?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из интервью (еще не вышедшего) для нового номера журнала "Православие и современность":

У меня сформировалась такая метафора, образ такой современного христианина. Сидела в лесу зверушка – голодная, замерзшая, испуганная. И вдруг она видит, что на опушке – костер горит, тепло, светло, и что-то вкусное жарят. Она осторожно подкралась, люди ее заметили. И не прогнали, не обидели – позвали к костру, обогрели, покормили. И она решила остаться. Зверушка не знает, что это за люди, зачем они пришли в лес, развели костер – не знает и знать не хочет: ей хорошо, тепло, безопасно, и больше ей ничего не надо. Вот так и мы – остаемся в Церкви, потому что чувствуем тепло, защищенность, видим свет; потому что находим то, чего не находим больше нигде. Но личного отношения к Богу, ко Христу у нас нет. И в пору гонений многие из нынешних прихожан легко могут отпасть – как отпала от Него значительная часть людей, когда Он был схвачен, когда Его повели на распятие.
Я не говорю, что отпадут все: кто-то как раз тогда и поймет, что такое на самом деле жизнь со Христом; ведь именно в эпоху гонений христианство в своей подлинной силе является миру. Но, если мы никогда этого не поймем, если мы не помним слов Христа кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16, 24; Мк.8,34; Лк.9,23) – то возникает вопрос: а что мы тогда делаем в Церкви?
Я глубоко убежден, что людей в Церкви нужно учить отдавать. Отдавать Церкви, отдавать друг другу, отдавать нуждающимся, нищим, бездомным…Когда об этом начинаешь говорить, в ответ нередко слышишь – «Вы хотите от нас что-то получить». Да не в этом дело. Дело в том, что, если человек ничего не отдает, он и получить не сможет в храме ничего. Чтоб человек приходил в храм, молился в нем, участвовал в Таинствах, и ничего притом для храма, для общины не делал – такого не должно быть. Если он ни разу в этом храме тряпкой ничего не вытер, подсвечники не помог почистить, воду крещенскую разлить – его нельзя назвать полноценным христианином, как бы ни было горько ему это услышать. Не обязательно подсвечники чистить, можно кому-то помогать, бабушке какой-нибудь, дедушке – лишь бы человек жил жизнью приходской общины. Иначе он – потребитель, даже если ведет внешне благочестивый образ жизни. А потребитель – очень одинокий человек, потребитель – это всегда только «я».

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
morskoy_anemon
Feb. 19th, 2018 11:14 am (UTC)
Жизнь с Богом совершенно не равна жизни приходской. Вообще, именно эта обязаловка "не чистишь подсвечники - не христианин" многих оттолкнула и отталкивает. Лично я рада, что в тех храмах ,куда я хожу с большей или меньшей регулярностью, никто не ставит мою веру под сомнение от того, что я пришла, помолилась и ушла.
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 11:32 am (UTC)
Скажите: а что это за вера, которой совершенно безразлично, как живет храм, к общине которого человек принадлежит?
(no subject) - morskoy_anemon - Feb. 19th, 2018 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 19th, 2018 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 07:31 pm (UTC) - Expand
aalitvin
Feb. 19th, 2018 11:44 am (UTC)
Нам трудно поверить, что "рука дающего не оскудеет".
kolotuhin
Feb. 19th, 2018 12:06 pm (UTC)
Зверушки это прогрессивно. Ещё не много и гоминиды! :-)
sibeaster
Feb. 19th, 2018 12:38 pm (UTC)
"Если он ни разу в этом храме тряпкой ничего не вытер, подсвечники не помог почистить, воду крещенскую разлить – его нельзя назвать полноценным христианином"
Щаз. Вы будете грести деньги с простодушных, а мы будем, доказывая свою вреу, работать на вас за бесплатно. И вообще, клирики за служение литургии получают деньги, а лаики за усатие в литургии деньги отдают. Так кто из них больше Бога любит?
С уважением, митрофорный лаик с двумя отверстиями.
kolotuhin
Feb. 19th, 2018 12:40 pm (UTC)
:-) !
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sibeaster - Feb. 19th, 2018 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morskoy_anemon - Feb. 19th, 2018 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morskoy_anemon - Feb. 19th, 2018 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morskoy_anemon - Feb. 19th, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morskoy_anemon - Feb. 19th, 2018 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _socialist - Feb. 19th, 2018 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 19th, 2018 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _socialist - Feb. 19th, 2018 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - _socialist - Feb. 20th, 2018 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 20th, 2018 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 19th, 2018 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 20th, 2018 11:31 am (UTC) - Expand
push_gun
Feb. 19th, 2018 12:52 pm (UTC)
думаю, публикация данного интервью будет не лучшей идеей.
но разве это кому-то интересно?
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 02:15 pm (UTC)
Почему Вы так полагаете?
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 01:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 20th, 2018 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 01:37 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 19th, 2018 01:28 pm (UTC)
Отец Нектарий, Вы затронули одну из самых злободневных и неоднозначных тем.
Очень сложно в одночасье остановить многотонный локомотив, на всех порах несущийся в сторону «мне должны» и «бери от жизни всё», и развернуть его в направлении «я тоже должен» хотя бы в рамках одного прихода.
Наверное, это возможно только если относиться к Храму и приходу как к своей семье.
Маргарита
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 02:16 pm (UTC)
Такого отношения требуют... наши же собственные интересы. Такой вот замкнутый круг потребительства. Но потребительство потребительству рознь.
Anatolii Penchin
Feb. 19th, 2018 02:54 pm (UTC)
Но личного отношения к Богу, ко Христу у нас нет.
Говорите за себя.
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 05:46 pm (UTC)
Re: Но личного отношения к Богу, ко Христу у нас нет.
Именно за себя и говорю. Ну... И еще за тех, кого вижу и знаю. Ни в коем случае не за Вас.
(no subject) - Anatolii Penchin - Feb. 19th, 2018 05:49 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 19th, 2018 03:00 pm (UTC)
В рамках психологии потребления эмоционально сложно экономить на СВОИХ потребностях, а вот без благотворительности и пожертвований, без помощи нуждающимся люди могут обойтись.
Только когда начинаешь вникать в приходскую жизнь, в проблемы и нужды
прихода, становится ясно, что на трапезах не скатерти - самобранки разворачиваются, и поддержка неимущих пожилых и одиноких прихожан — это чей-то труд, чьи-то регулярные пожертвования,
приношения.

Маргарита
nastia_prynkova
Feb. 19th, 2018 03:42 pm (UTC)
Вы всё правильно говорите. Людям просто неуютно от Ваших слов. Вот они и злятся.
Но это такая глобальная проблема...
Если у человека есть отношение к церкви, как к своей семье, то ему и объяснять особо ничего не надо. Если мы тело Христа, то, как члены тела, очень зависим друг от друга. А если нет, то мы "захожане", а не прихожане.
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 05:47 pm (UTC)
Спасибо.
zack_broflovski
Feb. 19th, 2018 05:31 pm (UTC)
Попы из РПЦ живут понятиями и менталитетом средних веков и оставляют о современном мире как имеет представление неандерталец о квантовой механике.
Вот почему нужно срочно реформировать эту средневековую мракобесную секту РПЦ
igumen_nektariy
Feb. 19th, 2018 05:50 pm (UTC)
Это очень хорошо, что Вы в квантовой механике разбираетесь. Но раз, то ее лучше и реформируйте. А Церковь - не стоит.
(no subject) - zack_broflovski - Feb. 19th, 2018 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Feb. 19th, 2018 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 19th, 2018 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Ike Broflovski - Feb. 19th, 2018 06:17 pm (UTC) - Expand
Ike Broflovski
Feb. 19th, 2018 06:15 pm (UTC)
Попы уходят от ответов на вопросы, на которые они не могут ответить.
В любом случае мракобесная средневековая секта РПЦ будет реформирована.
gilluin
Feb. 19th, 2018 06:21 pm (UTC)
Нам, возможно, неприятно это признавать, но Вы правы. Таки да, надо что-то делать хотя бы временами. Не обязательно пол или бабушки, но что-то должно быть. Может быть даже не обязательно конкретно в этом приходе, но что-то для Церкви, для людей в Ней. Хотя пожертвование для прихода - это святое, я считаю. Ну, если есть хотя бы немного, что можно пожертвовать без серьезного ущерба. Обычно находится, если поискать.
Мне кажется, для многих людей есть Церковь и есть мы. Но на самом деле мы и есть Церковь и это мы делаем то, что в ней делается. Не все лично мы с Вами, конечно, но что-то. И вот на самом деле очень трудно это помнить. Вроде так понятно, а отвлечешься - и все, какие-то собственные дела съедают мозг. Поэтому надо напоминать почаще.
Главное, что важно - чтобы давали добровольно. Не "если ты не сделаешь то и это, мы тебя христианином не признаем" или как-то так. Каждый сам определяет, чего и сколько он может дать. Нужна, я считаю, некоторая тренировка подобного рода, постепенная такая. Очень, кстати, рекомендую ежемесячные пожертвования, они могут сами работать. Усилий минимум, один раз оформить, а людям польза.
igumen_nektariy
Feb. 20th, 2018 11:38 am (UTC)
Я затрудняюсь рекомендовать людям вообще делать что-то конкретное, рекомендую лишь думать: что конкретно ты можешь сделать. Бывают ситуации, когда могу человеку что-то определенное сказать, но это лишь исходя из знания его возможностей, обстоятельств и желания.
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 03:52 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 19th, 2018 06:33 pm (UTC)
Подавляющее большинство людей сейчас просто не могут участвовать в жизни общины. Они тяжело и по много часов в день работают, у кого-то маленькие дети, у многих больные родители. А службы длинные, даже чтобы причаститься, это Всенощная, потом Литургия, плюс все правила... Длинные молитвы - это чисто монашеские установления, для умерших для мира... Ничего такого у первых христиан не было, а рабы так и вообще брали Святые Дары с собой, чтобы дома причащаться, потому что свободного времени у них было примерно столько же, сколько и у нас сейчас... А священники - кажется - живут совсем в другом счастливом мире. Например, в храме, ближайшем к моей работе, вечерние службы почему-то начинаются в 16 часов. Да, Великий Канон Андрея Критского тоже. Вот о чем, интересно, батюшка думает?
igumen_nektariy
Feb. 20th, 2018 11:41 am (UTC)
Я бы не стал утверждать, что священники "живут в другом мире": если Вы так полагаете, то очевидно, что Вы гораздо меньше знаете о жизни священников, чем они о жизни мирян. Зачастую со служением на приходе нам приходится совмещать самую настоящую работу - не менее, а нередко и более, напряженную, чем у приходящих к нам людей. Это плохо, это отнимает время у самого главного, но это так.
dm_jurevch_67
Feb. 19th, 2018 06:53 pm (UTC)
Сколько лет уже учу отдавать, и, похоже, не сдвинулся с места. А мне представляется, если человек не научился принимать, на отдачу трудно рассчитывать, или такого наворочают. Если человек умеет принимать, - от Бога, от Церкви, священника, прихожан, от соседей, - он без труда научится отдавать, т.к. принятое требует отдачи.
igumen_nektariy
Feb. 20th, 2018 11:42 am (UTC)
Отче, скажите, ведь отдавать Вы учите не только потому, что в этом есть необходимость для прихода, но и потому, что это крайне важно и для самого человека?
(no subject) - dm_jurevch_67 - Feb. 22nd, 2018 05:44 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 20th, 2018 01:02 am (UTC)
Отец Нектарий, слово священника-духовника часто имеет формирующее чужую душу свойство. Вы совершаете ошибку, выдвигая тезис -- кто не живёт в приходе, тот потребитель. Или: мы у костра люди, а приходящие погреться -- как зверушки.
Храм не приходу и не Настоятелю принадлежит, и даже не патриархии, а Богу.
И если служители об этом забывают, то результатом -- то что имеем.
Господь собирал вокруг себя людей и апостолов потому, что Он -- Любовь.
А если среди прихода вне литургии нет любви, то только такими сентенциями, типа "кто не с нами у костра, тот зверушка" -- и можно заставить людей с комплексом вины некоторое время помогать на приходе (лишь бы зверушкой или потребителем в Ваших глазах не быть).
Сколько раз Вы отмахнулись от надоедливых посетителей, которые всегда некстати? Скольким отказали в общении? Если такое было, то налицо признаки гордыни. И тогда понятно, почему людей, приходящих в Храм к Богу, причаститься Святых Христовых Тайн, но не к священникам и не остающихся помыть полы по своей инициативе -- Вы называете потребителями. ПОТОМУ ЧТО ВЫ ХРАМ СЧИТАЕТЕ СВОИМ, А НЕ БОЖЬИМ. И ЛЮДЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ СВОИХ СВЯЩЕННИЧЕСКИХ УСЛУГ.
Буду рада, если это не так, если это лишь плод моего воображения.
Самое страшное, что теперь у многих такая картинка и сложится в сердце -- МЫ ЛЮДИ У КОСТРА, А ТЕ -- ЗВЕРУШКИ-ПОТРЕБИТЕЛИ. Ибо слово духовника для многих -- слово Божье. И ОНИ ТАК БУДУТ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ.
Особенно это вероятно у тех, кто немощами других утверждается.
Простите.
Но я Ваши книги очень люблю и было бы больно Вас потерять, потому что возгордившиеся теряют Благодать.
СКРОЙТЕ ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ.
И ещё чуть было не забыла -- нехорошо прилюдно говорить человеку о его комплексах. Можете сильно ранить, особенно если Вы правы в своем предположении. Надо было человеку в личку написать.
Любовь -- основа всего, в храме.
igumen_nektariy
Feb. 20th, 2018 11:48 am (UTC)
Еще и еще раз: называя современных христиан "зверушками у костра", я не говорю "вы", не говорю "они", я говорю: "мы". Болезнь общая и очевидная. И очень опасная.
Мне и правда приходится тратить на людей гораздо меньше времени и сил, чем должно. Отчего? Оттого, что оказывается необходимым заниматься всем тем, без чего не просуществует храм, без чего не просуществуют люди, которые в нем трудятся и получают зарплату. Приходится заниматься той работой, которую в идеале совсем не священнику надо было бы выполнять: быть директором, администратором, прорабом и т.п. Людям, с которыми мы эту работу делаем вместе, я очень благодарен - благодарен за любую помощь и любой вклад в то дело, которое является Божьим, которое является общим - общим для нас и для Него. И огромную боль я испытываю, когда вижу людей, которые остаются совершенно равнодушными к тому труду, который совершается ради них: не только потому, что нам трудно (хоть это и так), но и потому, что до тех пор, пока они равнодушны, они - потребители. А потребителю-христианину все не впрок.
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 20th, 2018 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 20th, 2018 09:35 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 78 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner