igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Между двумя крайностями

Любая крайность — признак определенной ограниченности: мышления, чувствования, кругозора. Любая крайность вредна, особенно же в том, что имеет отношение к жизни нашей души, к нашим взаимоотношениям с Богом.
И вот две такие вредные и очень распространенные крайности. Одна присуща в большей степени людям неверующим совсем, но и слабо-, маловерующим — тоже. «Все, что происходит, происходит само по себе, по естественному стечению обстоятельств. И Бог, Божия воля, Божий Промысл решительно ни при чем, все объясняется лишь естественными, всем известными законами».

Другая крайность, наоборот, отличает людей верующих и церковных. Все, что бы только ни случилось, мы неизменно пытаемся объяснить волей или же попущением Божиим. Причем неизменно силимся уразуметь: а почему именно Господь изволил это и отчего Он попустил то? Уразумеваем, конечно же, далеко не всегда. И когда кажется, что все же уразумели, то нередко ошибаемся. Отсюда — часто недоумеваем, скорбим и даже ропщем порой на Бога: ну как же так Господь устроил, почему, зачем?!

Мне думается, неверно все это… Какое-то странное небрежение по отношению к дару свободы, забвение о нем. Господь предоставил нам самим право выбора, как поступать, что делать и чего избегать, к чему стремиться и от чего удаляться, спасаться и погибать, в конце концов. И правильно ли разве постоянно пытаться переложить ответственность за все происходящее на Того, Кто ждет ответственного отношения к жизни от нас? Есть предведение Божие — всего, в том числе и нашего произволения. Есть основанный на нем Промысл Божий. Но есть и реализация нашей свободы. И не только нашей, разумеется, но и каждого человека.

По улице идет наш знакомый, из-за угла вылетает машина, сбивает его и вот — нет уже того, кто был нам дорог. Он предстоит пред Судией своим.

Появился на свет ребенок с врожденным заболеванием. Родители беспокоились, спрашивали врачей в перинатальном центре, что делать, но те успокаивали: «Не волнуйтесь, это само пройдет, если не сегодня, то завтра». В результате запущенная болезнь превратилась в хроническую патологию.

Судья при рассмотрении нашего дела проявил лицеприятие, поскольку польстился на дары противной стороны и погрешил в итоге против истины за предложенную ему мзду.

Проводка в доме загорелась, и начался пожар…

Как мы скажем о каждом из этих событий? Все это случилось, потому что такова была воля Божия? Что ж, с одной стороны это будет правдой, и останется лишь постараться определить, является эта воля, по авве Дорофею, «благой, благоугодной и совершенной», или же имело место лишь то, что мы называем попущением Божиим? Но есть риск, что, остановившись на этом, мы не увидим другой стороны, важной для нас — человеческой, собственно нашей.

Наш знакомый всегда переходил дорогу, где придется, был рассеян. А за рулем сбившей его машины сидел не умеющий толком водить, приобретший права, ни дня не ходив в автошколу, зеленый юнец, представитель «золотой молодежи». Удивителен ли результат?

Врачи сегодня очень часто невнимательны к своим пациентам, уровень подготовки специалистов падает, «просмотренный» в роддоме ребенок — далеко не редкость. И тут ничего странного, к сожалению, нет, скорее, закономерность.

Судей, которые судят судом праведным, много ли на земле нашей грешной осталось? На земле, где и малые крупицы правды как драгоценность воспринимаются? Чудно ли, что и в нашем случае выиграли те, кто воздаянием неправедным позаботились судью на свою сторону склонить?

Проводка старой была, ее давно следовало заменить, а мы все тянули, тянули, неизвестно, чего ждали. Вот и пожара дождались.

Все это, вышеперечисленное, совершенно естественно, объяснимо, прогнозируемо, наконец. Да, и оно, безусловно, находится в общем потоке Промысла Божия, ибо в нём вообще всё. Но не лучше ли, когда мы мучительно ищем ответа на бесконечные «почему», в случае скорбном, тяжелом для нас не возлагать все только на Господа, а осмотреться вокруг и увидеть, что на деле ответы очень просты и даже очевидны?

Господа же надо спрашивать о другом… О том, как и самое болезненное, горькое обратить на пользу, как усмотреть ее, сокрытую, уготованную Им для нас и в радостном, и в печальном, и в том, что представляется вообще невыносимым. Потому что это Ему точно угодно. Это и есть Его воля.
Subscribe

  • Одиночество в сети

    «Одиночество в Сети» — помимо того, что это название известного романа Януша Леона Вишневского,— одно из самых острых современных проявлений…

  • Из книги об одиночестве

    Очень важно разделять то одиночество, которое для человека действительно природно, которое для него естественно и которое имеет благой исход, если…

  • Книга об одиночестве

    В издательстве "Никея" несколько дней назад вышла моя книга: "Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе". Тема близкая, как мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments