igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Category:

Еще о чувствах. Для лучшего понимания

Вообще: что такое чувство? ― Способность человека к ощущению чего-либо, как на физическом, так и на душевном и духовном уровнях. Так ли важна эта способность сама по себе? ― Важно то, как человек ею распоряжается.
Все святые отцы говорят о том, что без хранения чувств подлинная христианская жизнь ― внимательная, осмысленная, богоугодная ― невозможна. Речь идет не о том, чтобы хранить лишь внешние чувства: не слышать, не видеть, не обонять, не осязать недолжного. Не менее важно хранение душевных чувств ― контроль над ними, правильное оценивание их, суждение о них судом евангельским, вынесение «приговора» и приведение его в исполнение.
Человеческая душа имеет три главные силы (они могут называться у разных авторов немного различно, но суть такова): разум, воля и чувство. После грехопадения праотцев в Эдеме в состоянии этих сил произошло страшное изменение: они извратились, стали действовать против своего естества. В Эдеме человек не только видел, но и «чувствовал», «ощущал» Бога, ощущал неизреченную радость сопребывания с Ним. Это было величайшим «удовольствием» (если уместно здесь подобное слово) его души. Но по преслушании Божественной заповеди, после единократного предпочтения земного небесному «вожделение» Бога сменилось в человеке вожделением всевозможных удовольствий также земного происхождения ― душевных и плотских, во всем их многообразии. И какого, каких конкретно удовольствий и их оттенков ищет человек, зависит от его склада или устроения. Очень важно, что это искание удовольствий носит во многом характер бессознательный, инстинктивный, что ли. То есть человек, как магнит к железу, влечется к удовольствию, к тому, чтобы чувствовать его.
Но влечется уже волей. И воля его, свободная сама по себе (в отношении выбора), тоже находится в состоянии глубочайшего повреждения грехопадением: преклоняется к тому, что приятно чувствам,― без рассуждения, спасительно это или погибельно. Повреждение воли можно определить, как ее развращение.
Как же может человек спастись, если и чувства, и воля так страшно повреждены, развращены? Какая еще в нем остается «точка», способная откликнуться на призыв Божественной благодати и «повести» затем верным путем? Разум ― вот менее всего поврежденная, согласно святоотеческому учению, сила человеческой души. Разумом, а не волей, не чувством, отличает человек вначале добро от зла. Благодать просвещает поначалу человеческий разум, и он говорит человеку: «Это ― плохо, это ― хорошо». И так начинает человек «спасаться». Но разум, хоть менее, а тоже поврежденный. И ему нужен образец, внутренний критерий правильности суждений. И это ― Евангелие. Регент хора слушает звучание камертона и «сверяет» с ним звучание голосов, чистоту тона. И христианин слушает Евангелие, читает его, внимает ему и с ним сверяется во всем. Так постепенно исцеляется ум, истрезвляется от упоения страстями, ослепления ими. Признаки его исцеления ― помышления о смерти, о суде, аде и рае, помышления об исправлении жития, о своем долге перед Богом и людьми.
А воля и чувства пребывают в прежнем упоении и бесчинствуют. Иногда чувство уязвится от помысла, и человек ощутит, скажем, страх перед неотвратимостью ответа. И воля преклонится от этого чувства к правильному выбору. Иногда даст Господь душе ощутить радость, и она вкусит иного ― духовного наслаждения. И это сообщит ей опыт и побуждение стремиться к духовному. И воля, выбирая, к чему преклониться, будет иметь опору в этом опыте. Но все же, вместе с тем, и воля, и чувство ― в страстях утопают. И ум со своим различением добра и зла должен стать здесь владыкой. В песнопениях служб преподобным это очень частый образ: «Ум владыку над страстьми поставил еси» и как следствие ― «хуждшее покорил еси лучшему».
Tags: Чувства
Subscribe

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…