?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианское служение… Это выражение, несмотря на кажущуюся его простоту, для многих сегодняшних прихожан остается непонятным. Или, что чаще, оно бывает понятно «в общем», но к собственной жизни – как-то не применимо. А между тем, начиная с самого простого, это служение нужно обязательно начинать в своей жизни осуществлять – ведь без него, как свидетельствует опыт Церкви, и духовная жизнь как таковая становится выхолощенной, формальной.
Естественно – быть вместе

Мы живем в такое время, когда христианская жизнь – жизнь церковная, жизнь приходской общины – строится по не совсем естественному образцу. Все же верующие были вместе и имели всё общее, – говорится в Книге Деяний (Деян. 2, 44). Конечно, сейчас уже не идет речи о том, чтобы члены одного прихода объединяли всё свое имущество. Но совершенно неестественна, с другой стороны, и ситуация, когда люди, составляющие собой общину, все остальное время, кроме богослужения, находятся не только вне этого конкретного храма, но и вне самой общины как таковой. Пространством христианского служения является для нас всё, с чем мы соприкасаемся, но начинается оно с нашего прихода, с храма. Поэтому начинать стоит с самых простых и опять же естественных вещей – с того, чтобы ближе узнавать других прихожан, находить какие-то общие интересы, чтобы из этого складывалась постепенно некая общая жизнь.

Смысл не только в том, чтобы помогать друг другу, участвовать в судьбах нуждающихся, – это должна быть действительно единая большая семья. Но в реальности мы видим, что даже на уровне храма это либо не совсем получается, либо не получается совсем. Поэтому любому священнику, настоятелю храма, приходится думать о том, каким образом сформировать хотя бы ядро этой общины, собрать вокруг себя деятельных и неравнодушных христиан, чтобы уже они – подобно тому, как это совершалось в первые века, – приводили за собой в храм других людей и помогали им войти в церковную жизнь.
Миссия внешняя и внутренняя
Обязательно нужно понимать, что каждый христианин – и особенно тот, кто уже является членом церковной общины, – должен быть в самом простом, самом элементарном смысле этого слова апостолом. Само значение слова «апостол» – «посланный», то есть фактически каждый из нас, выходя из храма, принимает на себя роль человека, которого Церковь посылает для того, чтобы он ходил и улавливал для Христа человеческие души.

Я очень люблю книгу писателя Торнтона Уайлдера, которая называется «Небо – моя обитель». Это история одного достаточно ревностного, но, как бы мы сказали, экзальтированного и восторженного протестанта, который пытался обратить в свою веру вообще всех людей, с которыми он сталкивался. При этом он так прямо и непримиримо обличал все те пороки, которые открывались его взору, что регулярно оказывался то в полиции, то на больничной койке, то где-то еще, и даже претерпел кризис своей веры и от нее отказался, но потом опять вернулся. Это очень занимательное и душеполезное, на мой взгляд, чтение, которое, с одной стороны, рассказывает, как не надо миссионерствовать, а с другой – показывает, какой у человека должен быть настрой, потому что настрой у героя этой книги, как мне кажется, в целом был правильным.

Безусловно, мы не должны бросаться на каждого человека, которого рядом с нами Господь поставил; безусловно, мы не должны обличать во всеуслышание чьи-то пороки и недостатки, потому что нам этого никто не поручал. Но, тем не менее, мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, в которых до того или иного человека слово о Боге можно донести. Для этого просто нужно быть чутким, внимательным, добрым и неравнодушным человеком – и наше сердце нам подскажет, что и кому о Христе можно сказать. При этом, начиная разговор, мы должны определить для себя какую-то меру, которой будем придерживаться, – подобно тому как, собираясь кормить маленького ребенка, примерно представляем, какое количество пищи ему необходимо дать. Собственно говоря, ребенок и сам нам подскажет: начнет отворачиваться и перестанет пищу принимать. Точно так же можно уловить и тот момент, когда начнет внутренне отворачиваться и перестанет принимать духовную пищу собеседник, – и тогда надо тотчас же останавливаться. Даже лучше поступать так: давать человеку совсем немного и смотреть, потянется ли он за продолжением. Если не потянется, наверное, уже больше говорить и не нужно. Господь не напрасно уподобляет слово о вечной жизни бисеру: бисер – это нечто ценное, и ощущение этой ценности должно присутствовать и у нас самих, и людям, которые нас слушают, мы должны его передавать.
Это то, что касается миссии внешней. Но помимо этого есть миссия внутренняя – внутри самой Церкви. Фактически в храм постоянно приходят те же самые люди, с которыми мы сталкиваемся в окружающей нас жизни, то есть совсем еще далекие от воцерковления. И, безусловно, они нуждаются в нашей помощи. Бывает, что эту помощь, совет они могут получить сразу же, в свечной лавке, но в праздники, когда идет поток людей, времени на то, чтобы сориентировать человека, у сотрудников свечного ящика не оказывается. И здесь как раз очень нужно, чтобы в качестве миссионеров проявляли себя члены прихода. Мне очень нравится идея миссионерских постов у дверей храма, потому что нередко человек и до свечного ящика не доходит: он заходит в храм, видит перед собой скопление людей, а порой еще и нескольких священников, возглашающих что-то на полиелее, пугается, смущается, разворачивается и из храма сбегает. И очень нужно бывает, чтобы кто-то его поймал и сказал: «Ничего страшного тут нет. А что вы хотели?» Кому-то это может показаться смешным, но на самом деле таким образом для Церкви будет сохранено очень значительное количество людей.

Или другой момент. Каждый раз, когда священник исповедует человека, впервые решившего причаститься, он должен объяснить ему целый ряд вещей. И здесь огромной помощью бывает, если поодаль во время исповеди стоят два-три человека из постоянных прихожан, так что священник их видит и может подозвать к себе и перепоручить им этого человека, чтобы они ему всё рассказали о том, как будет проходить причащение и как нужно к нему приступать. А может быть, кто-то из прихожан даже возьмет на первых порах своего рода шефство над этим новоначальным, поможет ему разобраться в основах христианской жизни, в богослужении. И это тоже приближает нас к христианам древности, потому что тогда не просто каждого человека кто-то приводил, но и кто-то – как правило, тот, кто его привел, – осуществлял по отношению к нему определенное служение, пока тот не становился уже полностью самостоятельным членом общины.
Искать свою меру
Христианину, призванному к служению апостольскому, очень важно регулярно задавать себе вопрос: «Какой я человек?» – и честно отвечать на него: насколько мне присуща деликатность, насколько я наделен или не наделен даром слова, насколько мне удается донести до людей ту или иную истину. Тогда мы сможем задать себе другой вопрос: «Какова моя мера?» Для одного человека мера его служения будет заключаться в том, чтобы помочь другому человеку, ищущему Бога, разобраться в основах православной веры; для кого-то она заключается в том, чтобы рассказать новоначальному о подготовке к таинствам исповеди и причастия, а кому-то и этого делать не стоит и нужно только помочь человеку прийти в храм и довести его до священника, который сам ответит на его вопросы. Стоит сказать, что эта мера во многом зависит от нашего духовного состояния: если человек перестает жить полноценной церковной жизнью, то начинает ощущать, что и с людьми ему поделиться стало нечем.
Очень важно смотреть не только на свою меру, но и на тот плод, который наше общение с людьми приносит. Если мы видим, что результат наших попыток служения – это неустройство, раздор и раздражение, значит, мы всё делаем не так. Нужно рассказать об этом священнику и постараться вместе с ним как-то начать выправлять те пути, которыми мы пользуемся, когда с людьми сближаемся, когда к ним ищем подход. Если же мы видим, что плоды наших отношений с людьми – добрые, что нам удалось кому-то помочь начать жить церковной жизнью, понять эту жизнь, это, с одной стороны, безусловно, повод для радости, а с другой – для того, чтобы усилить внимание к себе, не возгордиться, не начать тщеславиться этим. Нужно помнить и о том, что каждый человек, который по долгу своего христианского служения помогает людям, обязательно терпит за это те или иные искушения. И тем больше будут эти искушения, чем больше в нас тщеславия и ощущения того, что мы всё это делаем своими силами.

Еще одно очень важное качество, необходимое для христианского служения, – это постоянство. По своему священническому опыту могу сказать шире: постоянство и надежность человека. Нередко бывает так, что я как настоятель храма встречаюсь с теми или иными людьми, мы говорим о каком-то конкретном деле, я вижу, что люди эти обрадованы, воодушевлены. Но вот доходит дело до вопроса: что готов делать каждый из вас, какую часть работы готов на себя взять? И выясняется, что каждый сердцем поддерживает то, о чем мы говорили, но конкретное участие принимать в этом не готов. Во многом так происходит оттого, что человеку кажется: ему это не по силам. Но дело в том, что не по силам ни от кого ничего не требуется. Ведь каждому предлагается определить меру своего участия; это может быть участие на 100%, на 50%, на 10%, но, тем не менее, это какой-то вклад, и из этого что-то может сложиться. Только очень важно, определив в самом начале, что вы можете делать, потом этого делать не переставать, потому что если вы бросили свою небольшую долю, еще кто-то бросит – то нескольким оставшимся людям, которые и так несут по максимуму для себя, нужно будет нести уже действительно превосходящую их силы ношу. И, как правило, они с ней уже никуда уйти не могут: они сначала стоят под ней, потом сгибаются, а потом она их придавливает и раздавливает. Поэтому, приступая к какому-то послушанию, какого-то рода служению, нужно помнить, что от нас в нем потребуется постоянство. Необходимо рассчитывать свои силы, и начинать лучше с малого, а потом постепенно переходить к большему.
Источник: Православие.Ru

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
gilluin
Aug. 30th, 2016 05:22 pm (UTC)
Все это очень верно. Но есть еще некоторые вещи, которые представляются мне важными. Община - это не только совместные дела, но и совместный отдых. Это те, кого я приглашаю на день рождения, с кем хожу в кино, на концерты, с кем езжу за город, кому рассказываю о книгах, которые прочла, фильмах, которые посмотрела и местах, в которых побывала. И они мне рассказывают. Не все, конечно, не обо всем, но есть постоянный обмен мыслями и впечатлениями. Я считаю, это очень важно. Каждый привносит что-то свое, свой взгляд, свое понимание и оно обсуждается и оттачивается, и возникает достаточно объемное понимание ситуации или проблемы. В одиночку никто из нас не мог бы понять, изобрести или создать того, что получилось в итоге у всех вместе.
И что еще очень важно - ощущение единства, осознания себя как части целого. То есть я - не просто отдельная девочка, а представительница общины и, шире, Церкви. И если я куда-то пришла и что-то делаю, то это не просто я пришла, это пришли они в моем лице, кто-то так. Я часто думаю об этом. Мне кажется, надо об этом думать, тогда открываются иные перспективы, чем обычно.
(Anonymous)
Aug. 30th, 2016 05:52 pm (UTC)
Сейчас нарастает очень нехорошая тенденция во многих Храмах, батюшки едят отдельно и совсем другую еду, намного лучшую и качественнейшею не ту что едят рабочие или служащие, причем при этом говорят пылкие проповеди о единстве всех и вся и о любви. У нас на праздник произошел казус интересный, стол предназначавшийся для певчих (он обычно стоит рядом со столом где сидят батюшки) заняли под вещи, и певчие не захотели сидеть с "чернью", так разобиделись что не остались даже на трапезу. Для них сидеть со служащими и рабочими а не с батюшками было оскорбительно. Я понимаю что это в основном есть следствие слишком ревностных матушек и что батюшки тут не причем, но про неприятный осадок после трапезы уже слышу от многих. Как то не по братски когда один есть бутерброд с черной икрой а кто то с икрой из баклажана.Не знаю как у вас а у нас в Храме такое уже идет много лет, хотя раньше седели все вместе за одним столом и еле все одно и то же. Жалко что куда то начинает исчезать единство, жалко что многие батюшки начинают вести себя как люди из высшего сословия.
(Anonymous)
Aug. 30th, 2016 05:58 pm (UTC)
А в последнее время стали совсем отъединятся от народа и проводит все праздники отдельно, и в отдельной комнате, народ сидит в одной комнате и празднует а батюшки с приближенными в другой. Не знаю может это только у нас так, но замечал это и в других Храмах.
wicked_knight_1
Aug. 31st, 2016 11:35 am (UTC)
"...фактически каждый из нас, выходя из храма, принимает на себя роль человека, которого Церковь посылает для того, чтобы он ходил и улавливал для Христа человеческие души".

Так ли?

"Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего". (Феофан Затворник).
igumen_nektariy
Aug. 31st, 2016 01:45 pm (UTC)
Это вырвано из контекста.
wicked_knight_1
Aug. 31st, 2016 02:52 pm (UTC)
В самом деле? Разве контекст этих слов благоприятствует Вашей мысли? В контексте подробно говорится о том, что для проповеди надо иметь способности, подготовку, основательные знания, усердие, что для этого дела есть много ограничений. И вывод: «Сказанного достаточно, чтоб уверить тебя, что благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей, чтоб уготовать себя в храм Триипостасному Богу. Для проповеди же и благовестия назначаются способные, или дар на то получившие, подготовленные, надежные по нраву, возревновавшие о сем деле и никаких к тому препятствий во внешних своих обстоятельствах не имеющие, — назначаются старейшими в Церкви учителями и действуют по их указанию и руководству. Кто иным путем выступает на проповедь, тот самозванец, — и очевидно правой веры не ведает и не содержит».
(Anonymous)
Sep. 7th, 2016 05:08 am (UTC)
Очень наставляющая статья! Спасибо вам! Это наш христианский долг нести Евангелие!
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner