igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Ощутить себя бессмертным

«Все мы уйдем — все мы встретимся: богословские аспекты жизни и смерти» — так называлась лекция-встреча, которую провел 7 сентября в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов). На встречу пришли приходские волонтеры, семинаристы, врачи, просто люди, увидевшие объявление в храме и понявшие для себя, что это больной, в чем-то неразрешенный для них вопрос. Можно сказать, что эта встреча, проводимая в рамках цикла «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом» получилась в ряду других какой-то особенно откровенной. В словах отца Нектария была попытка очень бережно коснуться той боли, которую испытывал почти каждый сидящий в зале человек — ведь практически у каждого есть опыт переживания утраты, после которого он обращал свой взор в Небо и спрашивал: «Господи, почему всё так, почему мы вообще умираем?». Предлагаем вашему вниманию фрагменты из этой беседы.


Лампочка, гори!

Мы видим и знаем, насколько по-разному относятся к смерти люди. Кто-то ее боится, и это достаточно естественно; кто-то вообще не задумывается о ней, словно это нечто легкое и мимолетное; кто-то старается о смерти сознательно забыть, как будто бы можно таким образом ее избежать. Но всё это объединяет одно непременное чувство: для человека нормально ощущать себя бессмертным и совершенно ненормальна мысль о том, что он умрет и вместе с тем закончится его бытие. Что-то в его естестве, в его сердце противится этой мысли о смерти. И объяснить, понять это для себя он может только обретя веру и осознав, что каждый из нас присутствовал в замысле Божием еще прежде сотворения этого мира и будет присутствовать в вечности.

В разговоре о смерти — ведем ли мы его с кем-то из близких или размышляем с самими собой — есть один очень важный момент: если человек не имеет правильного отношения к смерти, то он не сможет по-настоящему полноценно прожить и отпущенную ему жизнь на земле. Согласитесь, кредо атеизма «я родился, а потом я умру и меня никогда не будет» и кредо верующего человека «я родился, чтобы жить вечно» не только имеют совершенно различную суть, но и задают совершенно разную тональность повседневной жизни. Человек, который родился для того, чтобы, как он считает, умереть и совершенно исчезнуть, на самом деле умирает каждый день. А человек, родившийся для того, чтобы жить, — каждый день живет, что бы с ним ни происходило.

Говоря о том, что смерть неестественна для человека, нужно сказать и вообще о том, почему человек смертен. Мы знаем из Священного Писания, что Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия (Прем. 1, 13–14). Первоначально человек был сотворен не знающим смерти, и в его естестве не было того тления, вследствие которого мы умираем сегодня. Смерть вошла в нашу жизнь через грех, через отпадение наших праотцев от Бога. Первое предостережение, которое слышит человек от Творца: а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Многие святые отцы обращают внимание на то, что это ни в коем случае не угроза, не обещание наказания и тем более не какая-то месть. Бог указывает людям на совершенно естественное следствие их предполагаемого поступка так же, как родители объясняют ребенку, что нельзя прикасаться к оголенным проводам или хвататься за горячий чайник, стоящий на плите. И это грехопадение первых людей на самом деле от Бога отлучило, оно стало их духовной смертью.

Мы знаем, что человек — это существо, которое не имеет жизни в себе самом. Самая доступная аналогия здесь — это образ электрической лампочки. Ни одна лампочка сама по себе, какой бы совершенной она ни была, не может давать света. Она горит до тех пор, пока к ней идет ток, — так же и человек, каким бы могущественным он ни считал сам себя, чего бы он на своем жизненном пути ни достиг, живет только до тех пор, пока Господь поддерживает в нем жизнь. Мне не раз доводилось слышать от врачей-реаниматологов, что в их практике люди, которые по всем медицинским показателям должны были жить, порой умирали, а пациенты, в которых уже жизни было буквально негде удерживаться, выживали и проживали еще долгие годы. Один замечательный детский врач говорил мне: «У меня всё больше крепнет ощущение того, что решения принимаются не в реанимационной палате, а где-то в другом месте». И это тоже важно понимать, чтобы правильно к смерти относиться.

«Почему же Бог не вмешался?!»

Порой смерть вызывает такое чувство протеста, что человек — причем порой даже человек, которого неверующим никак не назовешь, — начинает обвинять Бога в тех несчастьях, трагедиях, которые произошли с его близкими или вообще происходят на земле. Что может ответить на это православный христианин? Наверное, нужно прежде всего напомнить о том, что мы всегда склонны искать кого-то, кто виноват в наших бедах. Когда человек едет в машине и превышает скорость, ему нужно, чтобы Бог не вмешивался в его жизнь, — а когда он в результате этого попадает в аварию, то начинает кричать: «Почему же Бог не вмешался?!». В этом есть некая двойственность и, конечно, лукавство. Не стоит забывать, что человечеству дан страшный и великий дар свободы, и это предполагает ответственность за те последствия, которые могут наступить.

Еще доводится встречаться с таким вопросом: «Почему все люди, которые жили и живут на земле после Адама и Евы и которые не ели никаких плодов с древа познания добра и зла, наследуют вину первых людей?». Дело в том, что мы наследуем не вину — мы наследуем последствия вины. И здесь опять-таки можно привести аналогию: скажем, супруги работали где-нибудь в зараженной радиацией зоне, потом переехали в благополучную местность, зачали ребенка — и этот ребенок родился больным. Он не был поражен радиацией, но он унаследовал последствия того поражения, которое получили его родители.

Опыт бессмертия

Может показаться, что в самом факте пришествия смерти в этот мир есть какая-то страшная несправедливость. Но на самом деле несправедливости нет, потому что физическая смерть, которая полагает предел земному бытию, явилась для падшего человечества своего рода благом: ведь люди, оставив Бога, предавались всем возможным порокам, которые они постепенно ввели в этот мир через свою практическую деятельность. И если бы они не умирали, это зло могло бы распространяться просто до бесконечности.

Конечно, на это можно сказать, что смерть полагает предел и тому благу, которое мог бы сотворить человек на земле, но с верующими людьми здесь нужно говорить, наверное, уже о другом. Физическая смерть для нас, христиан, становится залогом нашего обновления и, как мы веруем, жизни уже нескончаемой. Эту истину, как и многие другие, достаточно трудно внутренне принять. Мы оказываемся способны принять что-то, только когда об этом нам говорит наш опыт, — и деятельная христианская жизнь человеку такой опыт дает. Она дает человеку, еще живущему на земле, опыт бессмертия: это бывают краткие мгновения, но совершенно удивительные, в которые мы ощущаем, что та стена, которая стояла между нами и Богом, рухнула. И ощущаем то единение с Господом, ради которого, собственно, и живем.

Православие и современность


Tags: вечная жизнь, смерть
Subscribe

  • Высшая или моя?

    Мне кажется, что для того, чтобы избежать ошибки, надо постоянно задавать себе вопрос: та правда, которая кажется мне в той или иной ситуации…

  • Задевают - потому что большое...

    Такое расхожее выражение: "Задеть самолюбие"... Очевидно, что задевают его по преимуществу тогда, когда оно непомерно велико и цепляется…

  • Как Господь смиряет самолюбивых и тщеславных

    Я помню, как читал когда-то давно - почти 20 лет тому назад - у преподобного Никодима Святогорца в его "Невидимой брани" о том, как Господь смиряет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments