?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из последних приходских бесед, которой захотелось поделиться.

Я бы хотел сегодня поговорить с вами о том, что волнует всех, кто следит за происходящим в мире современного православия, да и в целом за тем, что происходит вообще в сегодняшнем мире. Но прежде всего наверняка вы следите за событиями на Украине, знаете все, что касается возможности предоставления автокефалии Киеву Константинополем, какими обстоятельствами все это сопровождается, знаете о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Трудно сказать, к каким еще последствиям это может привести в дальнейшем. Прогнозы строить по этому поводу трудно, но есть риск нарушения единства того православного мира, который существует сегодня. Наверное, если разбираться, кто в этом виноват, по чьей вине это происходит, то можно зайти достаточно далеко. Наверное, правильней будет сказать, что в основе всего лежит стремление людей к власти друг над другом, стремление к господствованию и все человеческие страсти, которые в сердце каждого человека наверняка обретаются. Только очень горько и очень болезненно то, что из-за страстей какого-то определенного количества людей может пострадать гораздо большее число людей и вот эта болезнь разделения, эта болезнь разрывания общей ткани церковной жизни может зайти очень и очень далеко. И на фоне всего остального происходящего в мире это, безусловно, смотрится еще более драматично, потому что мы видим войны, локальные, которые вспыхивают то здесь, то там, видим какие-то очаги нестабильности. Есть немало людей, которые склонны все происходящее называть неким всемирным заговором против России, но мне кажется, что все гораздо проще и в то же время сложнее, просто мир - это больной с очень длительной историей болезни, эта болезнь, которая не имеет исцеления, которая будет длиться до тех пор, пока мир существует. Но в любой болезни, как мы знаем, бывают периоды ремиссии, бывают периоды обострения, и вот то, что происходит сейчас, очевидным образом выглядит как обострение тех хронических болезней, которыми недугует наш мир. И мы в очередной раз оказываемся на пороге его передела, его глобальной перекройки и знаем, что никогда ранее это не происходило безобидным образом. Всегда это сопровождалось кровопролитием, всегда это сопровождалось крушением человеческих судеб, всегда это как некий каток прокатывалось по множеству людей, которые никоим образом не хотели бы участвовать в этих страшных разрушительных процессах, но тем не менее не могли от них сохраниться.
Кто-то следит за развитием нынешней ситуации внимательно, анализирует ее, кто-то, наоборот, старается во все это не всматриваться лишний раз, оберегая свой душевный комфорт, но тем не менее все ощущают, что что-то в происходящем не так, причем как-то глобально не так. И естественное чувство, которое при этом возникает, это чувство не только обеспокоенности, но и страха. И естественно нельзя не задаваться вопросом как относиться к происходящему верующему человеку и что вообще в этой ситуации мы можем делать. Потому что совершенно очевидно, что от нас с вами не зависят судьбы мирового православия, от нас не зависит судьба этого мира как такового, наша роль гораздо скромнее - от нас зависит наша собственная судьба, и, пожалуй, это самое важное, о чем мы должны в первую очередь думать. Ведь из жизни отдельных людей, из судеб отдельных людей складывается в том числе и некая общемировая ситуация, общемировая картина. Но мы, повторюсь, можем отвечать только лишь за то, что касается лично нас самих. И самое главное, от чего нужно сохраниться в этом положении в котором мы находимся, это от паники, от этого захлестывающего порой человека страха и от тех апокалиптических настроений, которые очень свойственны для определенной части нашего православного сообщества. Бедствия, войны, нестроения - и тотчас же начинаются разговоры о том, что все: уже завершается история этого мира, отпущенное нам время закончилось, и вот-вот нам стоит ожидать пришествия Антихриста, а вслед за тем и всего того, о чем говорится в книге Откровения святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. Но нужно все-таки сохранять трезвость и помнить, что в сущности не происходит ничего нового, по сказанному у Екклесиаста: «и это было в веках бывших прежде нас». Потому что были и нестроения в церковной жизни, были и войны, которые захватывали большую часть цивилизованного, а порой и нецивилизованного мира, этому всему сопутствовала какая-то страшная дезориентированность, дезорганизованность людей, что мы наблюдаем и сейчас.
Поэтому в сущности, повторюсь, нового ничего не происходит. Многократно все это Церковь переживала, и все это переживал и мир, и люди, и вполне возможно, что мы тоже все происходящее переживем и выйдем из этой ситуации с не очень большими потерями. Но чтобы эти потери были действительно не очень большими, нужно принять для себя еще несколько очень важных данностей.
Прежде всего: когда на наших глазах будут возникать различные лагеря, когда люди будут враждовать друг против друга, очень важно не включаться ни в какую борьбу, не ожесточаться ни против кого, не произносить слова проклятий, никого не считать в этой ситуации особенно виноватым. Вот Константинопольский Патриарх, который принимает определенные решения. Что стоит за его решениями? Есть по этому поводу определенные мысли, есть по этому поводу определенные аналитические выкладки, но на самом деле всегда в первую очередь необходимо смотреть не на действия какого-то одного человека или какой-то группы людей, а видеть некую взаимосвязь во всем происходящем. Потому что совершенно очевидно, что если бы наша церковная жизнь была жизнью по-настоящему здоровой, полноценной и жизнь каждого из нас была бы такой же, то ничего бы с нами не происходило. Церковь существовала бы совершенно благополучно без тех искушений, без тех раздираний, которые в ней происходят сейчас. Причина в сущности, в том, как все мы живем. Что такое кризис? Кризис – это суд в отношении всей нашей жизни, время, когда проверяется то, что есть в каждом из нас. И кризис церковной жизни, кризис церковных отношений не является в этом смысле исключением. Каждый из нас сталкиваясь с этим кризисом, волей не волей заглядывает в свое собственное сердце, и то, что мы там находим, является в этой ситуации для каждого из нас самым важным. Не какие-то внешние обстоятельства, не то, что будет с миром и Церковью в целом, а то, что будет с каждым из нас в результате, к чему каждый из нас придет.
Незадолго до революции, когда буквально рушилась та жизнь, которой жили на протяжении многих столетий наши предки, к преподобному Варсонофию Оптинскому приходили люди и спрашивали: что же будет с Церковью, ведь все распадается буквально на глазах! А преподобный Варсонофий отвечал на это единственно верным образом, он говорил, что Церковь будет существовать до самого скончания мира, потому что врата ада, как сказано, ее не одолеют. Поэтому не бойтесь за Церковь, следите за собой. Что станется с каждым из нас и, самое главное, останемся ли мы в Церкви и будем ли мы в Церкви истины или куда-то мы из нее уклонимся, вот это самый насущный вопрос. Я думаю, что столь же важным этот вопрос остается и сегодня. Вместе с тем, не включаясь ни в какую борьбу, не входя ни в какие лагеря, группировки, очень важно наблюдать за происходящим, оценивать его. Я уже обмолвился, что кто-то внимательно всматривается в то, что сейчас творится в мире и в Церкви, кто-то находится на периферии всего этого и всего лишь ощущает некую смутную, но тем не менее достаточно сильную тревогу, но все-таки нам даны глаза, нам дан разум, нам дана способность к анализу, и мы обязательно должны все эти данные нам Богом возможности использовать. Если мы будем оставаться внутренне совершенно безучастными, если будем считать, что, чтобы ни происходило, это нас не касается в принципе, то конечно тоже очень велик риск, что в какой-то момент мы впадем в то или иное заблуждение, просто не заметим – где мы и что с нами. Обязательно нужно и интересоваться, и со вниманием к происходящему относиться, и задавать вопросы тем, кому мы доверяем, в чьем душевном и духовном здоровье мы уверены, и кто может помочь нам сориентироваться, когда мы эти ориентиры начинаем утрачивать.
Если в этой ситуации кто-то обретает в своем сердце злобу, раздражение, осуждение, досаду, то очевидно, что эти чувства совершенно не христианские. И, опять-так,и не важно кто служит в данном случае мишенью или какой-то целью или объектом нашей ненависти и раздражения, досады, будет ли это Вселенский Патриархат или будет это Госдепартамент Соединенных Штатов Америки или что-то другое. Совершенно очевидно, что если эти чувства будут нас наполнять, то в них не будет ничего из того, что должно характеризовать учеников и последователей Христовых. И ни Вселенский Патриарх, ни тот же Госдепартамент совершенно от происходящего в нашем сердце не пострадают, а вот сами мы будем от этого страдать и будем наполняться тем, от чего нам на самом деле следовало бы как христианам освобождаться.
Нам всегда кажется, что нужно искать какие-то особые пути для того чтобы преодолеть подобные кризисы, подобные настроения, но в действительности пути к их преодолению носят очень общий и очень известный для нас характер. Собственно, все то, о чем говорится в Евангелии, это и есть преодоление любого кризиса, это есть выход из любого затруднительного положения. Когда мы стараемся и любить, и прощать, и бороться с теми недобрыми чувствами, которые возникают в нашем сердце вопреки любви и вопреки прощению, мы исполняем свой христианский долг. И Господь не оставляет тогда ни нас в Церкви, ни Церкви тем паче не оставляет, и все грозы и все бедствия если и ударяют по нам, то, по крайней мере, нас не убивают. И если не обходят нас совершенно стороной, то тем не менее не захлестывают совершенно. И мы не тонем в какой-то страшной морской пучине из которой нет спасения. И я думаю, что и сейчас те люди, которые будут стараться жить по-христиански, для которых на первом месте будут оставаться Господь и Его Евангелие, а не человеческие страсти, не чья-то борьба за власть, не какие-то обвинения друг друга в том, в чем на самом деле каждый виноват сам, мы тоже сможем избежать того искушения, в которое сегодня ввергается Церковь, в которое ввергается мировое православие. Точнее, не избежать, а с честью, то есть по-христиански выйти из него.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 06:53 am (UTC)
Гнев и негодование также свойственны праведному человеку как и любовь, не может святой человек спокойно и без негодования наблюдать как попирается справедливость на его глазах, примером тому служит Иисус Христос, который воспламенился гневом когда увидел не благоговейное отношение к храму, взял бич и выгнал торгашей из храма. Почему обычно излучающий на всех лучи любви и сострадания Иисус Христос переменился в тот момент, и мы увидели Его гневающимся? Так же есть еще место в Евангелии где говориться о том что Иисус Христос вознегодовал, например:

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.(Св. Евангелие от Марка 10:13,14)

Гнев т. е. по другому возмущение - это нормальная реакция на неправду. Когда мы видим что кто то хищническим путем отбирает у другого то, что ему не принадлежит, то спокойно смотреть на происходящее будет только законченный эгоист, которому нет дела ни до кого. В данный момент происходит попытка отобрать часть русской православной церкви, которая 1000 лет была едина, где совместными усилиями строились храмы и налаживалась жизнь в епархиях и вот кто то этими трудами хочет воспользоваться, кто то хочет (константинопольский патриарх) оторвать кусок себе, лишь только потому что его попросил светский человек Порошенко, ненавидящий Россию и ищущий как бы побольнее ей сделать. Конечно реакция московского патриархата на такую неправду тоже мне кажется чересчур уж слишком неадекватная - разрыв евхаристического общения с братьями греками, но как остановить бесправие, которое кстати уже не впервой происходит со стороны Константинополя, вот в чем вопрос?


(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:07 am (UTC)
Представьте такую ситуация,вы игумен монастыря, вы изначально его построили, навели там порядок, благоустроили его, много прихожан и благотворителей привлекли к нему и вот к вам заявляться другой человек с саном игумена и требует отдать под его руководство принадлежащий вам и построенный вашими трудами монастырь, справедливо это?
igumen_nektariy
Nov. 8th, 2018 10:05 am (UTC)
Так бывает очень и очень часто. Не в Константинопольском Патриархате, у нас.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 06:14 pm (UTC)
Это печально конечно, помню был случай когда паства заступилась за своего отца духовного у которого епископ пытался отобрать все труды его рук и встала на его защиту, но вроде там все плохо закончилось, все равно настоятеля перевели в другое место.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:10 am (UTC)
Я не понимаю, что сейчас люди не спасаются в церкви украинской, для того что бы люди там получали спасение нужна обязательно автономия? Что за бред?
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:11 am (UTC)
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывать связь с Митрополитом Киевским. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх Московский не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала ХХ столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в жизнь вечную. (Схиархимандрит Зосима Сокур.)
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 04:45 pm (UTC)
Кто вам мешает быть в Русской Церкви? Если ваша семья любит любит сыр, не значит что и моя должна его кушать. Таких предсказаний всяких старцев - вагон и не маленькая тележка.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:23 am (UTC)
Дело в том что нынешнее правительство Украины взяло курс на евроинтеграцию, что подразумевает под собой принятия западных ценностей, без чего стать частью "цивилизованного мира" невозможно. И этому процессу (вливание в европейское общество) очень сильно мешает церковь православная и ее система ценностей, вот и наноситься сейчас удар в то, что больше всего мешает этому процессу (евроинтеграции)в православную церковь, и за одно перерезается последняя связь со Святой Русью.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:38 am (UTC)
Глядя на всю эту ситуацию иногда прокрадываются очень печальные мысли, видится все вот так, как в государстве есть пятая колонная, люди изнутри разрушающие государство так и в недрах церкви есть тоже своя пятая колонна, люди которые влились в церковь с целью ее разрушить изнутри. Вот например постоянно у меня маячит такой вопрос в голове, почему митрополит Илларион Алфеев лезет из кожи вон что нас как то сблизить с католиками и при этом никак не препятствует разрыву много-векового единства православных греков с русскими православными людьми? Я не понимаю, постоянно он говорит о том как жаль что когда то единство между Западной Церковью и Восточной было нарушено и как бы хорошо было бы его восстановить и тут же, теперешнее руководство русской православной церкви идет на раскол внутри самой Восточной Церкви, как то это все не вяжется.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:41 am (UTC)
Неужели единство с католиками дороже единства с православными братьями греками? Иногда даже прокрадывается мысль что нас специально поссорили что бы потом замерить с католиками. Странно но после всего случившегося митрополит Иларион Алфеев зачем то ездил на аудиенцию к папе, спрашивается зачем?
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:43 am (UTC)
Отчитаться о проделанной работе?
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 07:53 am (UTC)
В YuoTube много есть фильмов в честь православных праздников созданных митрополитом Иларионом Алфеевым и в каждом фильме есть обращение к примерам из католической церкви, спрашивается зачем фильм предназначенный для просмотра православным людям строить на примерах из чуждой нам традиции? Ни один фильм митрополита Илариона не обходиться без упоминания католиков, создается такое впечатление что митрополит очень сильно хочет возжечь в сердцах людей православных любовь к католической церкви.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 08:07 am (UTC)
В последнее время очень сильное влияние на духовность в нашей стране оказали такие святые люди как старец Паисий Святогорец и старец Порфирий Кавсокаливит и вот мне кажется дьявол решил понизить авторитет этих людей в нашей стране и устроил эту провокацию, он не может смотреть как Афонское подвижничество благотворно влияет на людей и хочет его отрезать от всех.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 08:25 am (UTC)
Что в плане духовном нам может дать церковь католическая? Да ничего, так как там уже давно отсутствует духовная жизнь, а вот Греции и Афон очень много могут дать нам в плане духовном и вот отсюда становиться ясно с кем мы должны действительно поддерживать единство а с кем - нет. Митрополит Иоанн Снычев писал о католическом Западе:

Западный мир, хвастливо именующий себя «цивилизованным» и кичащийся многовековой христианской культурой, на деле являет собой жуткое зрелище тупого, животного равнодушия к вопросам истинно духовной жизни. (Тайна беззакония.)
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 08:39 am (UTC)
Как мне кажется экуменисты с нашей стороны так и с другой виновны в том что сейчас происходит в мире православном, экономисты - это люди которым на самом деле не нужно единство внутри самой православной церкви а нужно единство со всеми остальными еретиками. Они не дорожат единством внутри церкви, их заботит другое единство, единство со всем остальным миром.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 08:41 am (UTC)
Как мне кажется экуменисты с нашей стороны так и с другой виновны в том что сейчас происходит в мире православном, экуменисты - это люди которым на самом деле не нужно единство внутри самой православной церкви а нужно единство со всеми остальными еретиками. Они не дорожат единством внутри церкви, их заботит другое единство, единство со всем остальным миром.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2018 09:32 am (UTC)
Во многом, в чем мы обвиняем Варфоломея и Фанар, грешит и наша патриархийная элита, и наша система духовного образования, и наши глянцевые церковные интеллектуалы. Может потому нашей церковной верхушке и нечего предъявить Фанару, кроме территориальных претензий, что игру они играли одну и лишь правила понимали по-разному?

Экуменизм и филокатолицизм – грехи, которые сгубили в XX веке некогда славную древнюю кафедру – кафедру Иоанна Златоуста и Григория Богослова, сегодня становятся инструментом «церковной дипломатии» против «восточного папизма». Московские экуменисты хотят переиграть экуменистов фанарских с помощью папы Римского. Не поэтому ли нынче – после поездки митрополита Илариона (Алфеева) в Ватикан 19 октября – все больше и больше у православных вызывают опасения прогнозы о предстоящем визите папы Франциска в Москву в 2019 году?[4]

Если это не так, то к чему вот эти слова владыки Илариона на тему «православно-католического диалога»: «В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших Церквей и миром в наших Церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа. Приведу один пример. Когда Патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI и произошло взаимное снятие анафем, почти все афонские монастыри перестали поминать Константинопольского Патриарха. Мы не должны создавать подобной ситуации, нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих»[5].

Источник: сайт "Благодатный огонь" статья "Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит." (Диакон Илья Маслов)
ppetrovichh
Nov. 8th, 2018 03:54 pm (UTC)
Церковь, основанная не на любви, а на "политике" , - может ли быть настоящей Церковью?
Если верующий преисполнен непримиримой злобой к "врагам", и желает отделиться от них, соединяясь с такими же по духу людьми, что и он сам, - то что это будет за "церковь" - ?
Нет, я не желаю какого-то зла тем раскольникам, на которых наложена анафема. Но ведь снять/отменить анафему может только Церковь, которая эту анафему провозгласила. Никто за неё эту анафему не может отменить. Так мне казалось (причём нужно ещё учесть необходимое условие для отмены, - покаяние).
А оказалось, что и другая Поместная церковь может решать эти вопросы, причём совершенно свободно.
gilluin
Nov. 8th, 2018 06:16 pm (UTC)
Вот поэтому изучение истории очень помогает в духовной жизни :) Проявлять терпение и стойкость во время кризиса наверняка очень духовно полезно.
valeryva
Nov. 9th, 2018 09:00 am (UTC)
«созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» [Мф. 16:18].
На Украине актуальность вопроса - «зачем ходить в церковь, Бог внутри меня» приобретает, неожиданный поворот. Страшно оказаться перед выбором в каком храме благодать, если ничего не понимаешь в церковном каноническом праве, в нравственном Богословии, в политике. Страшно рисковать своей жизнью и благополучием своих детей, идя в гонимую государством церковь. Как на Украине возможно будет жить по-христиански, веря в Господа и Его Евангелие, без возможности причащаться, когда истинная церковь уйдёт в подполье? Ситуация страшнее, чем в богоборческом СССР – на Украине на блюдечке преподносится «суррогат». Наверное Максиму Греку было легче переносить отсутствие возможности причащаться, чем украинцам испытывать соблазн причаститься у нечестивых. Искать и осуждать причины такого развития событий, знать людей носителей этого зла украинцы вынуждены, чтобы сделать правильный и опасный для жизни выбор, но при этом молить Бога избавить от болезни злобы и о возможности причащаться.
У нас в России нет проблемы вести христианский образ жизни, верить, молиться и раз в две недели причащаться в родном храме. Но нам очень больно от отрыва от святынь Киева, Афона, больно за родных людей на Украине, за физическое уничтожение православных на востоке, за предательство Константинополя, страшно за будущее Православных Церквей сестёр. У всех этих «болей» есть причины и конкретные носители. Убежать от информации в «пустыню» практически невозможно, а без Божьей помощи разобраться в ней, сделать правильные выводы, не заболеть злобой к врагам, понять за кого и как молиться тем более.
Любить и прощать собственных врагов, тех которые тебя предают, унижают, пытают и убивают – одно, тех, кто унижает, пытает и убивает твоего ребёнка или мать – другое. А как любить и прощать тех кто предаёт, унижает, пытает и убивает Господа и Его Церковь? Как любить Иуду, Ирода, Чикатило? И как найти грань между болезнью злобы и «праведным гневом»? Ответ очевиден – постоянная молитва (если научился творить её в любой ситуации), Евангелие (если не отняли), причащение (если есть Православная церковь) и воля стремиться ко всему этому.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

igumen_nektariy
igumen_nektariy

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner