?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Охлаждение в вере

Есть мысль о книге с рабочим названием "Охлаждение в вере". Буду благодарен всем, кто поделится: о чем бы в ней более всего хотелось прочитать.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
May. 18th, 2018 10:49 pm (UTC)
Мне бы, отец Нектарий, хотелось увидеть такую постановку вопроса: "Охлаждение в вере - это беда! - как себе помочь?!" Потому что для верующего человека охлаждение - как если бы из тебя вытаскивали стержень, на котором все крепится, то есть равносильно потере жизни.
Это беда. Как себе помочь? "Поднажать" на молитвы? Не то! Оно, охлаждение, из глубины берется - как его предотвратить?
И, наверное, разные бывают охлаждения: а как быть с охлаждением, которое из обольщения - ненамеренного! - чуждым тебе берется, когда душа потребностями начинает тянуться в другую сторону, возможно потому, что оказываешься о обществе людей чуждых ценностей и начинаешь невольно что-то абсорбировать. Как этому противостоять?
Охлаждение в вере это страшно: как если бы ты понимал, что такое любовь, а любить не был бы способен - это хуже чем пустота и отсутствие смысла - это жизнь без принадлежности сердца Богу. Как вернуть сердце Богу? Ведь это человеку самому нужно, чтобы его сердце принадлежало Богу.
fatallmistake
May. 19th, 2018 01:10 am (UTC)
Причины-профилактика-лечение. Хотя... Не поможет никому. Аще Евангелие не слушают, то и отца Нектария не послушают.
igumen_nektariy
May. 19th, 2018 09:21 pm (UTC)
Эта книга, как и все прочие, прежде всего будет обращена к автору...
ptsolka_bzz
May. 19th, 2018 02:16 am (UTC)
Наверное, банально, но - о том моменте, когда начинаешь понимать, что обрядовая сторона "не работает". Особенно когда вблизи видишь, как люди годами молятся-причащаются, а ведут себя ужасно. Вера же не только в Бога, но в то - что истина - в Церкви? Вот она шатается очень легко.
Особенно когда насчет себя в какой-то момент понимаешь, что сейчас ты не молился, не постился и на службу не ходил (а раньше всё это делал) - но что-то в жизни понял и поменял в себе, и дело двинулось. И думаешь, может вот это и есть богообщение, а то - субкультура, зона комфорта?

P.s в моем окружении нет пожалуй ни одного нормального, адекватного человека, который бы стабильно читал утренее и вечерее правило. Есть те, кто как раз читают, но с ними крайне тяжело. Прочитают, а через час на кого-нибудь накричат по пустякам. Совпадение?..

Edited at 2018-05-19 02:22 am (UTC)
parfenr
May. 21st, 2018 01:02 pm (UTC)
Извините что не совсем по теме. Мне кажется что нельзя надежду возлагать только на обряды, это как знаменитое противопоставление вера или дела. По сути же не дела без веры, ни вера без дел, ни обряды, но любовь как ключ ко всему. Или же так: без любви все будет не впрок.
myauchilo
May. 24th, 2018 07:28 am (UTC)
что более всего хотелось прочитать?
- хотело бы увидеть анализ причин, ведущих к охлаждению в вере.
Интересно было бы прочитать разбор такой причины как отношение церкви к некрещеным, а именно к часто звучащему: "не молимся за здоровье нехристей".
Эта причина конечно не ведет к охлаждению в вере, но к отрицанию роли-места церкви приводит однозначно.
igumen_nektariy
May. 24th, 2018 11:35 am (UTC)
Спасибо!
(Anonymous)
Jun. 17th, 2018 01:34 pm (UTC)
Наверное много причин охлаждения:
- достигаешь какого-то душевного или духовное предела возрастания, и дальше не видишь огонька, а лишь бюрократический аппарат церковной верхушки под ручку с государственной властью, аппарат, который идеологически работает на выработку одного общественного тренда, который и считается общепринятым. Л. Улицкая в своем интервью Б .Акунину упоминает, что она была глубоко верующим человеком, потому что встретила настоящих христиан, но потом у нее возникли вопросы, на которые у церкви не нашлось ответа.
- встречаешь, наконец, того единственного человека, которого искал всю жизнь, и физическая любовь и душевная близось (не включающая общности взглядов в отношении к вере) занимают все твое время, ум, душу. Этот единственный человек просто лучше воспитан и образован, у него могут быть высокие нравственные ценности, и жизнь с ним обогощает, и есть желание быть рядом, а не идти в церковь.
-видишь счастливых людей искусства- недавно смотрела интервью с Борисом Эйфманом, который светился счастьем творчества, и думаешь -вот где истина.
(Anonymous)
Jul. 20th, 2018 06:35 am (UTC)
Об духовном охлаждении есть хорошая статья написанная схиигуменом Авраамом Рейдманом, вот небольшой фрагмент от туда:

Я решил провести беседу о том, что время от времени бывает со всеми, – об охлаждении ревности. Любого верующего человека волнует вопрос: как вновь возбудить в себе ревность? Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что если огонь ревности покинул тебя, ты должен узнать, за какой грех он тебя оставил, и только после этого сможешь его вернуть.

Что такое ревность? Это не обыкновенное человеческое чувство, не энтузиазм, вызванный делом, которое нам нравится, пробуждает в нас интерес и стремление достигнуть в нем результата. В духовной жизни ревность – это действие Божественной благодати. Наверное, именно в таком смысле можно понимать слова Спасителя: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49). Действительно, без действия Божественной благодати человек не способен к евангельскому деланию. В самом человеке нет не только сил и вдохновения, чтобы приступить к жизни по Евангелию, но и понимания того, что делать это необходимо. Наша православная вера – живая, действенная, истинная – сама по себе есть действие благодати. Бывает вера и умственная, при которой здравомыслящий или мудрый человек путем логического рассуждения доходит до истинного представления о бытии Божием. Иногда люди, имеющие изощренный ум, додумываются до некоторых истин, близких к истинам Откровения, например приходят к мысли о единобожии. Некоторые философы в своих рассуждениях приближались к истине о Троичности Божества, хотя понимали это не совсем так, как учит Православная Церковь. Однако настоящей верой подобные рассуждения назвать нельзя, поскольку это только плод человеческого ума. Итак, есть вера умственная и есть вера живая. Под одним и тем же названием имеются в виду разные явления. Таким образом, мы должны понимать, что не только ревность, но и вера – это действие благодати. Без благодати мы не имели бы представления о том, что такое истина, даже не знали бы, что она существует. Оставаясь в неведении, мы жили бы как некие разумные животные, пользующиеся разумом только для удовлетворения своих телесных нужд.
(Anonymous)
Jul. 20th, 2018 06:36 am (UTC)
В связи с этим следует иметь правильное представление о том, что такое оставление ревности и каким образом мы можем ее вернуть. Конечно, утрата ревности – это прежде всего оставление нас благодатью. И поэтому возвращение того состояния, при котором человек понуждает себя или, правильнее сказать, имеет желание служить Господу, – это возвращение благодати. Есть вспомогательные средства, для того чтобы вернуть покинувшую нас благодать, такие как чтение, исповедь, но самое главное средство, как все вы прекрасно понимаете, – это молитва. Иногда человек, едва ли не случайно приступивший к монашеской жизни, но старательно исполняющий святоотеческие наставления о непрестанной молитве, понуждающий себя к этому, приобретает пламенную ревность. Он и не ожидал, что подобное чувство может владеть его душой и увлекать к евангельскому подвигу. И наоборот, тот, кто перед вступлением в монастырь имел ревность к монашескому образу жизни, теряет благодать, если проявляет к главной добродетели – непрестанной молитве – некоторое безразличие. Человек охладевает, ему иногда кажется, что он напрасно здесь находится, он даже не понимает, чтό его сюда привело. Но охладевает он не потому, что в нем что-то переменилось, а потому, что его оставила благодать. Мы не до конца понимаем значение Божественной силы, посещающей и оставляющей нас, многое приписываем себе – как доброе, так и греховное, суетное. Когда благодать действует в человеке, он чувствует в сердце утешение, мир, смирение, кроме того, Господь просвещает разум человека, и он на все смотрит другими глазами. Божественный свет указывает на правильное ко всему отношение. Ревность проявляется подобным образом: благодать показывает человеку то, что ему необходимо делать, вызывает влечение к намеченной цели, будь то добродетель, евангельская заповедь или конечная цель нашей жизни – спасение, Царство Небесное. И человек устремляется к этому всеми силами тела и души.
(Anonymous)
Jul. 20th, 2018 06:36 am (UTC)
Если благодать оставляет человека, то вера умаляется, и все, что сегодня казалось близким, приводило в страх и трепет или, наоборот, вызывало духовное вожделение, вдруг становится безразличным, почти несуществующим, перестает быть значимым и действенным. Непрестанная Иисусова молитва – это основное средство, которым всегда располагает даже самый грешный человек и которое необходимо для того, чтобы очистить сердце и душу и умолить Бога о возвращении благодати, то есть приблизиться через молитву к Богу, а может быть, и соединиться с Ним. Как металл от соприкосновения с пламенем раскаляется, так и человек от соединения с Богом приобретает нечто сверхъестественное, не свойственное своей, если можно так выразиться, дебелой, материальной, приземленной природе: он вдруг меняется и, подобно раскаленному железу, из мрачного, темного состояния переходит в состояние огненное. То, что вчера казалось человеку нужным, важным, обязательным – все то, чем он себя извинял и оправдывал, не исполняя заповеди, сегодня кажется ему ничтожным, почти несуществующим, эфемерным. И наоборот, то, чего он недавно не замечал, то, что как будто не существовало для него (я имею в виду духовные истины или тайны Царствия Небесного), становится открытым, действенным, живым, ощутимым и единственно важным. И хотя Господь справедливо наказал нас за наше нерадение, лукавство и грехолюбие, оттолкнул нас от Себя и, можно сказать, удалился от нас, но мы, понуждая себя к молитве и «борясь с Богом», будто насильно заставляем Его вновь приблизиться к нам и соединиться с нашей душой. Эта благословенная борьба с Творцом, Спасителем подобна той, какую вел святой патриарх Иаков, боровшийся ночью с Богом и получивший за это имя Израиль, которое обозначает и «борющийся с Богом», и «видящий Бога». (Схиигумен Авраам Рейдман.)
(Anonymous)
Jul. 20th, 2018 06:42 am (UTC)
Надо сказать, что периоды охлаждения и возгорания ревности бывают у всех. Эти перемены происходят более или менее часто, но они всегда должны быть, не потому, что это хорошо, а потому, что так обычно проходит наша духовная жизнь: мы проявляем лукавство, леность – благодать нас оставляет; мы вынуждены опомниться и вновь устремить все силы на то, чтобы вернуть ее, прийти в прежнее состояние. Как я уже сказал, молитва Иисусова – это самое могущественное средство для возвращения утраченного усердия. Теряя желание духовного подвига, мы должны именно молитвой Иисусовой, пусть с некоторой скукой, сухостью, неотступно умолять Бога о милости, и она обязательно вернется. Иногда это происходит через несколько минут, иногда борьба длится часами или днями, а иногда, к сожалению, и годами, но не нужно этому удивляться. (Схиигумен Авраам Рейдман. Благая часть. Беседы с монашествующими.)
(Anonymous)
Aug. 19th, 2018 06:52 pm (UTC)
И еще мне кажется, что охлаждение в вере находится в прямой зависимости от работы человека над собой: как только эта работа ослабевает или прекращается, за ней следует охлаждение. Вот я думаю, что слова о том, что Царствие небесное силой берется, - это как раз о том, об этом кропотливом каждодневном труде.
Как только ослабевает интенсивность внутренней работы, сразу начинаешь интересоваться, какие часы носит Патриарх и пр.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner