igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Category:

О молитве-5. О молитве Иисусовой

Некогда ученики великого угодника Божия, жившего в древности,— святителя Епифания Кипрского, писали ему, что в основанных им монастырях богослужение совершается по установленному чину, они регулярно собираются в храм на вечерню и повечерие, полунощницу и утреню, для чтения часов и служения Божественной литургии. Но святой вместо ожидаемой похвалы обратил к ним слово порицания: «Если вы молитесь только в то время, которое отведено для службы,— сказал он,— значит, вы не молитесь вообще»…
Чтобы котел не остывал
Очевидно, что в словах святителя, на первый взгляд представляющих собой некий парадокс, заключается очень глубокий смысл. Это и вправду так. Безусловно, нет ничего худого в том, чтобы регулярно собираться для молитвы в церкви, это в высшей степени похвально и спасительно для души. Но ведь большую-то часть жизни мы проводим не в храме! Дом, работа, улица, магазины… И мы «наполняемся» всем тем, чем заняты в течение дня, всем тем, что есть по Екклезиасту суета сует (Еккл. 1, 2) и томление духа (Еккл. 1, 14). И потом, приходя в храм или вставая, чтобы прочитать утреннее либо вечернее правило, с великим трудом от этого томления и суеты освобождаемся — если, конечно, вообще освобождаемся. Один преподобный отец сравнивал человека молящегося с раскаленным котлом, на который не могут садиться насекомые.
Наш же «котел» слишком часто остывает и потому естественно, что для того, чтобы он хотя бы иногда раскалялся, необходимо постоянно подогревать его. Иными словами, для того чтобы хорошо помолиться в отведенное для того время, нужно и в остальное время также пребывать в молитве.
Есть апостольская заповедь, гласящая: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Она кажется небесной, недостижимо высокой, даже пугает. Но можно немного перефразировать — чтобы не отпугивать только: «Старайтесь непрестанно молиться». А где старание ради Господа, там и помощь Божия. И что человеку невозможно, то, конечно, возможно Богу.
«Имейте в себе поучение»
Ум человека всегда чем-нибудь занят, но далеко не всегда — тем, что и на самом деле полезно или необходимо. Для размышлений серьезных мы собираемся не так часто, как, возможно, следовало бы. Большую часть времени ум где-то скитается, так что очень нередко, спроси нас кто-нибудь, о чем мы думали минут за пять до того, как нас окликнули, мы и ответить-то не сможем. И, может быть, это не было бы само по себе бедой, если бы все эти блуждания ума не приводили нас в область страстей и грехов и не удаляли в конечном итоге от Бога. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что человек должен быть подобен колесу, которое лишь незначительной частью своей поверхности касается земли, в то время как большая его часть обращена вверх. Также и наш ум, наше сердце, наш дух могут быть обращены к земле, и мы будем земными. А могут быть обращены к Небу, и мы будем небесными. Но для такого обращения недостаточно лишь усилия воли, одного только намерения. Для этого необходима молитва или, как говорили некоторые отцы древности, в частности, преподобный авва Исаия Отшельник, «поучение». Поучением они называли, как правило, короткое молитвословие, строчку из Нового Завета или Псалтири, которые были на устах и в уме человека, о которых он размышлял (или в которых «поучался») и посредством этого «горе имел свое сердце». Например, преподобный Иоанникий Великий непрестанно повторял слова: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!». Кто-то молился: «Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр прости». Другой спасался псаломскими словами: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». А многие — исповеданием мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Но с течением времени главным «поучением», той краткой молитвой, которая позволяла постоянно памятовать о Боге, стала в Православной Церкви молитва Иисусова.
Делание спасительное
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»,— так она звучит. В ней мы просим о самом главном, потому что в чем еще мы так нуждаемся, как в милости Божией? Но достоинство ее и в другом — в ней мы постоянно обращаемся ко Христу, в Котором одном наша жизнь и спасение, посредством ее мы постоянно помним о Нем, ощущаем реальность того, что всё, что мы делаем, делаем перед Его лицем.
Бытовало в различные времена немало ложных мнений о молитве Иисусовой. Кто-то утверждал, что она есть делание лишь монахов, проводящих строгую и уединенную жизнь, и от нее якобы многие впадают в прелесть. Кто-то, напротив, полагал, что она «сама по себе» спасает человека. Конечно, и то, и другое неверно. В том, что не одним монахам она заповедана, уверяет нас и апостол Павел, увещая к молитве непрестанной, и церковный устав, предписывающий неграмотным мирянам заменять все молитвословия и богослужения, кроме литургии, определенным числом Иисусовых молитв. В том же, что молитва не спасает «автоматически», уверяет Господь, когда говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6, 46).
Но соединенная с доброй христианской жизнью молитва Иисусова остается для нас деланием и доступным, и, самое главное, спасительным, и призывание имени Христова радует, и врачует, и укрепляет человеческую душу. И по временам даже приоткрывает ей тайну того, что есть Царствие Небесное, которое внутрь нас есть (ср.: Лк. 17, 21).
Навыкновение
Как в любом ином делании в молитве Иисусовой очень важен навык. С одной стороны, кажется, очень удобно прибегать к ней во все то время, когда мы не заняты каким-то интеллектуальным трудом (хотя при определенном опыте и интеллектуальный труд не является помехой для молитвы). С другой, оказывается, что это не так-то и просто — постоянно «удерживать» молитву. Первое время, когда человек лишь начинает в ней упражняться, молитва действительно творится обычно очень легко — словно «кто-то помогает». Но это потому, что и на самом деле помогает — Господь. Однако немного позже все изменяется, и уже от самого человека требуется труд и даже подвиг.
Есть несколько практических способов, позволяющих облегчить навыкновение Иисусовой молитве. При своей простоте они весьма действенны.
Прежде всего, необходимо дать ей место в своем обычном молитвенном правиле. Лучше всего, если перед прочтением утренних молитв получится полагать какое-то количество поклонов с Иисусовой молитвой и так же — после вечерних. Начинать можно со 100 или даже 30 молитв, при этом, как и вообще при молитве, нужно заботиться более всего о внимательном и благоговейном произнесении ее слов. Молиться лучше по четкам, чтобы не отвлекаться на «подсчеты». При этом, как советовал святитель Феофан Затворник, на малых узелках можно совершать поясные, а на больших — земные поклоны. (Впрочем, это кому как угодно, можно и на каждый маленький узелок совершать земной поклон, главное, чтобы это не рассеивало внимания.) Если удастся, то хорошо было бы выделить особое время для такого же небольшого правила и днем.
Так же важно постараться определить, какое количество молитв мы можем творить в течение дня — когда идем, едем в транспорте, занимаемся какими-то домашними делами и т.п. (Это тоже лучше делать с четками, только, разумеется, маленькими.) И, руководствуясь этим, стараться каждый день такое число молитв совершать. Дело здесь, конечно, не в числе — это просто некий способ самоконтроля.
Очень полезно бывает — если это, разумеется, возможно — через какие-то небольшие промежутки времени (скажем, однажды в час или даже в два часа) останавливаться и одну, две, три минуты молиться Иисусовой молитвой внимательно, ни на что не отвлекаясь. Желательно — стоя и перед иконами, но можно и просто сидя за рабочим столом, никак не привлекая к себе внимания.
Распространенные ошибки
Стараясь, чтобы молитва все время была в уме или на устах, безусловно, нужно заботиться и о том, чтобы она не проговаривалась машинально. Ее цель — дать нам живое чувство присутствия Бога в нашей жизни, нашего реального, подлинного предстояния перед Ним. Она ни в коем случае не должна превращаться в некую медитацию — а современный человек к такому «соскальзыванию» склонен. Мы все время должны следить за своим сердцем — согласно ли оно с молитвой, не получается ли так, что мы просим Господа о милости к нам, а сами в это же время вынашиваем «планы мести» кому-либо. Молитва должна «подтягивать к себе», изменять, преображать всю нашу жизнь. В ней мы духом своим обращены ко Христу, и в душе нашей должны отпечатлеваться свойства Христовы — Его милость, Его любовь, Его смирение, это и является подлинными плодами молитвы. Если же мы творим по нескольку тысяч молитв в день, но при том готовы буквально уничтожить того, кто нас от нее отвлечет, то очевидно, что наше молитвенное делание нуждается в исправлении.
Не стоит ни в коем случае увлекаться теми «психофизическими техниками», которые можно найти в Славянском Добротолюбии — присаживание на низкий стульчик, сведение ума с дыханием в сердце, искание сердечного места. Все это для современного человека, у которого голова буквально забита разными представлениями о «духовности», почерпнутыми из различных восточных практик, человека изломанного, сложного, принесет не пользу, а вред. А иногда даже приведет к прелести.
И еще: ни в коем случае не надо своим упражнением в молитве Иисусовой гордиться словно чем-то «особенным». Как очень точно замечает архимандрит Рафаил (Карелин), может ли гордиться нищий тем, что постоянно просит милостыни, причем просит голосом жалобным и красивым?
Желательно возникающие вопросы о молитве задавать своему духовнику, вообще советоваться с ним по этому поводу. И обязательно — не забывать о тех книгах, которые могут и уберечь от ошибок в молитве, и помочь в ней, и сообщить дух б€ольшей ревности в этом делании.
Прежде всего из таких книг следует назвать сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный валаамским игуменом Харитоном («Умное делание. О молитве Иисусовой». «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви»). Также — главы, посвященные Иисусовой молитве, во втором томе «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова) и наставления о ней же, содержащиеся во многих письмах и творениях святителя Феофана Затворника. Полезно ознакомиться с работой греческого митрополита Иерофея (Влахоса) «Одна ночь в пустыне Святой Горы». Замечательные слова о молитве можно найти у современного нам автора архимандрита Ефрема Святогорца в его «Отеческих советах».
Впрочем, это все — только небольшая часть литературы, помогающей человеку правильно войти в молитвенное делание. Как и вообще сказанное в этой статье — лишь малая крупица того, что можно было бы сказать о молитве Иисусовой как таковой. Поскольку гораздо больше скажет о ней христианину сам опыт.
Игумен Нектарий (Морозов)
Tags: Молитва Иисусова, делание, непрестанная молитва, поучение
Subscribe

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments