igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Не могу, не понимаю, забыл! или Непонимание как осознанный выбор

Беседую на днях со своим помощником по хозяйственным вопросам — разбираем текущие дела. И вот, в числе прочего, делится он со мной недоумением по поводу одного из наших сотрудников.

— Никак, — говорит, — не пойму: то ли он притворяется, то ли правда глупый такой. Или блаженный…

— Да нет, — отвечаю, — не глупый он и не блаженный. Поумнее нас будет.

Я за этим сотрудником тоже какое-то время уже присматриваю, и свои наблюдения у меня имеются. Если вкратце, то суть их сводится к следующему. Когда от него по работе требуются элементарный здравый смысл и минимальная смекалка, то по своим реакциям он чаще всего напоминает учащегося из коррекционной школы для детей с задержкой развития. Так что даже не знаешь-то ли увольнять его по несоответствию с занимаемой должностью, то ли жалеть и терпеть, сколько Господь приведет.

Однако когда дело касается его интересов и личной выгоды, он меняется до неузнаваемости: и глаза ясные, и мышление четкое, оперативное, любо-дорого посмотреть. Выглядит, как в момент трудоустройства и пару дней после него. Такое странное, но очевидное при том противоречие. Словно какой-то тумблер встроен, который из состояния «блаженности» в состояние полнейшей адекватности одним щелчком переводит.

Сказать, что описываемый случай уникален, я, впрочем, никак не могу. Наличие подобного «тумблера» замечать приходится у многих людей. Слишком у многих…

В детстве я очень любил читать всевозможные истории о Ходже Насреддине и так регулярно их перечитывал, что значительную часть из них чуть ли не наизусть помню. И подчас, когда сталкиваюсь с какой-то ситуацией, всплывает у меня в памяти очередной случай из жизни этого удивительного, вот уж точно, то ли блаженного, то ли бесконечно мудрого человека. Я даже переживал одно время — хорошо ли это, что я порой примеры из историй о нем привожу, а не только эпизоды из Лавсаика или Отечника. Но потом увидел, что и старец Паисий так поступал, и перестал беспокоиться.

К чему я вдруг о Ходже речь завел? Да вот как раз пришел на ум один ясно запомнившийся момент из его «биографии». Залез однажды этот достойный муж в чужой сад и начал рвать растущие там фрукты и складывать их в мешок, причем, что называется, в промышленных объемах. А тут проходил хозяин сада, которому все это совсем не понравилось. Схватили Ходжу и стали с пристрастием допрашивать, что да как, с чего в сад чужой залез, почему фрукты рвал. А Ходжа и говорит:

— Вы меня не судите строго, я просто бедный сумасшедший, ум у меня слабый…

Хозяин удивился такому обороту дела:

— Раз ты сумасшедший, то чего ж в своем саду фрукты не рвал?

— Ну, знаешь ли,- отвечает Ходжа сходу, ни минуты не думая,- я сумасшедший, спору нет, но разве я сказал, что я дурак?

Логика — не подкопаешься. Непонятно, правда, какую Насреддин преследовал цель: то ли фруктов хотел на дармовщину поесть, то ли… То ли указывал своим юродством на что-то очень важное.

Я склонен думать второе. А важное, о котором речь, это тот самообман и обман окружающих, на который идет человек (в том числе и считающий себя христианином), решившийся не бороться со своим эгоизмом, а раз и навсегда найти для него самое удобное оправдание: волевое неведение того, что ведать ему невыгодно. Ну и, конечно, волевое невидение того же самого.

Таких «неведающих» и «невидящих» все мы хорошо знаем, они обычно легко различимы, так же узнаваемы, как и сотрудник мой, о котором выше речь. И что с ними делать в общем понятно. Сотрудника надо попытаться перевоспитать, а если не получится, уволить. Жалко? Но еще жальче тех, кто по его «неведению» выполняет его работу, и лучше я провинюсь перед ним, чем перед ними. Если подобными личностными чертами обладает наш товарищ, то рано или поздно либо он исправится, либо наши пути разойдутся.

Но есть ведь и другая категория страждущих сим недугом: это не сотрудники и не знакомые, а люди, которые приходят на исповедь и тоже не видят! Не видят даже того, что тебе, священнику, бросается при встрече с ними в глаза, хоть ты их и не знаешь вовсе!

Стоит такой человек в храме и не замечает того, как случайно оттирает плечом заплаканную женщину с ребенком и поднимается на позицию выше нее в «очереди на исповедь». Смотрит он задумчиво на подсвечник, прямо на свечу, которая упала и растопила своим огнем другую, и та тоже упала… Мелочь, конечно, и тем более незаметная. Говорит он на исповеди о том, что наболело — 10, 20, 30 минут… Бедный священник валится с ног от усталости, у него вид такой, словно он вот-вот в обморок грохнется, но это тем паче мелочь и тем паче незаметно…

И сама исповедь такова, что слушаешь и понимаешь: других людей этот человек в состоянии разглядеть вокруг себя в двух случаях: когда они ему нужны и когда они мешают. Если нужны и делают то, что нужно, то можно их и дальше «не видеть», если не делают, а тем более создают какие-то помехи, то так и воспринимаются — как помеха.

Пытаешься объяснить неправильность, даже невозможность подобного отношения к людям и к себе самому со стороны христианина, но слова точно тонут в каком-то тумане. И в глазах, на тебя глядящих, тоже туман. Человек слышит и понимает то, что ему хочется, а для всего остального глух и слеп.

Спрашиваешь:

— Да как же Вы таких простых вещей уразуметь не можете? Ведь это не то, что по-христиански, просто по-человечески нехорошо! А Вы это делаете…

А в ответ только недоумение.

Недоумение и обида.

Один мой знакомый священник, сталкиваясь с такой «неудобопонятливостью», порой не выдерживает, срывается:

— «Не понимают» они! А как за стол садятся, так вилкой, небось, никто себе из «непонимания» в глаз не тыкает, как до рта кусок донести хорошо знают!

Да вот только опыт показывает: срывайся, не срывайся — не пробьешь. Потому что непонимание это — сознательный выбор, жизненная позиция. Так что спорить, ссориться, копья ломать, нервы тратить — пользы никакой. Возникает, конечно, вопрос, что делают люди с таким устроением в Церкви, но… широк человек, и не все в нем можно объяснить. Порой только и остается, что отступить да руками развести…

…Поделился я всеми этими мыслями и переживаниями с одним духовно близким человеком. Поогорчался он со мной вместе, согласился со всем, что я ему говорил, свои примеры привел. А потом узнал, что я написать об этом решил, и спрашивает:

— Ну хорошо, напишешь, а цель-то у тебя какая?

Озадачил он меня крепко… Неужели мне только пожаловаться хотелось, сочувствие у читателя вызвать? Да нет… Есть тут что-то важней жалоб и сочувствия. Что-то такое, глубоко спрятавшееся.

Вот оно! Знаю хорошо из писаний отеческих и из собственных своих преткновений и ошибок такой вывод делаю: стоит осудить кого, и сам в то же хоть краешком, да впадешь. А ведь осуждаю я «таких людей», досадую на них! Значит и во мне что-то подобное появится, прорастет со временем. Или уже проросло? Или всегда было, но в глаза не бросалось?

Меня это на самом деле сильно беспокоит, сильней гораздо, чем «те, которые не понимают». Потому что не дай Бог самому так хорошо все это видеть, описывать, объяснять, а для кого-то быть точно таким же «не понимающим». Не дай Бог!
Tags: непонимание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments