?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ответ - в уповании

На днях подошел знакомый мне молодой священник и спросил: "Как быть, если я не знаю, что отвечать людям?.. Людям, у которых погиб ребенок, у которых близкий человек тяжело болен... Что делать, если у меня нет для них ответа?". Серьезный вопрос. Но есть и другой: а что бы ответил ты самому себе, случись что-то подобное с тобой и твоими близкими, чем бы утешил самого себя? Беда, если нет и для самого себя ответа, если нет для самого себя утешения - того ответа и того утешения, которые подает лишь вера. Потому что если нет их, то и вера - есть ли?.. Это я не столько запоздало отвечаю собеседнику своему, сколько себе самому. Если имеешь упование, то скорбишь, когда приходит скорбь, но совсем не так, как прочие, упования не имеющие. И можешь этим упованием поделиться с другими, по крайней мере, указать на него, как на источник силы, мужества, способности благодарить Бога и за самое горькое, как за дар..

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
nikos_kostakis
May. 30th, 2017 10:35 pm (UTC)
Человек протянул руку в надежде получить хлеб.
Вместо этого в его ладонь опускается холодный типовой камень. Врученный не человеком. Автоматом.
Думайте дальше.

ЗЫ. Я - православный иконописец 58 лет.
igumen_nektariy
May. 31st, 2017 04:42 am (UTC)
Уважаемый Никос! Иконописец обязательно должен обладать хорошим зрением и разбираться в деталях. Вы, наверное, упустили все же: я не передаю здесь диалог с моим собеседником, я даю ответ уже не ему, а самому себе. Если, как Вы полагаете, я именно самому себе предложил камень виесто хлеба, то, возможно, мне этого достаточно. А Вас искренне прошу: когда комментируете что-либо, убедитесь предварительно, что правильно поняли то, на что решили откликнуться. Этого требует и уважение к другому человеку, и элементарный здравый смысл.
nikos_kostakis
May. 31st, 2017 07:28 pm (UTC)
Ага.
Всё то же самое.
Спите дальше.
igumen_nektariy
May. 31st, 2017 07:58 pm (UTC)
Благодарю. Буду и правда ложиться: день непростой был.
paket_s_buhlom
May. 31st, 2017 01:32 am (UTC)
Всё познаётся в сравнении. Пусть скажут спасибо, что Господь своими руками не повелел им близкого человека убить, как Аврааму.
(Anonymous)
May. 31st, 2017 06:42 am (UTC)
"Кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, тот еще не избавился от нее. Лествица.О беспристрастии" - если верить словам преп.Иоанна Лествичника то чрезмерная печаль о потери чего то или кого то, есть признак отсутствия любви к Богу и признак отсутствия веры в жизнь загробную. Это говорит о том что в нас очень много любви к родным, друзьям, близким, к миру с его страстями, но мало любви к Богу.(Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Матф. Глава 10,37)
(Anonymous)
May. 31st, 2017 08:07 am (UTC)
"И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем" - из за того что в нас отсутствует такая любовь(всем сердцем)к Богу, мы много переживаем из за временных потерь "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.(Мф. 6:21)" наши сердца заняты другими предметами как правило другими, вот мы и страдаем когда с ними расстаемся. Скорбь умеренная по родным допустима, даже Господь скорбел когда умер Лазарь.
(Anonymous)
May. 31st, 2017 03:05 pm (UTC)
Вспомните ропот Иова и тот факт, что Иов был оправдан Господом. А друзья Иова, которые говорили правильные вещи, были Господом осуждены.

На вопрос Вашего собеседника ответа нет. То есть ответ существует, но только аскетический. Теодицея - неразрешимая проблема, вот и нечего уподобляться друзьям Иова, грешить как они.

Другое дело: утешить человека. Нужно всеми силами хранить душевный мир и любыми средствами избегать отчаяния. Подчеркну: любыми. Хоть гордыню включай. Хорошо молиться как мытарь, но лучше молиться как фарисей, чем каяться как Иуда Искариот.

Андрей
satellite_solis
May. 31st, 2017 05:17 pm (UTC)
>>>Хорошо молиться как мытарь, но лучше молиться как фарисей, чем каяться как Иуда Искариот.


Снайперски метко. Откуда цитата?
(Anonymous)
Jun. 1st, 2017 12:59 pm (UTC)
Самостоятельный вывод:))))

Какой грех всего хуже? Отчаяние. Отчаяние - это гибель. "Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (ап. Павел). Как с отчаянием бороться? Точно не страхом Божиим и не памятью смертной. Чего отчаявшегося старахами пугать, когда его любовью лечить надо? Для войны с отчаянием все средства хороши - хоть гордыня, хоть ещё что-нибудь.

"Бесы, по отречении нашем от мира, внушают нам ублажать милостивых и сострадательных из мирян, а себя окаявать, как лишивших себя таковых добродетелей. Намерение же сих врагов наших то, чтобы чрез ложное смирение или в мир возвратить нас, или, если останемся в монашестве, низринуть нас в отчаяние. Иное дело, по высокомерию своему уничижать живущих в мире; а иное в удалении от них, осуждать их, с тем, чтобы избежать отчаяния и стяжать надежду спасения" (преп. Иоанн Синайский "Лествица").

"Брат пошёл набрать воды в реке и встретил женщину, стирающую одежду, и случилось ему пасть с нею. Сделав же грех, и набрав воды, пошел в келлию. Бесы же, приступая и воздвигая помыслы, опечаливали его, говоря: "Куда ты идёшь? Нет тебе спасения! Зачем мира лишаешь себя?" Познав же брат, что они хотят совершенно его погубить, сказал помыслам: "Откуда вы пришли ко мне и опечаливаете меня, чтобы я отчаялся? Не согрешил я, - и снова сказал: - Не согрешил". Войдя же в келию свою, безмолствовал, как и прежде. Бог же открыл одному старцу, соседу его, что такой-то брат, пав, победил. Этот старец пришёл к нему и говорит: "Как ты пребываешь?" Он же говорит: "Хорошо, отче". И снова говорит ему старец: "Не было ли у тебя скорби о чём-либо в эти дни?". Говорит ему: "Ни о чём". И сказал ему старец: "Открыл мне Бог, что ты, пав, победил". Тогда брат рассказал ему всё случившееся с ним. И старец сказал ему: "Воистину, брат, рассуждение твое сокрушило всю силу вражию" (свт. Игнатий Брянчанинов "Отечник").

Если человека приводят в отчаяние "Книга Иова", Псалтирь, "несть зло во граде, еже Господь не сотвори" (пр. Амос), то такого человека по икономии надо лечить любовью: пусть ему будет карамельный Христос, ванильное Евангелие и апокатастасис. До времени: до выздоровления, до укрепления в вере и надежде.

"Некий брат пришел к авве Сисою в гору аввы Антония. И когда они разговаривали, брат сказал авве Сисою: отче! Неужели ты не достиг в меру аввы Антония? Старец отвечает: каким образом я могу достигнуть в меру сего святого? Если бы я имел один из помыслов аввы Антония, то был бы весь, как огонь. Впрочем, я знаю человека, который, хотя и с большим трудом, может носить помысл его" ("Древний патерик").

"Держи ум твой во аде и не отчаивайся" - это для великих, для преп. Силуана Афонского, а не любого и каждого. Не для меня.

Резюме.

Если: "Я толстая, некрасивая, меня никто никогда замуж не возьмёт, пойду повешусь".
Тогда так: "Я самая обаятельная и привлекательная, мужчины от меня без ума".

Андрей
(Anonymous)
May. 31st, 2017 03:06 pm (UTC)
Три цитаты. Может быть кому-то пригодятся.

Псалом 130:

"Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди".

Игнатий Брянчанинов "Отечник":

"Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведён в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: "Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?" - Долго был он занят этим размышлением, и пришёл к нему глас: "Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно".

Комментарий святителя:

"Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведёт единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию".

Бибихин В.В. "Из рассказов А.Ф. Лосева" (слова Лосева):

"И так я прожил свою жизнь и не смог и не могу понять. И так и знаю точно - не могу понять. В конце концов всё приходит к вопросу о добре и зле. Бог творец, всемогущий - а здесь что творится? Разве не может он одним движением мизинца устранить всё это безобразие? Может. Почему не хочет? Тайна... Отпали ангелы. Дьявол, отпавший ангел - всё признает, кроме абсолютного бытия Бога. Неужели Бог не мог бы привести его в такое состояние, чтобы он не делал зла? Ха-ха! А почему Бог этого не делает? Тайна.

А верующий тот, кто эту тайну прозрел. Другие - дескать, э, никакого Бога нету. Это рационализм, и дурачество... А вера начинается тогда, когда Бог - распят. Бог - распят! Когда начинаешь это пытаться понимать, видишь: это тайна. И древние и новые, конечно, эту тайну знали. Аристотель наивно: в одном месте "Метафизики" говорит так, в другом иначе. И там, и здесь всё правильно. Но если ты скажешь: как же это так, там у вас абсолютный ум, перводвигатель, который всем управляет, а тут чёрт знает что творится? Как клоп, будет убегать от пальца. А был бы верующий, сказал бы: это - тайна.

Поэтому я не хотел делать абсолюта из "Метафизики". Они же знают и зло! Так неужели им не приходит в голову спросить, что творится: вечный перводвигатель, и с другой стороны - это безобразие? Как же так? Вот если бы они этот вопрос задали и сказали: это тайна, тогда они бы стали верующими.

Говорят: крестись, твоя болезнь пройдёт. Вздор! Наоборот, тот, кто крестится, рискует попасть в большее зло. Это объединение добра и зла необъяснимо - честный, хороший вдруг в неприятном, в безвыходном положении. Его даже убить могут, прекрасного, лучшего. Так что же Бог-то думает? Тайна. Это - тайна. И когда человек эту тайну уразумел, ему уже не нужно "вот ты крестик повесь, маслица помажь"... Может быть, может быть, конечно, есть таинства, которые облегчают положение. Но если - миропомазание, и человек заболел и умер? Я не удивлюсь - значит так и должно быть. Значит, это Божья воля такая.

А так, без веры - вульгарный оптимизм и рационализм. Конечно, помолишься - утешишься, болезнь пройдёт. А если нет, если болезнь хуже, если ты помрёшь - то да будет воля Твоя! Тайна неисследимая и невыразимая!"

Андрей
tatniwa
Jun. 1st, 2017 04:54 am (UTC)
Отче, с Днем рождения Вас! Многая и благая лета!
(Anonymous)
Jun. 15th, 2017 07:43 am (UTC)
Без веры смерть близкого, дорогого человека кажется собственной смертью и действительно смысл этой жизни теряется. Если бы не Господь. Только упование, только надежда и вера дают силу жить и как страшно, когда их нет. Христиане самые счастливые люди, потому что для нас нет смерти.
(Anonymous)
Aug. 10th, 2017 05:11 pm (UTC)
мысли о едином на потребу
как стать вашим другом, если вы не против, конечно...
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner