igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Протянуть Господу руку...

Новое интервью для сайта "Воцерковление". О спасении.

Вопрос этот волнует многих людей, даже тех, кто не считает необходимым ходить в храм: можно ли спастись и попасть в рай всем, или это привилегия только какой-то определенной группы населения земного шара? Рассказывает настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" игумен Нектарий (Морозов).
— Спастись могут все, ведь Господь на кресте искупил не одного человека, не какую-то категорию людей, Он искупил весь человеческий род. В это мы верим, и этому учит Церковь. И, безусловно, когда мы называем Господа Спасителем, то не отделяем только определенную группу людей, которая была спасена, от всех остальных, которые не были спасены. Но, вместе с тем, есть спасение, как возможность, теоретически доступная человеку, а есть спасение как реальность, то, к чему он стремится всю свою жизнь. Здесь уместна такая аналогия. Тонет человек, к нему бросается спасатель. Один утопающий с благодарностью принимает помощь, другой пытается вскарабкаться на голову спасателя, который его вытаскивает, и тонет вместе с ним, третий — продолжает паниковать и уходит на дно. Казалось бы, все просто — ты тонул и тебе послано спасение. Но на деле его можно принять, а можно отвергнуть или пренебречь им. Причины могут быть разные — недоверие, озлобление, порой и неразумие. То же самое можно сказать и о спасении души — доступно оно всем, но не все протягивают Господу руку в ответ. Посмотрите на Распятие: распростертые на кресте руки Христа обнимают весь мир, ко всем они простерты. Но людей, которые простирают руки в ответ, оказывается немного. Собственно, об этом повествует евангельская притча о званных и избранных. Званные — все. А избранные — те, кто сам захотел спастись.

— В нашей стране раз в несколько лет всплывает непонятно кем распространяемая теория «Золотого миллиарда» и некоторые другие ереси об избранности спасаемых. Среди определенных и, как думается, легко поддающихся внушению групп населения, такие «теории» особенно популярны. Что думает об этом Церковь?
— Подобного рода учения абсурдны, как и любые другие «тайные учения». Каковы способы проникновения в эти тайны, каковы способы их раскрытия? Проповедующий такие учения не сможет внятно и логично объяснить, откуда он узнал ту «тайну», которую пытается явить миру. Мы не находим в Священном Писании сведений о конкретном количестве спасенных и погибших. Если и упоминаются какие-то колена, рода, цифры, то все это явно носит символический характер. И уж цифра в один миллиард избранных в Писании точно не фигурирует! Спасение человека, одного лишь человека — вот это и есть тайна! Один подвижник говорил, что если он спасется и достигнет Царства Небесного, то удивится трем вещам: во-первых, тому, что он сам спасся, во-вторых, что не увидит в раю многих людей, которых рассчитывал там увидеть, в-третьих, тому, что встретит там тех, кого никак не предполагал встретить. Эти слова подчеркивают, что у нас нет никаких «приборов», с помощью которых можно точно определить, спасен человек, или нет. Спасение — это не сдача спортивных нормативов: за столько пробежал стометровку, столько-то раз отжался, столько-то подтянулся. Мы спасаемся по милости Божией. Как определить, кто достоин? Вроде бы никто не достоин, но Господь спасает! Наверное, если попытаться все-таки приблизиться к тайне человеческого спасения, то можно сказать так. Есть любовь Божия, и есть способность человека на эту любовь откликнуться. Именно любовь Божия спасает, но при условии, что на Его зов откликается человеческое сердце. Кто здесь, на земле, начал жить с Богом и для кого Бог стал дороже всего остального, тот и оказывается спасенным. И порой уже здесь имеет некое внутреннее «удостоверение» своего спасения. Не потому, что на нем поставлена печать «спасен», а потому, что тот, кто здесь живет с Богом, не может и в вечности без Бога оказаться.

— Неужели святые были уверены в своем спасении?

— Нет, конечно. Даже святые, до последнего, смертного, часа говорили о том, что они не сделали ничего доброго и надеются только лишь на милость Божию. Без этой надежды и спастись невозможно. Если человек отчаивается, унывает, это порой становится залогом погибели. Искать ответы на вопрос, как спастись, нужно, несомненно, в первую очередь, в Евангелии. Господь однажды в Евангелии описывает Страшный Суд, то, как он будет проходить. Все остальное — человеческие описания и только одно это описание Христово. В нем Господь говорит, что одним людям Он скажет: «Я был голоден, и вы накормили Меня, Я жаждал, и вы напоили Меня». А другим скажет, что и в их жизни являлся Он подобным образом, и они не помогли Ему. Одним скажет: придите, другим — отыдите…
В основе спасения лежит любовь. В первую очередь, любовь к Богу, во-вторых — любовь к ближнему. Исполнение второй заповеди возможно, когда есть стремление исполнить первую. И наоборот, если нет мысли об исполнении второй, то и первая превращается в какую-то абстракцию. Вот тот образ Суда, который показал нам Господь.
Есть и другие слова Божии, которые дают нам основания предполагать, кто спасется. Господь говорит: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

— То есть надо просто выполнять заповеди, данные в нагорной проповеди, и мы спасены!
— А кто скажет о себе, что все «пункты» им выполнены? Может ли человек сказать о себе: «Я милостив и потому достоин милости»? Нет.

— Что же теперь — пребывать в постоянном страхе наказания?
— Нам указан путь, которым надо идти. И если человек этим путем идет, если он старается исправить то, в чем его укоряет совесть, то постепенно, не размечая расстояния или времени, он проходит те состояния, которые описаны у Святых отцов. Проходит стадию раба, затем наемника и, в конце концов, ощущает себя сыном. Не потому, что он стремится из раба стать наемником и далее, нет, это происходит само собой. Порой святые говорили такие вещи, которые трудно понять простому человеку. Так, преподобный Максим Исповедник отвечает еретикам-монофелитам, принуждающим его вступить с ними в общение, что не может этого сделать не потому, что страшится быть осужденным на Страшном суде, а потому, что боится своей совести. Так может говорить только человек, который постоянно живет перед судом собственной совести.
И еще. Мы знаем, что Бог есть Любовь. Некоторые недоуменно спрашивают: как же любовь может осудить человека, обречь его на вечные страдания? Есть богословы, которые разрешают это кажущееся противоречие просто: на Страшном суде человека будет судить не столько Господь, сколько его собственная совесть. А суд Божий заключается в том, что все человеческие поступки явятся в свете Божества, и в этом свете совесть каждого человека либо оправдает, либо обличит его.
Симеон Новый Богослов говорит: то что не началось здесь, не может продолжиться в вечности. Если здесь не начать жизнь с Богом, то в вечности ее быть не может. И если здесь она была, то есть все основания надеяться, что в вечности она продолжится. Но здесь нужно быть осторожным. Когда человек считает, что он спасен, когда он убежден в этом, такая самоуверенность может стать основанием для его погибели. С другой стороны, когда человек считает, что он уже погиб, что спасение невозможно, то он грешит недоверием Богу, неверием, отчаянием. Это тоже страшно, и это тоже губит человека.

— Где же тогда спасение?
— А спасение — посередине. Знать, что по своим делам, по страстям, по грехам ты не достоин спасения, что ты погибаешь, и, погибая,— надеяться на бесконечную милость и любовь Божию. Но эта надежда может быть искренней и оправданной только в том случае, если ты изо всех сил стараешься заслужить Божию милость. Падаешь, плачешь, но встаешь и идешь вперед. Как в известной сказке про двух лягушек в кувшине с молоком, помните? Одна устала в конце концов барахтаться, сложила лапки, и утонула. А другая выбралась, взбив молоко в масло, нашла точку опоры. Так и люди. Если ты сложил лапки, то не спасешься, а если продолжаешь барахтаться, несмотря ни на что, Господь твои усилия увидит и учтет. Спасение — это результат искреннего стремления человека к Богу. Бог не есть кто-то недостижимый, Он всегда близок к нам.

— Откуда же брать энергию, чтобы «лапки не складывать»?
— Вера. Апостол Павел пишет что святые верою затворили уста львов, избежали острия меча, угасили пламя. Только отсюда силы и берутся, другого источника нет.
Господь ведь не какой-то жестокий надсмотрщик, тиран, который всех собрал, заставил ходить в храм и при этом еще неизвестно, кто из членов Церкви спасется. Нет. Каждый человек, верующий во Христа, православно эту веру исповедующий, стремящийся жить по закону Божию, в принципе, должен быть благонадежен в том, что Господь его не оставит. Но, тем не менее, вся жизнь человека, как говорит преподобный Петр Дамаскин, должна проходить между страхом и надеждой. И невозможно склониться на одну из сторон — страха или надежды — и не потерпеть от этого ущерба. Мы имеем массу примеров из истории Церкви, видим, как спасались самые закоренелые, казалось бы, грешники. Преподобного Пимена Великого спрашивали: сколько нужно времени, чтобы покаяться? Год, полгода, сорок дней? — Нет. В три дня, сказал преподобный, примет Господь покаяние человека. А есть и другие примеры, когда порою одно слово, одно движение покаяния — и вот, люди уже сподоблялись милости Божией. Никто в этой жизни не распишет нам план, методику, никто не выдаст пропуск и не скажет: «Теперь вы готовы…». Пока продолжается жизнь, участь человека не решена.

— Есть мнение, распространенное среди, так скажем, небогатого большинства. О том, что толстосумы-то уж точно не спасутся, сколько бы храмов не построили и сколько бы подарков Церкви не делали. Что это — проявление классовой ненависти или христианская несознательность? Как примириться с тем, что богатый стоит на службе рядом с тобой и молния его, ирода, не поражает за его миллионы, бандитское прошлое и виллы на Канарах?
— Не наше дело судить о том, кто спасется, а кто не спасется. Кто знает, какой путь преодолевает человек, идя к Богу? Одному, по рождению, по воспитанию, достаточно сделать шаг, другому надо пройти многие километры. И он прошел уже много, сбив ноги в кровь, измучившись, но сил не хватило. Так кому Господь воздаст больше — тому, кто сделал только шаг и сразу «достиг», или тому, кто всю жизнь шел к Нему? У нас нет весов, чтобы измерить праведность человека. Богатство действительно зачастую бывает поводом к погибели. И не просто потому, что оно есть у человека, а из-за того, какими способами он его приобрел. Часто путь к богатству бывает неправедным, отягощенным многими грехами и преступлениями.
С другой стороны, вспомним евангельский эпизод с богатым юношей. Я убежден, что беда его не в богатстве как таковом коренилась, а в отношении, привязанности к нему, в зависимости от него. Потому-то Христос и предложил ему раздать все. Господь и нам говорит: откажись от этого, от того и мы, как евангельский юноша, со скорбью отходим. Потому что все то, от чего нам велел Он отказаться, на самом деле нам дороже, чем Господь. А есть, хотя это и редкость, богатые люди, которые способны отказаться от денег, от всего стяжания своего и жизнь для них на этом не закончится.
У всех людей разный «коэффициент» зависимости от богатства. Полным-полно людей, которые не меньше, чем о стяжании или сохранении богатства, заботятся о своей красоте, продлении молодости. Суть, повторюсь, не в том, что мы имеем, суть в том, как мы к этому относимся. Я не уверен, что каждый богатый человек, уверовав во Христа, сразу должен свое имущество раздать: это далеко не всегда будет правильно и рассудительно. Вокруг множество людей, которым нужна помощь, множество дел, которые надо делать… А Господь, который дал человеке приобрести богатство, ждет, чтобы тот правильно им распорядился.

— Современные западные идеологи утверждают, что стремиться к богатству не зазорно. Наоборот, плох тот кто этого не делает. В современной России такая «мораль» приживается с опасной быстротой…
— Когда человек хочет быть богатым, он рискует, потому что богатство может его погубить быстрее, чем бедность. Поэтому не надо стремиться попасть в группу риска, в число тех людей, которые скорее погибнут, чем спасутся.
Нам надо сделать все для того, чтобы спастись. И в тоже время мы не должны злорадствовать, глядя на богатых или живущих неправедно. Только Господь знает, где завтра будут они и где завтра будет мы. Осуждая тех, кто, казалось бы, достоин осуждения, мы сами можем погибнуть. Можем оказаться осужденными за это самое осуждение…
Беседовал Александр Яхонтов
Tags: любовь Божия, любовь к Богу, спасение
Subscribe

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments