igumen_nektariy

Category:

Chiesa Russa

продолжение паломнических заметок

В 1995 году мне привелось несколько дней прожить в домике при русском храме. Тогда он принадлежал Зарубежной Церкви и настоятелем его был архимандрит Марк (Давитти), итальянец по происхождению, оказавший мне трогательно радушный прием. Сейчас отец Марк – клирик Московского Патриархата и служит настоятелем православного храма в Болонье (это в 2006 году, несколько лет назад о. Марк почил). А здесь теперь настоятельствует протоиерей Владимир Кучумов, который любезно соглашается в оставшееся до всенощной время рассказать нам немного о жизни своего прихода.

Отец Владимир с матушкой приехал в Бари семь лет назад; занимался передачей Русской Православной Церкви храма и части прилегающего к нему здания (в виду знания итальянского языка, а возможно, и в силу каких-то иных причин). Потом был назначен настоятелем. Когда он только начинал тут служить, постоянных прихожан было 10–15 человек, сейчас – около 100. По местным меркам это очень солидный приход и – многонациональный. Его составляют русские, украинцы, грузины, греки и, конечно, итальянцы.

Многонациональность прихода определяет и его "многоязыковость", богослужения совершаются на нескольких языках: на церковнославянском, итальянском, греческом, грузинском. Доминирует, конечно, церковнославянский. Но, например, "Символ веры", "Отче наш" звучат на 4 языках. Сначала поют по-церковнославянски. А потом специально выбранные представители от каждой языковой группы читают его на своем родном языке.

Разумеется, что отцу Владимиру приходится достаточно бдительно относиться к малейшим признакам возможного "разделения по национальному признаку". Поэтому любые проявления национализма сразу же очень решительно, со всей строгостью пресекаются.

А вообще здесь "полноценный" приход в нашем, российском понимании: есть много людей, для которых храм – центр их жизни, кто-то остается убираться, кто-то еще чем-то помогает.

Конечно, зачастую работу с новыми прихожанами приходится начинать практически с нуля, объяснять не какие-то сложные богословские истины, а просто: Кто есть Господь, что есть христианство. Некоторые, только придя в русский храм, сделали для себя "открытие", что в Бари находятся мощи святителя Николая. Но распространяется информация быстро. "Пойдешь,– говорят,– помолишься, и, если, скажем, работы нет, то обязательно будет". Поэтому, по выражению отца Владимира, кто-то ходит в базилику, как на биржу труда. Примитивно, может быть, но с этого и начинается для многих путь в Церковь.

Регулярно из России привозятся сюда книги, собралась большая библиотека. Прихожане читают, и в этом отец Владимир видит одну из созидающих приход сил.

***

Бывают порой курьезные, но очень занимательные ситуации. Пришла пара, попросили повенчать по-украински – "западынцы". Никакие объяснения – о том, например, что церковнославянский и есть "украинский", пришедший к нам из Киевской Руси,– не действовали. Отец Владимир позвонил отцу Марку в Болонью: что делать? Позвонил, зная, что отец Марк по-украински едва ли не лучше, чем по-русски говорит (а русский отец Марк точно знает хорошо).

В итоге отец Марк сам приехал в Бари и повенчал эту пару в базилике, в "православном" приделе. И все были очень довольны. Отец Владимир недоумевает: как же их венчал отец Марк? Оказывается – по-церковнославянски. Еще большее недоумение – и что же, как удалось "удовлетворить запросы" венчающихся? Отец Марк делает небольшое уточнение: по-церковнославянски, но с украинским акцентом…

продолжение следует


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.