?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Священник — тоже человек
Могут ли у священника быть друзья? На первый взгляд, чудной вопрос, такой, что хочется пожать плечами и ответить на него другим вопросом: ну а почему же, собственно говоря, священник представляется кому-то человеком, непременно обреченным на одиночество? И тем не менее порой священника об этом спрашивают. А иногда… А иногда он спрашивает об этом же самого себя.
Впрочем, тут, конечно же, необходимо определиться: о чем именно мы говорим? Каждый священник с кем-то играл в детстве, где-то учился, возможно, где-то работал до принятия священного сана. И, разумеется, с кем-то знакомился, с кем-то сходился более или менее близко, а с кем-то и дружил. И было бы странно, если бы впоследствии люди, ставшие для него когда-то близкими, может быть, даже родными, вдруг куда-то исчезли бы из его жизни и причиной этого стало бы его рукоположение.

Нет, думаю, что у большинства из нас, пастырей, есть друзья, которых мы любим, которыми дорожим и с которыми ни за что не расстанемся — даже в том случае, если перемены, произошедшие когда-то в нас, не произошли в них и наш выбор им непонятен. Нам может быть с ними подчас непросто, но мы их любим, молимся о них и несмотря ни на что рады общению с ними.

Почему? Потому хотя бы, что и они любят нас и нами дорожат. А если речь о друзьях детства, то они еще и помнят нас такими, какими не помнит, наверное, уже никто, кроме, разве что, родителей наших. И этого не перечеркнешь, не отменишь, да и не надо — перечеркивать и отменять.
После хиротонии
Но могут быть и другие друзья — не то, чтобы иного сорта и вида, не то, чтобы менее важные и дорогие для нас… Но в каком-то отношении они действительно иные — поскольку познакомились и сдружились мы с ними уже тогда, когда сделались священнослужителями, когда наш сан, а подчас даже и внешний вид стали тем, что вне зависимости от нашей воли всегда будет отличать нас от всех прочих людей.

И это тоже естественно — то, что у священника появляются друзья и после хиротонии. Естественно, что он остается человеком, способным любить и внушать подобные чувства другим людям. Завязаться такая дружба может по-разному: жизнь — живая и потому непредсказуемая, она постоянно преподносит нам сюрпризы, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.

А точнее сказать иначе: Промысл Божий о нас всегда удивителен и непостижим. И по Промыслу сему появляются в нашей жизни люди, а в их жизни появляемся мы, и оказывается, что мы друг другу очень нужны или даже необходимы.

И еще, конечно же, у священника не может не быть друзей из числа собратий-пастырей: кто поймет его лучше, чем собрат по служению, кто сможет так поддержать, иногда — утешить, иногда — вразумить?
Неудобная дружба
Почему же тогда все-таки рождается, почему задается вопрос: «а могут ли быть у священника друзья?». Наверное, в первую очередь, спрашивая об этом, люди имеют в виду возможность дружбы священника с его прихожанами — очевидно, именно она представляется наименее «удобной», наименее вероятной. Отчего так?

Отчасти оттого, что священник на приходе представляется личностью если и не уникальной, то совершенно особенной, далеко отстоящей от всех прочих людей, этот приход составляющих. Он совершает богослужение, произносит проповеди, исповедует, наставляет в жизни духовной, разрешает недоумения в жизни повседневной.

И он не просто взял это на себя сам, нет, ему эти обязанности и вместе с тем права даны в момент его священнической хиротонии, по дару Божественной благодати. В этом и заключается его «особенность», это и заставляет думать, что с ним, таким «особенным», дружба невозможна.

Мне лично такое представление видится совершенно неверным. Могут ли отец или мать быть другом для своего ребенка? Однозначно да. С одной, пожалуй, оговоркой: если они при этом не забывают, что они не только друзья, но и родители, и если об этом не забывает так же и сам ребенок.
Без фамильярности
Вот тоже самое, наверное, можно сказать и про священника: у него могут и, я бы даже сказал, должны быть друзья из числа прихожан. Но в этой дружбе не должно быть места фамильярности — ни с одной, ни с другой стороны. Должна присутствовать память об ответственности за людей, которых тебе поручил и за которых с тебя спросит Господь.

Должна поэтому быть и определенная дистанция, линия, которую не переходишь ты сам и которую не переходят другие люди: она необходима потому, что в тебе есть некая тайна, область того, к чему и сам ты должен относиться с благоговейным удивлением: это благодать священства. Если не будет дистанции, это будет удобно пренебрегаться и забываться — и тобой, и другими людьми, и ничего хорошего из этого не выйдет.
Дружба помогает быть пастырем
Священник обязан быть «старше», разумней, ответственней, у него гораздо меньше прав на обычные человеческие ошибки и совсем нет прав на поступки необдуманные и легкомысленные. Ведь он пастырь, пастух, который должен пасти стадо словесных Христовых овец. И если иногда ему хочется хоть ненадолго стать «младше», сбросить с себя то бремя, которое лежит на его плечах постоянно, «побыть, как все», то желание это нужно всеми силами отсекать: исполнишь его — и без вреда для тебя самого и для паствы твоей не обойдется.

Это не может не налагать определенный отпечаток на взаимоотношения священника с его друзьями-прихожанами, их дружба и возможна лишь при понимании этой реальности с обеих сторон.

Еще в большей степени необходимо соблюдать подобные правила в случае, если речь идет о женщинах: слишком часто священник становится для женщины одинокой и «непонятой» самым близким, самым понимающим, самым идеальным… мужчиной. И если не помнить об установлении дистанции, не блюсти себя, не придерживаться определенных правил, а общаться «просто», «как все», то польза от такого общения будет весьма и весьма сомнительной.

…У священника, повторюсь, могут и должны быть друзья — самые разные, «старые» и «новые». И главный критерий истинности пастырской дружбы, на мой взгляд, таков: она не мешает ему быть пастырем, а, напротив, помогает. Так и никак иначе.
Источник:PRAVMIR.RU

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
anna_gorbatova
Jun. 29th, 2016 06:55 pm (UTC)
Я начала ходить в церковь в 23 года. В 24-25 лет православный архиепископ на 40 лет старше предложил мне дружбу, сказал, что я ему "по душе", крайне активно шёл на сближение. Я согласилась, у меня был эмоциональный голод на близкие отношения, + возник какой-то эмоциональный контакт, как-будто мы родственники, а он очень душевный человек, выглядит как "дедушка мороз", заваливал "добротой". Помогал деньгами. Сказал, что я для него как близкий и родной человек. Сначала всё было хорошо, уважительно, относился по доброму. Я спрашивала "вам разве можно дружить с прихожанами?" - он смеялся, отвечал "можно", и "должны же у меня быть с кем-то личные отношения". Я очень доверяла, подумала, что такая уверенность - знак того, что он осознаёт свою ответственность. Я жестоко ошибалась. Начались манипуляции, моральное насилие. Он оказался мораьным садистом, он меня мучал. Требовал хорошие слова. Я отказывалась, мне было стыдно (как было бы любому нормальному человеку). Резко прекращал "отношения", когда ему хотелось, без объяснений, наблюдал за страданиями, хихикал. Сегодня я поняла, что "мстил" за то, что хорошие слова не хотела говорить. Я впала в депрессию, похудела, перестала вставать по утрам в университет. Никогда не попросил прощения нормально. Я пыталась получить объяснения, когда я ему говорила по телефону "Владыка, Вы нанесли мне большой духовный вред", он сказал - "Господь все ошибки исправит", спросил "ну что, будем дальше продолжать общение или нет? (это единственное, что его интересовало!), извинился - но неискренне. A мне нужно было искренне, чтобы стало легче. Потом разозлился, когда я начала плакать и пытаться до его понимания донести нанесённый ущерб, бросил трубку. Никакой ответственности не было. Никакого пастырского отношения не было. Наоборот, ко мне всегда предъявлял высокие духовные требования, о себе же сразу сказал - я грешный, твои пороки по сравнению с моими позитивными качествами просто ангельские достоинства (вроде как с него никакого спроса). Он меня полностью разрушил как личность. Я из красивой нормальной девушки стала пришибленной, забитой, боязливой некрасивой с низкой самооценкой и мёртвыми глазами. И окружающие реагитуют соответственно. Сестра меня увидела чуть не расплакалась, сказала "ты стала как мышка". Он испортил мне жизнь. Он никогда не давал мне говорить, затыкал мне рот. Просила адрес - написать ему что он плохого сделал, не даёт. Помогите. Мне нужна помощь, и духовная и душевная и всякая. Я обращусь к профессиональному психотерапевту - буду восстанавливаться (есть батюшка с мирским дипломом психолога).(a это больших денег стоит) И ещё я буду жаловаться Патриарху, я напишу письмо в Патрархию, я хочу обнародовать эту историю. Мне нужна огласка, так как я заперта сама в себе со своей болью - как в тюрьме, он никогда не давал мне говорить. О зле надо говорить. Я просила адрес у канцелярии Патриарха, мне только мейл дали. И говорят, что он обижал других людей тоже - всех женщин. Втягивает в отношения, а потом что-то плохое происходит (что конкретно с другими происходило не знаю). Его можно пожалеть - он больной человек (может мать в детстве издевалась, жена, говорят умерла в юности, перенёс потрясения). Но нанесённый мне в таком юном возрасте - на заре жизни ущерб и такое пренебрежение к моему доверию я простить не могу. Мне теперь самой восстанавливаться, а он самоудалился и всё. И больного человека нельзя близко подпускать к людям, о его "практиках" надо знать. Ведь ещё будут жертвы! А вы, отец Нектарий, как думаете, надо жаловаться или нет? И без специалиста-психотерапевта я не восстановлюсь.. Прошло 4 года, я ещё не восстановилась... Я побывала в каком-то аду. Понимаю, что тут и мои психологические раны какие-то детские наложились и бесы тут явно поучаствовали. И справедливости ради скажу- я тоже не ангел, я к нему крайне неуважитльено относилась в конце, несмотря на сан (хотя по-человечески это объяснимо, мне кажется). И всё же на нём было больше ответственности - он всё начал, он священник и он пожилой, а я абсолютно, полностью доверилась... И ещё я по нему долго скучала. Ведь я его искренне любила - близкий человек был. Это самое ужасное.

Edited at 2016-06-29 07:37 pm (UTC)
ambrosius2008
Jun. 30th, 2016 12:39 am (UTC)
Анна, очень вам сочувствую! не могла не откликнуться на ваш крик души, может, потому, что в юности была такой же наивной, доверчивой, готова была открыться каждому, кто проявил бы ко мне внимание. Однажды один очень хороший священник сказал мне слова, которые я помню до сих пор: "Не ищите тепла в людях, не найдете". смысл этих слов я поняла очень не скоро. не нужно искать чересчур близких отношений, особенно со священнослужителями, да и ни с кем. это будет разрушать вас - что, собственно, и произошло. Есть Бог, быть с ним - это главное. остальное приложится! Если будет желание - пишите мне в личку.

Спасибо батюшке за статью!
дистанция и взаимное уважение должны быть обязательно, иначе отношения не сберечь... а еще - на дружбу нужно время. нет времени - нет дружбы. У К.С. Льюиса есть трактат, посвященный дружбе. очень всем советую!
(Anonymous)
Jul. 2nd, 2016 11:10 pm (UTC)
Spasibo za podderzhku. Ya vam ostavila otvet snizu, ya nadeius, chto ya vas ne obidela.
(Anonymous)
Jun. 30th, 2016 11:54 am (UTC)
Сочувствую Вам! Бог ему судья!
(Anonymous)
Jul. 1st, 2016 07:27 pm (UTC)
Не знаю, кто виновнее - угнетатель или раб. Но то что и раб - лицо виновное, в этом я уверена. 24 года - большая уже девочка, чтобы "абсолютно и полностью" доверяться, не сверяясь с собственным сердцем. Я не специалист в психологии, но мне кажется, доколе Вы будете считать, что на нем "все-таки больше ответственности", потому как "он все начал", и думать о том только как бы ему отомстить поудачнее, самой собой Вы заниматься не станете, а потому и с мертвой точки Вы не сдвинетесь. А "начинают" всегда оба - нет лжи вне нас, только внутри нас, и обманываем себя по большому счету мы сами.
...Я бы попробовала ответить на вопрос: почему я, будучи великовозрастной девицей, так легко подалась на это "абсолютно и полностью"? что именно во мне обусловило такое мое отношение к человеку? что во мне обман, который встретился с обманом в другом человеке? почему именно во мне угнетатель так быстро признал "свою" - свою жертву?
(Anonymous)
Jul. 2nd, 2016 11:07 pm (UTC)
Ya avtor soobshenia. Spasibo sa Vashu tochku zrenia, no ya ob etom uzhe mnogo dumala i mne eto uzhe mnogo raz govorili, kak vy ponimaete. Ya eto vse horosho ponimaiu i ya napisala ob etom v kontse soobshenia - moi lichnye osobennosti sygrali rol. No ya povtorus : otvetstvennosti bolshe na nem - davaite ne budem menyat svyashennikov i prihozhan mestami. Mne eta tendentsia, esli chestno, nemnozhko nadoela. Nam postoyanno govoryat o pochitanii i neosuzhdenii svyashenstva, a kak chto-to plohoe sluchaetsa - otvetstvennost moya ili strogo popolam ? Pozvolte ne soglasitsa. Pastyr - on, i starshe byl on. Poetomu i doverilas. (osobenno nepriyatno mne bylo by, esli by tak dumali sami svyashenniki, eto bylo by nedostoino s ih storony. Ya nadeius, chto sami batushki tak ne dumaiut). I da, ya ne znala, chto doverie i vera v luchshie chelovecheskie kachestva - nedostatok. Naivnost, konechno, byla. No po molodosti eto normalno. Osnovnuiu zhe mysl vashu ya ponyala - nado ponyat istoki problemy i chto s etim delat. Spasibo za sovet.
ambrosius2008
Jul. 3rd, 2016 02:33 am (UTC)
Доверчивость и наивность в зрелом возрасте - это, безусловно, недостаток. а по молодости да, все мы ошибались. если вы сейчас зрелый человек, сделайте выводы и идите дальше, не стоит сидеть у своего разбитого корыта. начните жить заново! а судить - пусть Бог рассудит...
(Anonymous)
Jul. 2nd, 2016 11:15 pm (UTC)
(Prodolzhenie) Po suti vy pravy, sovet poleznyi.
(Anonymous)
Jul. 3rd, 2016 12:14 am (UTC)
(Prodolzhenie) Po suti vy pravy, sovet poleznyi.
(Anonymous)
Jul. 3rd, 2016 03:40 am (UTC)
Anna_gorbatova, хочется утешить Вас тем, что является основой примирения с собой и искреннего покаяния Господу - " прежде прости опечалившим тя." Простите Вашего друга и придет Господь Вам на помощь. Простить нелегко, но только помощь Господа Вам сейчас нужна, уверена. Все наши беды в нас самих. Помоги Вам Господь. Татьяна
alexandr2201
Jun. 30th, 2016 07:23 am (UTC)
У меня со школы один друг и другой с университета. Прекрасно понимаю, что общение со мной-это тоже не так просто)
(Anonymous)
Jun. 30th, 2016 11:56 am (UTC)
Хорошая статья! Спасибо Вам отец Нектарий! Я бы очень хотел дружить с таким служителем как Вы!
natasha_birka
Jul. 5th, 2016 12:49 pm (UTC)
Знаете, когда читаешь святоотеческую литературу, все время натыкаешься на то, монахам очень вредно общаться с женским полом. У меня всегда немой вопрос возникает, куда нам деваться. Священники всегда мужчины, да есть приход кие храмы с белым духовенством, но это тоже не панацея. У белого священника могут быть тоже проблемы в семье, и еще куча своих личных проблем. А потом, из личного опыта, в монастыре часто бывает, гораздо больше можно духовной пользы получить для души, на то он и монастырь. И еще, бытует мнение, что семейный человек, должен окормляться у белого священника. Мне кажется это не обязательно, все зависит от опыта, склада характера, любви к людям данного священника. Часто это бывает эффективнее с монашествующими, как бы парадоксально это не звучало. Но в общем, нам женщинам, все же не надо сближаться ни с каким из священников особенно близко, это полезнее для обоих. Мне кажется чувства должны быть,как к отцу. Это возможно, при опытном и внимательном священнике, даже если у вас возраст отличается на 4-5 лет, или вообще не отличается. Мне раньше казалось, что священник тем опытнее, чем больше у него седых волос и старше возраст, а недавно поняла, что возраст не главное.
(Anonymous)
Jul. 5th, 2016 08:01 pm (UTC)
Natasha_birka: хочу поддержать Вас, что дружбы в мирском понимании, между священником и прихожанами(прихожанками) сложно представить. Ведь как полезно видеть в них, которые по возрасту тебе в дети годятся, наставников духовных, что хочется быть просто дочерью по отношению к батюшке. И слово какое родное, из семьи и детства. И это помогает смиряться, обретать мир в душе и вокруг. Татьяна
(Anonymous)
Jul. 6th, 2016 04:58 pm (UTC)
Затронутая тема, конечно, очень актуальна... Бывают ли тут неактуальные... не знаю, вряд ли (кто найдет, подскажите). Слово - дружба, как и любовь имеет разный смысл. В греческом языке, например, есть несколько слов обозначающие любовь, которые имеют совершенно разные значения (эрос, людус, сторге, филия, мания, агапэ, прагма). Мне из данной записи непонятно, что в ней подразумевается под дружбой и отличается ли она чем-либо от любви… С другой стороны, сам по себе этот вопрос звучит странно. А могут ли быть друзья у Христа? Священное Писание говорит, что могут... И сам Христос часто обращается, употребляя слово друг, даже к тем кто Его предает: «Друг для чего ты пришел?» (Мф.26,50). Его друзья это те, кто не только слушает Его, но и слышит, а это становится возможно, когда Его Слово оживает в нашей повседневной деятельности с соблюдением Его заповедей «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… (Ин.15,10). Но когда я захожу в храм… Вижу распятого Христа на кресте… Ну, и для чего я пришел? Люблю ли я Его? Дружу ли с Ним распятым? Жалко ли мне Его? Думаю, ответ вы не угадали… Говорю Ему, - Ну, что все висишь? Ну, виси,виси… Из-за меня висишь, и для меня… Иначе бы я давно подох… А Он в ответ, - «Я победил мир» (Ин. 16,33) , «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3,21). После этого… предыдущие слова хочется вычеркнуть из своих мозгов… Но исчезнут ли они совсем и навсегда из моей жизни??? Дружба со священником в чем-то схожа с дружбой со Христом. Но в отличие от Него - победившего, батюшка на пути к победе (в том числе, и страстей у своих духовных чад). И когда он побеждает, то это одно, а когда нет, то что-то дружить становится тяжелее, а иногда и опаснее… Впрочем, если победивший Христос среди нас, то становится полегче… и дистанция сокращается, если Христос рядом и мы стремимся победить вместе с Ним.
(Deleted comment)
(Anonymous)
Jul. 10th, 2016 05:48 pm (UTC)
А почему Вы так требовательны к людям? Почему Вы считаете, что Вам все обязаны? Разве милость и сочувствие и сострадание выбиваются? - Нет, никогда.
Насчет молчания: а Вы не задумывались, что три абзаца - это слишком мало, чтобы узнать человека, его проблему, и таким образом что-то ему советовать, и тем более, как Вы сказали "чинить"? И что возможно именно личная ответственность "автора этого журнала", а не ее отсутствие, не позволяет ему как-то высказываться по вашей проблеме?
А что Вам дало бы такое сочувствие? Что Вам дало бы три абзаца ответа на ваши три абзаца жалобы? Ведь, как кажется с Ваших слов, Вы получали уже три не только абзаца в Интернете, но и реальное живое понимание и поддержку со стороны священнослужителя. Трудно судить о том, чего совсем не знаешь, но - не тупик ли это - такой сбор "соболезнований"?
...Все мы исключительно сами виноваты в той болезни, нездоровье, разрухе, мраке, в которых живем и в которые попадаем. И я - тоже. И Вы - тоже. Но это совершенно не значит, я полагаю, что мы не заслуживаем сочувствия. Я думаю, сочувствие не заслуживается, а как и любовь - дарится. И оно уже есть, и Вам тоже сочувствуют, и сопереживают, и соболезнуют - болят Вашей болью, - и сострадают так, как ни один человек не может. И ждут Вас, чтобы утешить. Но если так ожесточенно ожидать, я бы сказала, требовать от людей понимания - как тут услышишь зов иного мира? Опять-таки, трудно что-то вещать из своей деревни, но может, стоит попробовать сменить фокус?
И еще я бы попробовала ответить на вопрос: почему я так мало с самой собой считаюсь, что в таком личном и понятном мне вопросе (то есть не книжном) учинения надо мной насилия, надругательства, мне так необходимо, чтобы кто-то согласился со мной, что это насилие и надругательство, и так поступать с людьми недопустимо? А без такого согласия я не имею даже права на самоуважение и боль? Почему для меня авторитеты - только внешние, а я сама для себя - нет? Почему я так несамостоятельна сама по себе? Почему мне нужны подпорки?
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner