мы раздвигаемся шторы, и солнечный свет проникает внутрь, наполняя собой пространство, утешая, радуя, согревая. Мы не видели…

  • О воле Божией

    Как узнать, что угодно Богу от тебя? Прежде всего – стремиться к тому, чтобы жить по воле Божией, стремиться всем сердцем. Но, кроме того, быть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments