?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассуждения о «людях, выбросивших телевизор» в 90-е, нецерковном искусстве и кинематографе в жизни христианина и о том, почему важно правильно переоценивать свои ценности, миновав период неофитства.
Горный туризм или альпинизм?

До своего прихода в Церковь человек, как правило, живет, ориентируясь в большей степени на то, что доставляет ему удовольствие, выгодно для него, приятно ему. Спектр его увлечений может быть очень широким — от каких-то вполне невинных занятий до совершенно порочного времяпровождения. Когда же человек всерьез обращается к Богу, то совершенно естественно, что в ходе воцерковления происходит переоценка всей прежней жизни, и человек начинает отсекать то, чего в его новой, христианской жизни быть уже не должно. Во времена первых христиан люди, приходившие креститься, сжигали колдовские книги, с которыми они прожили значительную часть своей жизни; подобное порой происходит и сейчас: человек может отказаться от ночных клубов, от употребления алкоголя в неумеренном количестве, от какого-то явно греховного способа заработка. Всё это, безусловно, и оправдано, и необходимо.

Но бывает так, что человек, переступив порог храма, начинает отказываться и от того, что, по большому счету, не является чем-то страшным, греховным, но оказывается в его сознании совершенно несопоставимым с его новой жизнью в Церкви. Это, к примеру, отказ от «светской» литературы, кинематографа, от занятий спортом, каких-то хобби — например, коллекционирования. Безусловно, и в этом человек волен, но к чему это нередко приводит на практике? К тому, что в жизни такого прихожанина образуется самый настоящий вакуум, потому что из его жизни ушли все те интересы, которыми он жил прежде, а взобраться буквально одним рывком на вершину, где всё его существование наполнит жизнь с Богом, он оказывается не готовым. Зачастую в результате всего этого разрушаются и его социальные связи, поскольку отвергается всё то, что прежде было темой разговоров, областью совместной деятельности с людьми, составлявшими круг его общения. То есть человек, придя в храм, сперва как-то очень быстро и сознательно разрушает всю ту жизненную базу, которая у него была, а потом оглядывается вокруг себя и не может понять, как ему дальше жить.

В чем здесь ошибка и о чем нужно помнить, чтобы ее не совершать? Как говорят святые отцы, по отношению к нашему спасению всё, что нас окружает, делится на три категории: полезное, вредное и нейтральное. Совершенно очевидно, что вредное из своей жизни нужно удалять, полезное в ней должно присутствовать, а вот нейтральное должно быть тем, к чему мы в той или иной степени обращаемся — в той степени, в которой оно нашу жизнь обогащает. Никто не говорит, что нужно взять и очистить свою жизнь от нейтрального.

Безусловно, мы видим примеры жизни древних подвижников и знаем, что многие из них подвизались буквально среди голых скал, в пустыне. Но мы должны понимать, что туда приходили люди, подготовленные к тому, чтобы по этому пути восходить, а человек неподготовленный, не рассчитавший своих сил, там попросту погибнет.

Можно провести такую аналогию: не все люди ходят в горы, а среди тех, кто ходит, кто-то занимается горным туризмом, а кто-то — альпинизмом, это совершенно разная степень напряжения и разные риски. Если это перенести на жизнь христианскую, можно сказать, что человек должен сначала привыкнуть к жизни на равнине, потом перейти к горному туризму, а потом уже, возможно, думать об альпинизме. Иначе можно просто в какой-то момент сорваться: когда человек сразу запрещает себе всё то, что в его состоянии, может быть, запрещать бы и не стоило, он как бы сжимает некую пружину, и эта пружина потом в какой-то момент со страшной силой распрямляется, и человек впадает в такие грехи, которых не совершал даже до прихода в храм. Такова бывает сила противодействия излишне жестким запретам, а вернее, соединение двух сил — собственно человеческой и бесовской, вражеской. Причем враг может даже подталкивать человека к такой чрезмерной ревности, понимая, что в конечном итоге его добрая христианская жизнь в этом недобром пламени сгорит.
Пора ли выбрасывать телевизор?

Помню, как однажды, в самом начале 90-х, мне — тогда еще новоначальному христианину — довелось побывать на выборах членов приходского совета. Кандидаты в новый состав кратко рассказывали о себе, и мне очень запомнился тогда один мужчина, который, перечисляя вехи своего воцерковления, говорил: «В таком-то году я пришел в храм, в таком-то — выбросил телевизор, в таком-то — избавился от библиотеки…». Оставалось только еще книжный шкаф топором порубить… Для того времени и для того состояния церковной жизни это было довольно типично и даже как-то трогательно — такое кардинальное «отречение от телевизора» является характерной чертой неофитства, а неофитами тогда было абсолютное большинство наполнивших храмы людей. Но то, что с нами происходит в неофитстве, мы должны обязательно, став уже в полной мере церковными людьми, христианами, подвергнуть пересмотру. Не все неофитские привычки в нашей жизни останутся, не все они будут нам полезны. Это можно сравнить с костром: когда его разжигают, то используют различные жидкости для розжига, чтобы ни влага, ни ветер не затушили разгорающийся огонек, но когда костер уже горит, никто не плещет туда горючее, потому что тогда всё может прогореть очень быстро и в результате погаснуть.

Так что не надо торопиться ни выкидывать телевизор, ни жечь библиотеку, ни раздавать знакомым свой «светский» гардероб или спортивный инвентарь — всё это уже не будет занимать прежнего места в нашей жизни, но еще вполне может нам пригодиться.

О книгах — нецерковных и антицерковных

О книгах, литературе в жизни христианина хотелось бы сказать особо. Бытует мнение, что человеку воцерковленному стоит ограничить круг своего чтения литературой аскетической. Но если мы посмотрим на жизнь духовных писателей, самих авторов аскетических творений, то увидим, что их интерес распространялся на самые разные области знаний. Если мы обратимся к жизнеописаниям святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, от нас не скроется тот факт, что их учителями были языческие философы. Если возьмем святителей Феофана Затворника или Игнатия (Брянчанинова), то это также были люди широко образованные, разбиравшиеся и в искусстве, и в медицине, и в общественной жизни, и в современных проблемах как таковых. Или можно вспомнить, например, преподобного Нектария Оптинского, который уже в скиту прочитал практически всю библиотеку мировой литературы. Есть и много других примеров. И мы можем увидеть, что служение многих подвижников — особенно миссионерское — опиралось на их кругозор, на базу полученных прежде знаний.
Вы помните, наверное, евангельские слова о некоем книжнике, который, будучи научен Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13, 52). Вообще, если у человека есть какая-то культурная, интеллектуальная база, это зачастую помогает ему избежать в своей христианской жизни многих ошибок, поскольку ему известен, скажем так, определенный набор прецедентов: в чем вообще ошибки человеческие заключаются, к чему они приводили и приводят. И для такого человека очень легко, естественно спросить себя: «Не ошибаюсь ли я?». Словом, культурный опыт человека являет собой некую вспомогательную конструкцию, которая весьма полезна для него.
Я помню, как в том же начале 90-х часто звучал вопрос: «Может ли христианин читать стихи? Может быть, из поэзии стоит читать только Псалтирь?». Может быть, и я даже скажу, когда. Если Псалтирь стала для человека единственной поэзией, утешающей его и услаждающей, то за томик стихов можно уже не браться. Но если мы просто по неразумию такой огромный пласт культуры, как поэзия, из своей жизни выкинули, ничто не мешает нам его вернуть обратно.

Могу сказать, что у меня в жизни есть целый ряд «светских» книг, которые мне дали колоссально много. Это, например, романы Торнтона Уайлдера — «День восьмой», «Мост короля Людовика Святого». Это произведения Грэма Грина, который был, безусловно, человеком далеко не безгрешным и всю жизнь от этого страдал. Это роман Артуро Переса-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие», который многие считают антиклерикальным, но при этом я убежден, что он может принести человеку верующему большую пользу. Вообще, необязательно читать только тех авторов, которые пишут о Церкви исключительно хорошо. Для меня, к примеру, стала открытием книга Уильяма Лобделла «Теряя веру», в которой автор, американский религиозный журналист, пишет о том, почему он не стал членом Католической Церкви, разочаровался в католицизме и потерял христианскую веру: она дает колоссальную пищу для размышлений, готовит к разговору с людьми сомневающимися, колеблющимися, разочаровавшимися. Читая ее, я не мог не вступать в мысленную полемику с ее автором. И эта книга еще раз укрепила меня в убеждении, что если вера у человека подлинная, ее невозможно потерять оттого, что что-то в окружающем нас мире или в Церкви не так. Всё Евангелие говорит нам о том, что вокруг нас всегда всё будет не так, поскольку мы по-прежнему живем в том самом мире, который Христа распял.
* * *

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в этом мире невозможно знать всё, но тем не менее, возможно овладеть механизмами узнавания всего. И эта универсальность мышления, универсальность познания должна быть христианину нашего времени, на мой взгляд, обязательно присуща. Это важно потому, что без этого трудно быть человеком сильным, трудно быть человеком мужественным и трудно быть человеком по-настоящему искусным. И в христианской жизни, и в жизни как таковой.
Источник:Православие.Ru

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Dec. 8th, 2016 07:18 pm (UTC)
Отец Нектарий, с удовольствием всегда читаю Ваши заметки. Спаси Бог!
(Deleted comment)
igumen_nektariy
Dec. 8th, 2016 08:20 pm (UTC)
А с какой именно целью?
(Deleted comment)
igumen_nektariy
Dec. 8th, 2016 08:30 pm (UTC)
Думаю, что в таком случае вполне оправданно.
(Deleted comment)
apovorotnev
Dec. 9th, 2016 07:46 am (UTC)
Не всё то, на чем написано Библия, является таковым.

Когда вы читаете инструкцию к автомобилю, то наверное берете именно ту, которая идет именно для вашего авто, верно? Другая инструкция, от грузовика например, вам же не подойдет и более того, может привести к аварии. А авария в духовной жизни это катастрофа.
didsi
Dec. 10th, 2016 09:38 am (UTC)
создатель через иисуса всегда намекал что вера(управление своим светом) может быть только через себя. во что веришь(куда напрвляешь свой свет) то и существует. у некторых правда его нет и они воруют их у других. вот куда веришь ты ? )) во многих храмах и церквях снимают энергию жизни, напрявляя на эгрегоры и ложных богов. не важно ислам, хритианство или праовславие. стоит задуматься куда отдаешь свой свет(энергию), а будет это телевизор, работа или церковь, какая по сути разница? все энергетические паразиты.
(Anonymous)
Dec. 8th, 2016 08:38 pm (UTC)
Я думаю, человек жив и богат своими интересами. Искусственное их ограничение может привести к убожеству какому-то. Я думаю, не все, конечно же, живы самыми высшими интересами или не в полной мере ими, но, я полагаю, ведь мои обычные интересы - это промежуточные интересы, в том смысле промежуточные, что они со временем, возможно, преобразуются в высшие, духовные интересы, а если я сейчас все страшно обрежу - чему можно будет преображаться? Обрубку? Нет, это страшно, это преступление лишать себя красоты мира, которой столько, столько и везде, везде...
didsi
Dec. 10th, 2016 09:41 am (UTC)
высшие духовные интересы здесь на этом плане(те).
ограничение есть клетка для процесса осознания и набора своего со-знания. многим выгодно паству держать в клетке.
apovorotnev
Dec. 9th, 2016 07:44 am (UTC)
Отче, вы очень зря написали о том, что учителями великих святых были языческие философы. С одной стороны да, были учителями. Но правда в том, что при вхождении в Церковь святые отвергали свои прежние знания как ложные и погибельные. Хороший пример такому поиску Истины и последующему отвержению идей языческих философов труд мученика Иустина Философа "Разговор с Трифоном Иудеем".
(Anonymous)
Dec. 9th, 2016 09:31 am (UTC)
тем не менее св.Иустин Мученик саму философию не отвергал, после крещения плащ философа не снял. И именно знание философии в том числе, помогло ему стать выдающимся христианским апологетом
igumen_nektariy
Dec. 9th, 2016 07:24 pm (UTC)
Утверждение о том, что "святые отвергали свои прежние знания" совсем не бесспорно. Они могли отвергать и отвергали чуждые христианству взгляды и идеи, но не знания, конечно же.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 11:25 am (UTC)
В жизни есть важное и второстепенное, и тратить много драгоценного времени на пустяки не оправдано. Мы все думаем что сейчас создадим комфорт для тела и потом займемся душой, нам кажется что работы там мало,стоит только свечку поставить и все душа чиста, но отцы которые взялись за возделывание своей души поняли, что и трех жизней будет мало что бы вернуть ее в первоначальное состояние. Авва Иоанн в отечнике говорит, что у него 10 лет ушло на искоренении гнева, столько много времени ушло на одну страсть а у нас их как правило намного больше.Конечно не большой грех тратить свое время на увеличении своего кругозора в какой нибудь области не имеющей отношения к спасению души, но стоит ли? Не пожалеем ли мы что много своего свободного времени данного нам для познания Бога, мы потратили на пустяки?
dryzhban
Dec. 9th, 2016 11:41 am (UTC)
Есть одна вещь которая меня раздражает, душа жаждет слова Божия, вся изголодалась по духовному и ты идешь в Храм к пастырем за пищей духовной а там тебе подсовывают то чего ты уже объелся, кормят тебя разговорами о хлебе насущном о мирском, но я от этого устал и хочу Хлеба Небесного а не земного.

Старец Иосиф Исихаст в одном из своих писем говорил что сейчас слова о спасении, слово о искоренении страстей и о приобретении благодати не слышно, говорят о всякой белиберде но только не о стяжании благодати, а очищение своей души от страстей никого не волнует.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 11:57 am (UTC)
Как мне кажется, основная и первостепенная задача истинного пастыря, взрастить семена Царства Небесного в душах своей паствы, но конечно привить вкус к хорошей светской литературе то же будет не лишним.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 12:04 pm (UTC)
Бывает знакомишься с монахом а он все о том же об айфонах, айпадах, о машинах и дачах, должен быть вроде иной а он такой же как и я.
cyprianos
Dec. 9th, 2016 12:01 pm (UTC)
Еще хуже, что в озабоченности очищением души часто забывают о том, чтО именно Спаситель будет спрашивать на Страшном суде. Не "как ты боролся со страстями", "приобрел ли благодать", а "где ты был, когда Я жаждал, голодал, был в больнице...?" и т.д. И то надлежит делать, и этого не оставлять, иначе духовная жизнь становится подобием духовного гетто с его пассивно-потребительской психологией: хочу получить! хочу приобщиться! Но разве Церковь - это гетто?
dryzhban
Dec. 9th, 2016 12:07 pm (UTC)
Православие сегодня — и священство, и богословы, и верующие — обмирщилось. Молодежь живет в удобных уютных домах и ищет такую религию, которая бы соответствовала их самодостаточной жизни — иной они не знают; профессора и лекторы пребывают в «научном» мире, где, увы, ничто не принимается всерьез, ничто не является вопросом жизни и смерти, и сама атмосфера пропитана духом самодостаточности и обмирщенности. При подобном существовании в искусственных, тепличных условиях невозможно затронуть сокровенные уголки души, сколь бы воодушевляющими ни были провозглашены истины Православия или откровения святых: и говорящий, и слушающий обращены к мирскому, и глубокого отклика — столь естественного для православного христианина — в их душах не найти. (Иеромонах Серафим Роуз.)
dryzhban
Dec. 9th, 2016 12:13 pm (UTC)
Искал в жж что нибудь почитать на духовную тематику, нашел только отца Нектария, только он затрагивает духовные темы, и это редкость, а так всякие калаказо или Кураевы в основном пишут гадости про Церковь и ничего в плане спасения души.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 12:45 pm (UTC)
Кстати, отец Нектарий вы правы, бывают книги не церковные но что то духовное в тебе затрагивают, вот например недавно наткнулся на книгу из области математики но так меня увлекла что решил ее у себя оставить в библиотечке, написал ее Моррис Клайн а называется она "Утрата определенности" http://vekordija.narod.ru/R-KLINE1.PDF книга говорит о том что закончился "Век просвещенности" что математики пока не выносят сор из избы но стали понимать что познание основанное на логике недостаточно для познания явлений природы и что она вся противоречива, поэтому для описания многих явлений появилась разная математика.
igumen_nektariy
Dec. 9th, 2016 07:26 pm (UTC)
Вот примерно это я и имею в виду.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 09:17 pm (UTC)
Вот одна интересная мысль из книги очень мне понравилась:

Исследование природы – занятие столь же благочестивое, как и изучение Библии. «В действиях Природы господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания». Моррис Клайн.
dryzhban
Dec. 9th, 2016 09:26 pm (UTC)
Еще в последнее время очень понравились творения архимандрита Георгия Капсаниса "Об опыте божественной благодати" и Обожение как смысл человеческой жизни" есть на сайте азбука веры, отец Георгий говорит что падение духовной жизни происходит из за того что много говорят об этики и нравственности и мало об обожении. Вот небольшой отрывок от туда:

Молодёжь ищет опыта. Устав от материализма и рационализма того общества, которое мы, их отцы, им передали, наши дети – образы Божии, призванные Им стать богами по Благодати – ищут чего-то вне рациональных форм материалистической философии и безбожного образования, которые мы предлагаем им. Они рвутся к переживанию истинной жизни, им недостаточно только слышать о Боге. Они хотят сами почувствовать Его, Его Свет, Его Благодать. Не зная, что Церковь может дать им всё это и имеет тот опыт, которого они ищут, многие из них ищут не там, в своём поиске чего-то надрационального прибегая к различным дешёвым подменам. (из главы "Последствия духовного окормления, не ведущего к обожению")
dryzhban
Dec. 9th, 2016 09:28 pm (UTC)
Отец Нектарий, если не читали почитайте очень интересно.
dryzhban
Dec. 10th, 2016 09:48 am (UTC)
«Мы, американские архиереи и иереи, в течении семидясити лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – обо всем том, что составляет Предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости, и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании.

Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие». (из статьи "Апостол Америки" про старца Ефрема Святогорца.)
nevskij_1970
Dec. 17th, 2016 11:26 am (UTC)
По своему любопытству не желайте исследовать дела мирские и испытывать поступки разных лиц. Старайтесь употреблять ваши труды и время к исправлению себя или для упражнения в добродетелях, а не на порицание других. Иоанн Кассиан Римлянин.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner