igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

Сорвавшийся с вершины

Вот еще один фрагмент из новой книги - о свободе и зависимости. Если Бог даст, во вторник мы должны получить ее из типографии.
ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ, ИЛИ ЦЕПЛЯЯСЬ ЗА ВЕТОШЬ
Господь дал человеку жизнь и вместе с тем решительно все, что для нее потребно: пищу, питие, среду обитания — все нужное для полноценного счастливого, радостного существования. И всем этим человек обладал просто так, по самому факту его сотворения. А поскольку все это было и все это человеком воспринималось как данность, то он не мог от чего-либо зависеть. Когда у тебя всё есть, и оно представлено, предложено перед тобою, то зависимости не возникает. При этом человек имел четкую иерархию того, чем наполнялась его жизнь, и во главе этой иерархии стоял Сам Господь, Который был, с одной стороны, Источником всего существующего, с другой — высшей Ценностью для него.
Господь дал человеку жизнь и вместе с тем решительно все, что для нее потребно: пищу, питие, среду обитания — все нужное для полноценного счастливого, радостного существования. И всем этим человек обладал просто так, по самому факту его сотворения. А поскольку все это было и все это человеком воспринималось как данность, то он не мог от чего-либо зависеть. Когда у тебя всё есть, и оно представлено, предложено перед тобою, то зависимости не возникает. При этом человек имел четкую иерархию того, чем наполнялась его жизнь, и во главе этой иерархии стоял Сам Господь, Который был, с одной стороны, Источником всего существующего, с другой — высшей Ценностью для него.
Когда же человек от Бога отпал,— через недоверие к Нему, через преступление Его заповедей, через противоборство Его воле,— то жизнь его изменилась кардинально. Он столкнулся с необходимостью бороться за все ему потребное, с трудом приобретать это, терять, снова приобретать. И вследствие изменения и условий суствования, и самого окружающего мира, что явилось результатом грехопадения, человек начал неправильно относиться к тому, что его окружает и что ему нужно в той или иной степени — либо решительно необходимо, либо нужно отчасти, либо не нужно, но просто ему нравится. Человек всему этому стал давать самостоятельную ценность.
Представим скалолаза, который сорвался с вершины и летит вниз, и, для того чтобы замедлить свое падение, хватается за все, что подворачивается под руки — за камни, за уступы, за растения… И все равно это его не удерживает, он срывается снова, и все, за что он думал держаться, летит вниз вместе ним. Так и человек при отпадении от Бога начал, как сорвавшийся со скалы, хвататься за все то, что, условно говоря, «под руку подворачивается»: все, что ему может в какой-то конкретный момент жизни, как это ни странно звучит, заменить Бога — заполнить ту пустоту, которая образовалась в его душе после отпадения от Творца. И вот как раз то, чем человек пытается заполнить эту пустоту, чем он пытается Бога в своей жизни заменить, большое это или малое, великое или ничтожное, — всё это и становится его зависимостями. Собственно говоря, зависимость — это самое настоящее идолопоклонство и идолослужение: человек из чего-то создает для себя некий идол, кумир, которым он, на первый взгляд, вроде бы пользуется, но которому на самом деле служит, отдает свое сердце.
Зависимости могут носить очень разнообразный характер: душевный, физический или — смешанный, когда присутствует несвобода и душевная, и физическая. Человек может быть зависим от каких-то очень серьезных вещей, составляющих существенную необходимость, а может — от вещей смешных. Все зависит от внутреннего устроения человека. Но факт остается фактом: если что-то лишает человека свободы, если это что-то тяготеет над ним и предопределяет его выбор, делает его несвободным во многих жизненных ситуациях,— значит, есть зависимость, которая всю его жизнь искажает, а часто и прямо калечит.
По большому счету, для христианина совершенно естественно стремиться к свободе от зависимости, о какой бы зависимости речь ни шла, потому что это — как путы, которые мешают в том числе и идти к Богу, мешают идти за Христом. Скажем, собирается кто-то последовать за Спасителем: «Учитель, хочу идти за Тобой!», а Господь напоминает, что Сын Человеческий не имеет где преклонить главу (см.: Мф. 8, 19‒20)... И, если человек связан зависимостью от комфорта, связан своими представлениями о том, как должна складываться его жизнь, то у него возникает сомнение: «А стоит ли идти?». А другой, спрашивая, что ему нужно для того, чтобы наследовать жизнь вечную, слышит в ответ, что ему надо раздать все свое имущество и прийти последовать за Христом — и отходит со скорбью, потому что от того, что у него есть, он внутренне зависит (см.: Мф. 19, 16‒22). Вот конкретная ситуация с богатым юношей, описанная в Евангелии: ты хочешь наследовать жизнь вечную? Сделай то-то и то-то и иди за Христом. Расторгни узы всех зависимостей, которые сегодня тобой владеют, и иди! А он — не готов, и он не идет. Вот такой может стать для человека плата за гнездящиеся в нем зависимости.
Но еще раз: о многих своих зависимостях и о своей несвободе из-за них человек узнает тогда, когда он начинает пытаться жить по Евангелию. Это и означает сделать попытку сдвинуться с мертвой точки и обнаружить, что на тебе путы. Зачастую пока человек не откроет Евангелие и не попытается по нему жить, он и не осозна́ет, что чем-то связан. Он живет в плену этих зависимостей, но его несвобода и связанность не обнаруживаются: он воспринимает их как норму и рискует прожить в таком состоянии всю свою жизнь. Хотя, безусловно, бывают ситуации, которые даже человеку неверующему указывают на его несвободу. В частности, это касается очевидных и мучительных, буквально убивающих человека зависимостей — алкогольной, наркотической, страсти к игре, сексуальной зависимости. Объемля всю жизнь человека, такая зависимость может обнаруживаться достаточно легко. А вот мелкие зависимости и «зависимостишки» бывают неявны.
Tags: зависимости, книги, свобода
Subscribe

  • Иначе никак не приготовиться...

    Юваль Ной Харари… Думаю, что этот автор знаком сегодня многим. По крайней мере, совершенно определенно можно говорить о том, что его книги «21 урок…

  • Удивительное соединение

    Глядя на последние новости, думаю о том, что в человеке должны неким дивным образом соединяться надежда на лучшее и непоколебимая готовность к…

  • Необходимое умение различать

    Игумен Нектарий (Морозов). Необходимое умение различать / Православие.Ru Знание себя позволяет познать и дух времени. Привыкший видеть действие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment