?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Советы святых

О советах святых... Я часто сталкиваюсь с тем, что люди говорят: если исполнять советы святых буквально, то как же вообще жить? Хотя святые - жили ведь, и не в каких-то особых, специально для них созданных условиях, а в том же самом мире, что и мы. Думаю, что недоумение происходит оттого, что многим кажется: если ты не можешь исполнить слово святого (а тем паче заповедь евангельскую) в точности, то слово (заповедь) как бы утрачивает для тебя актуальность, и ты должен искать другие пути и другие способы для того, чтобы жить или выживать по-христиански. Или - почти по-христиански. Или - совсем не по-христиански. Но на самом деле и наставления святых, и заповеди евангельские - это ориентиры, цели, к которым необходимо стремиться. И если не удается достичь их высоты, то привести это должно лишь к одному результату: к нисхождению в глубину смирения. И вот парадокс: нисходя в нее, восходишь. И начинаешь хотя бы отчасти понимать, о чем именно Евангелие говорит и что святые имели в виду. И ни заповеди Христовы, ни учение людей, эти заповеди исполнивших, уже не кажутся несовместимым с жизнью максимализмом.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
May. 13th, 2017 11:59 am (UTC)
И это не то, что мы износим суд на Св. Отцов, не презорство, а как раз именно элемент смирения, т. е. осознание своей меры: кто мы, а кто — Св. Отцы. Они гении духовной жизни, Бахи и Моцарты подвижничества, и нам «не по плечу» их жизнь, мы не понесем их подвигов, мы порой даже не понимаем, что они пишут, — хотя думаем, что понимаем. Нужно разделять их высочайший опыт, — потребовавший суровейшего подвижничества, — и нашу меру, наши силы, наши возможности, наше устроение, — и, восприняв святоотеческие принципы, искать именно свой уровень, свою меру христианской жизни (о. Пётр Мещеринов "Беседы о вере и Церкви").

"Вообще, о правилах брани надобно заметить, что они в существе своем суть не что иное, как приложение всеоружия к частным случаям, и что потому их все изобразить нельзя. Дело внутренней брани непостижимо и сокровенно; случаи к ней чрезвычайно разнообразны, лица воюющие слишком различны: что для одного соблазн, то для другого ничего не значит; что одного поражает, к тому другой совершенно равнодушен. Потому одного для всех установить решительно невозможно. Лучший изобретатель правил брани — каждое лицо само для себя. Опыт всему научит, надобно только иметь ревностное желание побеждать себя. Первые подвижники не учились из книг и, однако же, представляют собою образцы победителей. Притом не должно слишком полагаться на эти правила — они представляют только внешнее очертание. То, что составляя существо дела, каждый узнает только из опыта, когда станет сражаться самым делом. И в этом деле руководителями ему остаются только собственное благоразумие и предание себя Богу. Внутренний ход христианской жизни в каждом лице приводит на мысль древние подземные ходы, чрезвычайно замысловатые и сокровенные. Вступая в них, испытуемый получает несколько наставлений в общих чертах — там сделать то, там другое, здесь по такой-то примете, а здесь по такой-то, и потом оставляется один среди мрака, иногда с слабым светом лампады. Все дело у него зависит от присутствия духа, благоразумия и осмотрительности и от невидимого руководства. Подобная же сокровенность и во внутренней христианской жизни. Здесь всякий идет один, хотя бы был окружен множеством правил. Только чувства сердца обученные, и особенно внушения благодати, для него суть всегдашние, необманчивые и неотлучные руководители в брани с собою; все прочее оставляет его" (свт. Феофан Затворник "Путь ко спасению").

"Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать" (преп. Серафим Саровский "О стяжании Святого Духа").

Андрей
tashegirl
May. 13th, 2017 02:11 pm (UTC)
Спасибо, отче, такой точная мысль.
Может быть, потому что в смирении ощущаешь счастье. Особенное. Которое не дает ничего более. И ради этого счастья готов на подвиги (какие по силам)
(Anonymous)
May. 14th, 2017 07:28 am (UTC)
А что такое смирение - признание своей неспособности исполнить заповеди и греховной порчи, победить которую невозможно, или еще что-то другое?
nevskij_1970
May. 15th, 2017 05:08 pm (UTC)
В чем состоит истинное смирение, того словами изобразить нельзя. Впрочем, известным признаком оного поставляют святые отцы то, что смиренный, исполняя все заповеди и совершая все добродетели, при всем этом почитает себя, в чувстве души, худшим всех и грешнейшим всех. (Преп.Макарий Оптинский.)

Смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и безсловесных животных, и даже самых духов злобы. (Преп.Амвросий Оптинский.)

Вопрос: «Можно ли желать совершенствования в жизни духовной?» Ответ: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари». (Преп.Амвросий Оптинский.)

Смирение это истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это — величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. (Схиигумен Серафим Романцев.)

“Что такое смирение?” На этот вопрос святые отцы не дали единого и точного определения. Но сущность его заключается в искреннем признании себя из всех самым последним и самым грешным, в забвении своих добрых дел и в познании своих грехов, своей немощи и бессилия». (Схиигумен Савва Остапенко.)
wicked_knight_1
May. 15th, 2017 11:01 am (UTC)
Очень уж общие слова.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner