?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Беседую на днях со своим помощником по хозяйственным вопросам — разбираем текущие дела. И вот, в числе прочего, делится он со мной недоумением по поводу одного из наших сотрудников.

— Никак, — говорит, — не пойму: то ли он притворяется, то ли правда глупый такой. Или блаженный…

— Да нет, — отвечаю, — не глупый он и не блаженный. Поумнее нас будет.

Я за этим сотрудником тоже какое-то время уже присматриваю, и свои наблюдения у меня имеются. Если вкратце, то суть их сводится к следующему. Когда от него по работе требуются элементарный здравый смысл и минимальная смекалка, то по своим реакциям он чаще всего напоминает учащегося из коррекционной школы для детей с задержкой развития. Так что даже не знаешь-то ли увольнять его по несоответствию с занимаемой должностью, то ли жалеть и терпеть, сколько Господь приведет.

Однако когда дело касается его интересов и личной выгоды, он меняется до неузнаваемости: и глаза ясные, и мышление четкое, оперативное, любо-дорого посмотреть. Выглядит, как в момент трудоустройства и пару дней после него. Такое странное, но очевидное при том противоречие. Словно какой-то тумблер встроен, который из состояния «блаженности» в состояние полнейшей адекватности одним щелчком переводит.

Сказать, что описываемый случай уникален, я, впрочем, никак не могу. Наличие подобного «тумблера» замечать приходится у многих людей. Слишком у многих…

В детстве я очень любил читать всевозможные истории о Ходже Насреддине и так регулярно их перечитывал, что значительную часть из них чуть ли не наизусть помню. И подчас, когда сталкиваюсь с какой-то ситуацией, всплывает у меня в памяти очередной случай из жизни этого удивительного, вот уж точно, то ли блаженного, то ли бесконечно мудрого человека. Я даже переживал одно время — хорошо ли это, что я порой примеры из историй о нем привожу, а не только эпизоды из Лавсаика или Отечника. Но потом увидел, что и старец Паисий так поступал, и перестал беспокоиться.

К чему я вдруг о Ходже речь завел? Да вот как раз пришел на ум один ясно запомнившийся момент из его «биографии». Залез однажды этот достойный муж в чужой сад и начал рвать растущие там фрукты и складывать их в мешок, причем, что называется, в промышленных объемах. А тут проходил хозяин сада, которому все это совсем не понравилось. Схватили Ходжу и стали с пристрастием допрашивать, что да как, с чего в сад чужой залез, почему фрукты рвал. А Ходжа и говорит:

— Вы меня не судите строго, я просто бедный сумасшедший, ум у меня слабый…

Хозяин удивился такому обороту дела:

— Раз ты сумасшедший, то чего ж в своем саду фрукты не рвал?

— Ну, знаешь ли,- отвечает Ходжа сходу, ни минуты не думая,- я сумасшедший, спору нет, но разве я сказал, что я дурак?

Логика — не подкопаешься. Непонятно, правда, какую Насреддин преследовал цель: то ли фруктов хотел на дармовщину поесть, то ли… То ли указывал своим юродством на что-то очень важное.

Я склонен думать второе. А важное, о котором речь, это тот самообман и обман окружающих, на который идет человек (в том числе и считающий себя христианином), решившийся не бороться со своим эгоизмом, а раз и навсегда найти для него самое удобное оправдание: волевое неведение того, что ведать ему невыгодно. Ну и, конечно, волевое невидение того же самого.

Таких «неведающих» и «невидящих» все мы хорошо знаем, они обычно легко различимы, так же узнаваемы, как и сотрудник мой, о котором выше речь. И что с ними делать в общем понятно. Сотрудника надо попытаться перевоспитать, а если не получится, уволить. Жалко? Но еще жальче тех, кто по его «неведению» выполняет его работу, и лучше я провинюсь перед ним, чем перед ними. Если подобными личностными чертами обладает наш товарищ, то рано или поздно либо он исправится, либо наши пути разойдутся.

Но есть ведь и другая категория страждущих сим недугом: это не сотрудники и не знакомые, а люди, которые приходят на исповедь и тоже не видят! Не видят даже того, что тебе, священнику, бросается при встрече с ними в глаза, хоть ты их и не знаешь вовсе!

Стоит такой человек в храме и не замечает того, как случайно оттирает плечом заплаканную женщину с ребенком и поднимается на позицию выше нее в «очереди на исповедь». Смотрит он задумчиво на подсвечник, прямо на свечу, которая упала и растопила своим огнем другую, и та тоже упала… Мелочь, конечно, и тем более незаметная. Говорит он на исповеди о том, что наболело — 10, 20, 30 минут… Бедный священник валится с ног от усталости, у него вид такой, словно он вот-вот в обморок грохнется, но это тем паче мелочь и тем паче незаметно…

И сама исповедь такова, что слушаешь и понимаешь: других людей этот человек в состоянии разглядеть вокруг себя в двух случаях: когда они ему нужны и когда они мешают. Если нужны и делают то, что нужно, то можно их и дальше «не видеть», если не делают, а тем более создают какие-то помехи, то так и воспринимаются — как помеха.

Пытаешься объяснить неправильность, даже невозможность подобного отношения к людям и к себе самому со стороны христианина, но слова точно тонут в каком-то тумане. И в глазах, на тебя глядящих, тоже туман. Человек слышит и понимает то, что ему хочется, а для всего остального глух и слеп.

Спрашиваешь:

— Да как же Вы таких простых вещей уразуметь не можете? Ведь это не то, что по-христиански, просто по-человечески нехорошо! А Вы это делаете…

А в ответ только недоумение.

Недоумение и обида.

Один мой знакомый священник, сталкиваясь с такой «неудобопонятливостью», порой не выдерживает, срывается:

— «Не понимают» они! А как за стол садятся, так вилкой, небось, никто себе из «непонимания» в глаз не тыкает, как до рта кусок донести хорошо знают!

Да вот только опыт показывает: срывайся, не срывайся — не пробьешь. Потому что непонимание это — сознательный выбор, жизненная позиция. Так что спорить, ссориться, копья ломать, нервы тратить — пользы никакой. Возникает, конечно, вопрос, что делают люди с таким устроением в Церкви, но… широк человек, и не все в нем можно объяснить. Порой только и остается, что отступить да руками развести…

…Поделился я всеми этими мыслями и переживаниями с одним духовно близким человеком. Поогорчался он со мной вместе, согласился со всем, что я ему говорил, свои примеры привел. А потом узнал, что я написать об этом решил, и спрашивает:

— Ну хорошо, напишешь, а цель-то у тебя какая?

Озадачил он меня крепко… Неужели мне только пожаловаться хотелось, сочувствие у читателя вызвать? Да нет… Есть тут что-то важней жалоб и сочувствия. Что-то такое, глубоко спрятавшееся.

Вот оно! Знаю хорошо из писаний отеческих и из собственных своих преткновений и ошибок такой вывод делаю: стоит осудить кого, и сам в то же хоть краешком, да впадешь. А ведь осуждаю я «таких людей», досадую на них! Значит и во мне что-то подобное появится, прорастет со временем. Или уже проросло? Или всегда было, но в глаза не бросалось?

Меня это на самом деле сильно беспокоит, сильней гораздо, чем «те, которые не понимают». Потому что не дай Бог самому так хорошо все это видеть, описывать, объяснять, а для кого-то быть точно таким же «не понимающим». Не дай Бог!

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
ryzhij_papa
Nov. 13th, 2012 01:22 pm (UTC)
Непонимающие они разные, если расставить по шкале от черного (худшего) к белому (абсолютному пониманию), то сияющие-белые и антрацитно-черные, если и встретятся, то раз-другой за всю жизнь, а вот серых - много. Кто темно серый, кто светло... Я, надеюсь, светло серый...
ambrosius2008
Nov. 13th, 2012 02:34 pm (UTC)
да, это Вы хорошо подметили. действительно, все мы в большинстве своем серые, но тут зависит еще от того как каждый оценивает свой серый: если назвать его темно-белым, то вроде ничего получается картинка :)
ambrosius2008
Nov. 13th, 2012 02:22 pm (UTC)
Спасибо, батюшка, что Вы об этом пишете. я вот себя тоже узнаю. но кто нам еще скажет, если не Вы? Вы правы, людей мы замечаем только когда они нужны или когда мешают - одной этой фразой исчерпывается все, все наши отношения друг с другом. и от этого бывает так горько... человек нужен другим, пока нужен. и нужен, когда нужен.

Вы как-то писали о том, что если хочешь, чтобы тебя любили, нужно начать с того, чтобы делать дела любви по отношению к другим людям, помогать им. но почему-то часто происходит так, что тебя начинают вопринимать как источник быстрой и бесплатной помощи, то есть опять же, как человек сам по себе со своей внутренней жизнью ты никому не нужен. нужно лишь что-то от тебя. и получив это что-то, человек про тебя просто-напросто забывает, причем в ту же секунду, как ты становишься не нужен. где тут найти любовь? я вот например чувствую себя совершенно неспособной постоянно отдавать, ничего не получая взамен. хотя отцы и советуют делать именно так, но это кажется почти невыносимым.

и про слепоту и непонимание, про желание максимально комфортно устроиться - это все действительно так и есть на самом деле.
Я вот живу в коммуналке. и имею возможность наблюдать каждый день, как разные люди ведут себя в общежитии. Одни стараются все делать так, чтобы не мешать другим. Другие живут так, будто соседей не существует - делают так, как им удобно, как они привыкли. и тоже при этом проявляют "чудеса" непонимания. я сначала возмущалась, потом поняла, что нечего на зеркало пенять, сама ведь от них недалеко ушла. Господь просто более грубо и выпукло показывает мне очевидные вещи, которые мне было удобно не замечать. и ведь настолько привыкаешь так жить, что изменить что-то очень сложно. вроде бы и стыдишь себя, и сокрушаешься, а потом снова и снова идешь на поводу у своей расслабленности и нежелания трудиться над собой. это ведь так легко...

P.S. Я сама в детстве зачитывала Ходжу Насреддина до дыр, он замечательный! вообще, взять даже древнегреческих языческих философов - это тоже бездна мудрости. мне кажется, нет ничего предосудительного, чтобы пользоваться их наследием, в них как бы тень грядущей христианской мудрости. или даже не тень, а искра Божия.
ambrosius2008
Nov. 13th, 2012 02:44 pm (UTC)
Только, мне кажется, заголовок Вашей статьи вполне мог бы выглядеть так: "Немогу-непонимаю-забыл" :).
Потому что это уже почти фразеологизм - устойчивое, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание.
У меня дети так всегда говорят в православной гимназии - да здравствует новое поколение прихожан! :)
dorota_nikol
Nov. 13th, 2012 03:22 pm (UTC)
стоит осудить кого, и сам в то же хоть краешком, да впад
Отец Нектарий, Вам Господь власть дал на попытки исправления людей. Это мы, обычные верующие, не облеченные властью от Бога, легко можем повредиться, если будем с такими людьми выяснять отношения. А Вам благодать дана от Бога. Если не священники таких людей будут унимать, так кто же? Вы правильно написали - другие за них работу будут делать, соблазняться, повреждаться в итоге. Говорят - для смирения полезно за других работу делать. Да, возможно, если устроение позволяет. А если на немощного человека такую ношу взвалить - сломается.
alexandra_obu
Nov. 13th, 2012 03:29 pm (UTC)
Батюшка, рискну предположить, что это не сознательный выбор, а вопрос веры. Есть люди, которые искренне верят в свою исключительность, а не в Бога, а потому делают все для себя и ничего для других.
Людей такого типа называют "шизоидами" из-за раздвоенности в поведении в случаях, когда есть личный интерес и когда его нет (не путать с шизофрениками!). Православные психологи рекомендуют их просто терпеть, не отвечая злом на их "проявления": не судьи мы им. Но это я о себе говорю, а в отношениях "начальник - подчиненный", конечно, возможны другие варианты поведения.
Перевоспитать таких людей какими-либо человеческими способами, полагаю, невозможно. Кто же добровольно откажется от мысли, что он особенный, лучше всех?
Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Кто-то из святых отцов сказал, что для того, чтобы уверовать в Бога, человеку нужно увидеть свет вечной жизни в ком-то конкретном. Не больше и не меньше. А увещевания, увы, бесполезны...
vassja_vassja
Nov. 13th, 2012 05:49 pm (UTC)
Если те кто при храме, или трудник в монастыре. То обычно у них похожее прошлое. Сидели на окладе, довольствии или пайке. Сидели десятилетиями, опыт производства впечатления занятости колоссальный. Оклад сократили, с довольствия сняли от пайки освободили. Для них молитва выше поста и послушания. Такие люди были во все времена. Для чего то же Бог сводит нас с ними.
neebler
Nov. 13th, 2012 07:11 pm (UTC)
Бывает такое отношение у людей. Да и самому иногда это выгодно.
Здесь ещё есть такая вещь, когда тебя приучают так себя вести.

Ну, вот ты хочешь работать наравне со всеми, а тебе говорят "Ты ещё маленький" и так постоянно, вот человек и привыкает быть маленьким. А ответственность из ниоткуда не появляется.
ppetrovichh
Nov. 13th, 2012 09:41 pm (UTC)
Был у меня эпизод. Работал в бригаде, как умел. Посмотрели соратники, как я тружусь. Один отозвал в сторонку, и говорит:
Так работать нельзя, как ты.
А я ему - типа, иначе не получается.
А он мне опять:
Надо больше доверять товарищу. А ты за него всё норовишь.

Дело было ещё при клятом тоталитаризьме. И не в студенческом стройотряде (там разговоры были с обратным знаком)
primula30
Nov. 14th, 2012 09:03 pm (UTC)
А самое-то неприятное, нельзя поручить таким людям никакой серьезной работы, ибо не сделают как надо, и подставят таким образом своего руководителя, который потом получает от своего начальника. И приходится за таких людей делать самой, а если уж совсем раздраконюсь, начинается скандал с целью как-то человеку донести его обязанности. Вот скандалы помогают. Увы! По-хорошему такие люди не понимают и не хотят понимать.
(Anonymous)
Nov. 15th, 2012 07:01 am (UTC)
Здравствуйте, о. Нектарий. Умоляю вас, помогите советом
Надеюсь на ваш ответ.
(Anonymous)
Nov. 15th, 2012 07:03 am (UTC)
Здравствуйте, о. Нектарий. Умоляю вас, помогите советом
Надеюсь на ваш ответ.
(Anonymous)
Nov. 15th, 2012 07:37 am (UTC)
Что делать,если такой человек - твой собственный муж, и режим тумблера блаженности включается дома. Если мечты о христианском единстве в браке,когда двое-одно рушатся. Все договоренности,обещания ровно до тех пор,пока не подвернется случай. И ведет себя человек так не с начальством,а со второй половиной. Ни постоянства, ни искренности,ни надежности. А я плачу, веду бесполезные разбирательства, от безисходности болею,пью таблетки,прощаю, жду исправления,верю,надеюсь и не обретаю ни метанойи-изменения ума супруга, ни мира в своей душе.
(Anonymous)
Aug. 1st, 2019 12:37 pm (UTC)
Перезвоните пожалуйста
Перезвоните мне пожалуйста 8 (904)332-62-08 Денис.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

igumen_nektariy
igumen_nektariy

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner