igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Церковь под микроскопом

Кто и зачем пристально «изучает» церковь?
Даже для неискушенного и не очень вдумчивого наблюдателя совершенно очевидно: Церковь в России находится сегодня в неком «перекрестье прицела». За ней следят крайне внимательно, отслеживая неверные шаги, промахи, проступки ее служителей с тем, чтобы выставить их тотчас же на всеобщее обозрение. Кто следит? — Очевидно, что не друзья. И как следствие, каждому из нас, священников, а зачастую и «простым» прихожанам православных храмов приходится регулярно выслушивать от знакомых и полузнакомых людей очередной «информационный повод» негативного свойства и соединенный с ним вопрос: «Ну и как к этому относиться?». К ответу мы обязательно должны быть готовы. Однако для этого его нужно иметь в первую очередь для себя. Это еще важней. Нет, наверное, нужды перечислять все вышеозначенные поводы. Аварии, побои, нанесенные пожилым женщинам, внутрицерковные нестроения, «махинации с церковной недвижимостью», «отжимание» той же недвижимости у государства или частных лиц, «занятие бизнесом» — вот примерный список тем, чередующихся в новостных лентах, на полосах газет и телеэкранах. Список удручает. Но кого? В первую очередь того самого неискушенного и не очень вдумчивого наблюдателя. Поэтому необходимо вдуматься. Причем основательно.


    Соседство праведности и греха    

Начнем с риторического в высшей степени вопроса: есть ли у Церкви недостатки? И однозначного утверждения: да, безусловно. Ни одно состоящее из людей сообщество (а мы говорим о Церкви в земном ее плане) не может не иметь в себе недостатков и даже пороков (!). Человек испорчен, искорежен до предела грехом, и в Церкви многим удается измениться, стать лучше, но кому-то — нет, кто-то, к сожалению, «преуспевает на горшее». И к пастырям это относится точно так же, как к мирянам, просто в случаях с пастырями все гораздо заметней, рельефней. Об этом можно скорбеть, горевать, однако это факт — очевидный и неоспоримый. Указания на то, что такое положение неизбежно, мы находим и в Священном Писании, и в житиях и творениях святых отцов, и в самой реальности нашего бытия.

Есть ли священники, которые живут недостойно принятого сана и своим поведением порочат и сан, и Церковь, становясь своеобразным свидетельством «против» — против священства и Церкви, христианства как такового и даже против Бога? Безусловно, есть. Иначе никого бы не приходилось запрещать в служении, извергать из сана или подвергать каким-то иным, менее значительным прещениям. И потому, когда нам указывают на явный непорядок в Церкви, очевидный и для нас, и для «внешних», не стоит говорить: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Неправда не полезна ни нам, ни этим самым внешним. Лучше сказать: «Да, бывает такое и в Церкви, и даже с ее пастырями, потому как человек несовершенен. Но только в Церкви и есть возможность подлинно усовершиться. Если же не удается это, то нет тут ничего хорошего, но и удивительного тоже ничего нет. Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя, говорит пророк Давид (Пс. 50, 7), ужели мы лучше? Да, плохо, когда кто-то из пастырей являет пример слабости и падения, но ведь не к пастырю мы приходим в храм, а ко Христу. И закон Его каждому христианину известен. Что мешает лично нам его выполнять? А Церковь… В Церкви до конца существования этого мира будут соседствовать святость и порок, сила и немощь, и она будет пребывать одновременно и Церковью спасающихся, и Церковью погибающих. И только наш личный выбор, наш подвиг определит, кто есть мы, первые или вторые».

Рог изобилия

Впрочем… Недостатки были всегда, но почему именно сейчас о них говорят так много, так много пишут, так много показывают? Словно из рога изобилия примеры сыплются… Коллективное безумие нами овладело, вирус какой-то единовременно всех поразил? Или раньше не замечали, а теперь замечать стали?

Наверное, объяснение тут не одно. Прежде всего, окружающая нас жизнь не становится проще и чище, наоборот, она, что ни день, то сложней и лукавей. Это объективный факт. И не надо думать, что люди в Церкви от этой жизни каким-то дивным образом отделены, устранены. Нет, они ходят по тем же улицам, живут в тех же домах, видят все то же, слышат… А что касается священников, то тут вообще разговор особый. Часто ли задумывается человек, находящийся вне церковной ограды (да и внутри нее тоже), о том, какой груз подъемлет на свои плечи пастырь, совершающий Таинство Исповеди? Кому известно, как тяжело бывает порой выслушать не просто рассказ о наболевшем, а откровение чьих-либо немощей, грехов, пороков, увидеть самую изнанку человеческой души? А если подобные откровения выслушивать день за днем, год за годом? Да, спору нет, священник не просто слушает рассказ о грехах, совершается таинство, в котором действует Сам Господь. Но Он и служителю Своему дает потрудиться, понести тяжесть чужих грехов, переболеть ею. И священник болеет. Иногда даже телесно, а чаще душевно.

Мы живем в мире, который не то что болен грехом, а утопает в грехе. И сегодня подчас за один только день священнику приходится услышать на исповеди о стольких грехопадениях и о столь тяжких, что, кажется, сил никаких не хватит, чтобы выдержать все то, что уязвляет его сердце. И самое страшное, самое неудобоносимое даже не это. Пастырь радуется, когда становится свидетелем покаяния пусть и в великих злодеяниях, но искреннего, исполненного сердечного сокрушения и всецелого желания от греха отстать и более его не творить. А сегодня… Сегодня слишком часто мы сталкиваемся с некой теплохладной констатацией содеянного, спокойным признанием: «Да, согрешил (согрешила). Но разве не все так же грешат?». От этого душа священника изнемогает и болит. Потому что таких исповедников точно на себе нести приходится, словно мешок, наполненный тяжеленными камнями. И если чуть вознерадит священник о молитве, о собственном покаянном делании, о внутренней жизни своей, то потихоньку, сначала незаметно, а потом все заметней поток чужих грехов начнет размывать ту почву, на которой стоит он сам, его внутреннее состояние будет меняться. И если опять же не будет он внимателен и ревностен, то сначала уныние, потом нерадение, а потом и вовсе забвение о должном могут поразить его, как самые страшные и коварные враги.

Но есть и другая причина того, почему так много свидетельств о недостатках пастырей в СМИ сегодня — гораздо больше, чем вчера или позавчера. Кому-то нужно, чтобы эти недостатки были у всех на виду и на слуху. С какой целью? — Явно не с целью помочь Церкви таким образом «очиститься» и измениться к лучшему. Если же кто-то и эту цель преследует, то напрасно: Церковь посредством подобного воздействия на нее извне не очищается, процесс ее очищения от недолжного глубоко внутренний, таинственный, основанный на внутреннем же делании тех, кто ее составляет. Пиар, в том числе и черный, в данном случае не то средство, которое может помочь. Происходящее приведет к совершенно иному результату: люди, сталкиваясь в Интернете или в печатных средствах массовой информации с такими «сюжетами», будут терять к Церкви доверие, бояться, избегать ее. Будут «верить в душе» и говорить: «Зачем ходить в храм?». И в каждом священнике станут угадывать ханжу и лицемера, имеющего наверняка дорогую импортную машину с дипломатическими номерами и ездящего на ней в нетрезвом виде. Потому как навязанные СМИ стереотипы крайне устойчивы и во многом определяют взгляды и мнения не умеющего критически относиться к ним зрителя/читателя.

Эффект подзорной трубы

Ведь действительно: впечатление складывается ужасное. Я сам регулярно просматриваю в Интернете новостные ленты светских сайтов, как нейтральных, так и откровенно не симпатизирующих Церкви. И подчас ловлю себя на том, что мне становится очень и очень неуютно на душе: все уже настолько у нас плохо… Но потом отворачиваюсь от компьютера и вновь погружаюсь в ту реальную церковную жизнь, которая не просто хорошо мне знакома, но проще и короче сказать — моя. И оказывается, что все далеко не блестяще, но и отнюдь не так катастрофично, как можно себе представить, если ограничивать свое знакомство с этой жизнью исключительно Интернетом.

Критический, то есть разумный анализ публикуемой в упомянутых новостных лентах информации сразу же выявляет некую странную, но четко запрограммированную закономерность: здесь полным полно сведений о священниках негодных (полным полно, впрочем, потому что ситуация с каждым «негодником» отслеживается предельно тщательно, и он становится героем не одной статьи или заметки, а многих) и практически начисто отсутствуют публикации о том хорошем, что в Церкви есть. А оно правда есть! Ведь буквально каждый прихожанин знает немало замечательных, в полном смысле слова добрых пастырей, их дела, порой похожие на подвиги, их помощь людям, их сострадательность и жертвенность… Это не попадает в СМИ, потому что неинтересно? Нет, это как раз бывает интересно в высшей степени — потому хотя бы, что для современного секулярного мира необычно. Но словно фильтр какой-то установлен, через который вбирается все негативное, а все позитивное — отсекается.

Налицо некий «эффект подзорной трубы». Знаете, если смотреть в один ее конец, то все увеличивается, приближается, а если в другой, то наоборот — умаляется и удаляется. Через такую подзорную трубу и смотрят сегодня на Церковь ее «благодетели»: замечая и увеличивая то, что им нужно, и игнорируя или преуменьшая то, что по первоначальному замыслу «не ложится в строку». Я ни в коем случае не скажу, что решительно все СМИ грешат таким «злоумышлением». Но уже поименованные стереотипы действуют не только на потребителей информации, а и на ее производителей, которые тоже далеко не всегда обладают способностью к критическому мышлению.
Не давать повода тем, кто его ищет

И потому, кажется, более или менее понятно, как относиться верующему человеку к тому, что о Церкви говорится и пишется. Понятно в общих чертах, и что отвечать на раздающиеся с разных сторон вопросы. Вот только что нам самим делать — пастырям и мирянам, чтобы Церковь все же не хулилась или чтобы свести эту хулу к возможному минимуму? Очевидно, прежде всего помнить: если мы — люди Церкви, то вся наша жизнь будет рассматриваться сегодня, словно под микроскопом. И потому надо быть как можно внимательней, чтобы не давать, как говорил апостол Павел, повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). И если есть риск, что кто-то истолкует наши действия или слова превратно, то нужно очень основательно поразмыслить: оправдан ли этот риск? Даже если мы не делаем чего-то предосудительного, а оно просто выглядит так, то лучше бы и от этого воздержаться, если, конечно, возможно…

…А вообще-то тот «микроскоп», под которым мы находимся, не такая уж плохая и вредная вещь. Скорее — полезная. Нам бы и самим чаще им пользоваться, на себя глядя. Внешние к нам чрезмерно строги и предвзято судят о нас? Так и нам надо быть к себе построже. Точно не повредит.
Tags: общество, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments