?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выздоравливающих мало

Есть такие известные слова преподобного Петра Дамаскина: "Начало здравия души есть зрение своих грехов, бесчисленных, как морской песок". Или, что то же, состояние мытаря, не смеющего возвести очи к небу и лишь взывающего: "Боже, милостив буди мне, грешному!". И, исходя из этого, нетрудно догадаться как мало тех, кто и правда начал выздоравливать душой...

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Aug. 23rd, 2016 09:41 pm (UTC)
Как Вы считаете, может ли "зрение своих грехов" иметь неправильную меру? Если собственная греховность доводит до отчаяния, что нужно делать? Может быть, чтобы не дойти до "покаяния Иуды", следует в некоторых случаях отсекать помыслы о тех грехах, которые исповеданы, за которые понесены епитимьи? Или всё же лучше нести это бремя воспоминаний?

Андрей
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 08:36 am (UTC)
В октябре 1990 года я находился не в лучшем духовном состоянии по причине различных проблем и тяжелых искушений, которые на меня обрушились.

Не имея сил даже молиться, как ни странно это звучит, в течение нескольких дней вместо молитвы я только говорил: «Боже мой, я грешник и не знаю, как говорить с Тобой». Я вспоминал и отца Порфирия, который не раз говорил мне: «Знаешь, Никое, сколь велик дар, который дал нам Бог, — право общаться с Ним каждый час и каждое мгновенье, в каком бы состоянии мы ни находились. А Он будет слушать нас. Это наше самое большое сокровище. Поэтому мы и должны любить Бога».

Находясь в таком состоянии духовного кризиса, я, вместе с тремя моими друзьями, отправился к отцу Порфирию. Первыми к Старцу зашли мои друзья, а я был последним.

Как только я вошел, отец Порфирий говорит мне: «Садись, грешник». Когда он мне так сказал, я сразу понял, что он все это время следил за ситуацией, в которой я оказался.

Несмотря на то что Старец, отягченный многими болезнями, лежал на кровати, он нашел в себе силы встать. Он, казалось, немножко нервничал. «Никое, скажи что‑нибудь другое. Не надо все время говорить: «Я грешник, я грешник». Беседуй с Богом по–другому. Твори молитву Иисусову. Разве ты не понял, что это было искушение, которому ты не смог противостать?» (Старец Порфирий. Цветослов советов.)
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 10:04 am (UTC)
Ага. Спасибо.

Андрей
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 10:04 am (UTC)
— Геронда, а может ли человек осознавать свою гpeховность, но при этом не иметь покаяния?

— Может, если у него нет смирения. Когда к покаянию примешивается эгоизм, то человек без конца мучает себя мыслями: «как же я мог это сделать?», «как посмотрят на это люди?», «что же обо мне подумают?» — и терзается. В словах «как же я снова мог это сделать?» и «как я мог до такого докатиться?» — есть эгоизм. Покаяния в таких словах нет. Человек должен понять, что он согрешил, и, поняв это, смиренно попросить милости Божией. «Боже мой,— должен сказать такой человек, — я согрешил, прости меня. Вот такая я дрянь. Пожалей меня. Если Ты не поможешь мне, то я могу стать еще хуже, лучше я стать не могу. Сам я никогда не исправлюсь». И, сказав это, надо постараться не повторять свой грех. Многие, согрешив, испытали боль не потому, что они пали в глазах людей, а из-за того, что они ранили своим грехом Бога.(Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба Том 3)
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 10:10 am (UTC)
— Геронда, а я не вижу своих ошибок, и мое сердце подобно камню.

— Иногда Бог попускает нашим глазам не видеть наших ошибок, а нашему сердцу — быть камнем, потому что в противном случае диавол может низвергнуть нас в отчаяние. Человек должен относиться к своей греховности с рассуждением. Покаяние, в котором присутствует душевное терзание и отчаяние, — не от Бога, в таком покаянии накрутил своим хвостиком тангалашка Человек должен быть внимательным, потому что диавол, подловив его «справа» — на покаянии, может бросить его «влево» — в печаль и отчаяние. Диавол хочет сломать человека — душевно и телесно — и привести его в негодность. То есть он приносит другое сокрушение — исполненное душевной тревоги, для того чтобы сокрушить этим сокрушением человека К примеру, диавол может сказать человеку: «Ты такой великий грешник, что не спасешься». Делая вид, что заботится о душе человека, диавол ввергает его в душевную тревогу и отчаяние. Так зачем же позволять диаволу делать все, что он хочет? Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница», отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело? Я скажу, что я грешница, когда захочу этого сама, а не тогда, когда этого захочешь ты».(Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба Том 3)
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 10:12 am (UTC)
Что имеется в виду в монашеских книгах, когда говорится (если упростить): "Сиди в келье и оплакивай свои грехи". О каких грехах идёт речь? О нынешних, "текущих" страстях или также о тех, которые больше не совершаются, исповеданы и остались в прошлом?

Андрей
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 12:07 pm (UTC)
— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным?
   — Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя человек, тем более грешным он себя видит.— Геронда, некоторые люди не знают, что им говорить на исповеди? Почему?
   — Это показывает, что они не занимаются тонкой работой над собой. Если мы не занимаемся тонкой работой, то не замечаем за собой даже грубых погрешностей. Нам нужно очистить очи нашей души. Слепой человек не видит ничего. Человек одноглазый что-то уже видит, однако лучше других видит тот, у кого есть оба глаза и они здоровы. Ну а уж если у такого человека есть под рукой и телескоп с микроскопом, то он будет видеть очень четко и то, что находится далеко-далеко, и то, что находится очень близко. К примеру, небольшую резную иконку я могу закончить в три дня, однако, оставив ее полежать несколько дней и потом снова взяв ее в руки, я найду в ней много недостатков. Над одной иконкой я могу работать и неделю, и месяц, и два года. А если захочу, то могу работать над ней и пять лет. Однако в этом случае я должен буду работать с увеличительным стеклом. Я хочу сказать, что духовное делание тоже не имеет конца. Чем больше человек духовно преуспевает, тем чище становятся очи его души, и тогда постепенно он видит свои грехи все большими и большими. Таким образом человек смиряется, и к нему приходит Благодать Божия. Святые, говорившие: «Я окаянный грешник», верили в это, потому что очи их души превратились в [духовные] микроскопы. Чем более они преуспевали, тем более мощный духовный микроскоп приобретали и, таким образом, видели себя большими грешниками. Вот, например, сейчас невооруженным глазом я смотрю на мою руку, и она кажется мне красивой. Однако если я посмотрю на нее через увеличительное стекло, то вот эти волосики, которые сейчас еле видны, представятся целой кипарисовой рощей! «Брат ты мой, — удивлюсь я, — это что же, выходит, я троглодит?» Совершая над собой такое духовное делание, вы возгнушаетесь своим ветхим человеком.(Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба. Том 3)

Наверное они плакали постоянно потому что им открылась их внутренняя преждевременность. Преп.Исаак Сирин в слове 21 говорит:" непрестанно плачущий не может быть тревожим страстями. Проливать слезы и плакать — это дарование бесстрастных."
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 01:36 pm (UTC)
Внутренняя преждевременность? Простите, не понял.

Андрей
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 02:43 pm (UTC)
Ой, ошибся, они увидели свое повреждение а не преждевременность . А вообще у святителя Игнатия Брянчанинова есть хорошая статья на тему плача, называется: "Учение о плаче Преп. Пимена Великого."
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 06:35 pm (UTC)
Большое спасибо, коллега аноним:)))

Андрей
eaquilla
Aug. 24th, 2016 02:39 am (UTC)
"...выздоравливать душой..."
Как мило. Игумен Нектарий не опускается до ответов на комментарии к его постам, не пытается увещевать, не ведет теологических споров с оппонентами.
Зато делают стойку некие маги РПЦ. Если точнее, трое, два мужика и некрасивая женщина. Все трое являются масонами. По факту принадлежности к масонству, являются сатанистами. Без душ, одержимые.
Я уже в третий раз с ними сталкиваюсь. Третий раз они нападают на меня.
В этот раз наложено ими на меня заклятие "вуаль смерти"...

Интересно, какое оружие наиболее эффективно против сатанистов, продавших душу за, пусть мифическую, вседозволенность? Может Благословение Всевышнего?...
khelgi
Aug. 24th, 2016 08:10 am (UTC)
Вспоминается высказывание Силуана Афонского: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся".
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner