igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Category:

В паломничество — с единомышленниками

     Древняя традиция паломничества является важным элементом христианства. Еще в ветхозаветные времена иудеи предпринимали странствие в Иерусалим, чтобы побывать в Иерусалимском Храме и принести свои жертвы. С возникновением Новозаветной Церкви ее члены стали посещать места, связанные с земной жизнью и страданиями Господа, постепенно к этому добавились странствия в наиболее примечательные обители, где можно было помолиться у мощей святых и чудотворных икон. Как получить наибольшую пользу от паломничества современного? Как к нему подготовиться и чего следует остерегаться?
Нам передается радость встречи
   — Батюшка, объясните, пожалуйста: все мы, придя в храм, так или иначе постепенно привыкли к убеждению, что святые всегда с нами, мы можем молиться им в любом месте и в любое время. Зачем же тогда ехать за многие сотни километров — туда, где они пребывали телесно? Тем более что и в нашем храме, и в других саратовских храмах есть иконы с частицами мощей — разве это не то же самое?
     — Встреча человека с тем или иным угодником Божиим — внутренняя, сердечная — действительно может произойти в любом месте и при любых обстоятельствах; главное — чтобы сердце человека к ней было готово. Но в повседневной жизни, среди работы, быта, различных огорчений, бывает трудно внутренне собраться, и человек в молитве далеко не всегда переживает этот необходимый сердечный контакт со святым. В храме, куда христианин приходит на службу и где есть икона с частицей мощей, тоже порой этого не происходит. Но когда человек уезжает из своего родного города, когда он меняет привычную для себя среду и предпринимает определенный труд для того, чтобы со святым соприкоснуться, он зачастую действительно переживает то, что должен был бы в молитве переживать. Святые как бы встречают, как бы ждут нас в тех местах, где они подвизались, и эта радость встречи нам передается.
   — Как подготовиться к паломничеству, чтобы оно не стало обычной туристической поездкой?
     — Главным моментом подготовки к паломнической поездке является как раз осознание того, ради чего мы в этот путь отправляемся. Мы едем не для того, чтобы сменить обстановку, как-то расслабиться и морально отдохнуть, а именно ради духовной пользы и встречи со святыней. Очень важно, чтобы человек, собирающийся в паломничество, молился тем святым, к которым он едет, или же Божией Матери, если на святом месте находится чудотворная Ее икона. В идеале — и это вполне возможно в наше время — нужно заранее прочитать, найдя в книгах или в Интернете, и подробное житие того или иного подвижника, и что-то об истории обители, ее современном состоянии — это тоже помогает настроиться. И конечно, нужно испрашивать на эту поездку благословения у Господа.
Не ждать удивительного, не смущаться несовершенством

   — Порой люди ждут от паломнической поездки некой особой благодати, ярких, трогательных моментов, которые всколыхнут их душу, а все проходит довольно-таки обычно, без каких-то незабываемых переживаний. Почему так происходит, в чем здесь заключаются ошибки?
     — На самом деле главная ошибка здесь заключается в том, что человек пытается предугадать, в какой форме он должен получить что-либо от Бога, и забывает, что когда Господь что-либо дает нам, Он дает это так, как нам требуется. Порой мы действительно ощущаем этот дар и переживаем его, а порой — ровным счетом ничего не чувствуем, ничего особенного не слышим, не видим, но мы возвращаемся из этой поездки, и что-то в нашей жизни постепенно начинает меняться. А бывает, что и нет — здесь надо предоставить Богу полную свободу действовать в нашей жизни так, как Он хочет, и не пытаться что-то Ему предлагать.
   — Иногда человек на святом месте, то есть там, где более всего ожидает встретить доброту и порядочность, сталкивается с чем-то очень неприятным. Это может быть хамство, это может быть, и нередко, жажда наживы… Как выйти из этого испытания с какой-то пользой, а не с глубоким разочарованием?
     — Мы едем в паломничество не к людям, а к святым угодникам Божиим, и не нужно ожидать там встретить какое-то сообщество совершенных христиан. Люди могут пытаться извлечь выгоду абсолютно из всего — и из близости к святыне в том числе. Если это носит характер злоупотребления — ну что ж, остается только за них помолиться. А чтобы не впадать в уныние, в осуждение, нужно все время иметь перед внутренним взором ту цель, ради которой мы приехали.
     Но бывают в таких поездках и другого рода искушения. Например, зачастую можно видеть людей, которые едут в паломничество для того, чтобы там впервые в жизни исповедоваться и причаститься. И порой они возвращаются оттуда с чем-то таким, что никак в рамки здравого смысла не укладывается: с какими-то епитимиями на десять или пятнадцать лет, незнакомым священником на них наложенными, с какими-то повелениями кардинально изменить свою жизнь или просто в сильнейшем смущении от какого-то сказанного им слова, смысл которого нет возможности уточнить, потому что в тот храм и к тому священнику нельзя тотчас вернуться. В связи со всем этим исповедь в паломнической поездке — если только речь не идет о том, что с группой едет священник,— представляется мне совсем не обязательным делом, особенно если человек приобретает уже некую привычку — исповедоваться от паломничества к паломничеству. Христианин должен регулярно у кого-то исповедоваться там, где он живет, потому что покаяние и Причащение — это то, чем необходимо жить постоянно. А в паломничество нужно ехать главным образом для того, чтобы поклониться святыне.
Быть вместе, чтобы стать ближе
   — Насколько мне известно, в Петропавловском храме Саратове, где вы являетесь настоятелем, планируется поддерживать традицию паломничестких приходских поездок. Почему все-таки это важно — отправляться на святые места не просто в некой группе таких же желающих, а в составе прихода?
     — Прежде всего, очень важно, чтобы человека на этом пути к святыне ничто не отвлекало от его главной цели — чтобы никто не развлекал его разговорами или еще чем-то, чтобы была возможность молиться, чтобы имел место общий благочестивый настрой. Это возможно тогда, когда рядом находятся люди, которые едут с той же самой целью, и когда вся поездка выстроена организаторами с пониманием этой цели. Паломничество в кругу единомышленников, прихожан одного храма, соответствует этим условиям наиболее полно. Кроме того, это очень сближает людей, дает им возможность не в каких-то мирских разговорах, а в этом общем странствии узнать друг друга. Хотя бывает и так, что едут люди совершенно незнакомые, из разных храмов собравшиеся, и тоже очень сближаются. Очень значимым моментом бывает участие в поездке священника — это дает возможность общения, ответов на какие-то духовные вопросы, и в целом это меняет достаточно многое. В наших приходских паломничествах мы постараемся всё это учесть. Будем надеяться, что это тоже станет неким общим делом, позволит углубить те отношения, которые между духовенством и прихожанами нашего храма уже сложились и продолжают складываться, и поспособствует, наряду с другими нашими встречами и делами, какому-то более глубокому и серьезному узнаванию духовной жизни.
***
    Если у вас нет достаточного опыта длительных автобусных поездок, постарайтесь ознакомиться с практическими советами в тематической литературе или Интернете. Например, для сна будет незаменимой небольшая дорожная подушка-«ошейник», а катастрофически уставшим ногам очень пригодится расслабляющий крем. Кроме того, любая поездка длительностью более суток является значительной нагрузкой для нервной и сердечно-сосудистой систем, и стоит заранее соизмерить это с возможностями своего здоровья.
      Помните, что в паломничестве вам придется полностью подстраиваться под общий ритм жизни группы. Это особенно важно для тех, кто решается ехать с маленькими детьми. Опытные организаторы рекомендуют брать с собой малыша до трех лет, только если вы уверены, что он хорошо переносит дорогу, чтобы несколько дней в пути не превратились в мучение для мамы и окружающих. Если вам приходится учитывать какие-то иные индивидуальные нюансы — например, беременность или ограниченность в движениях, лучше выбирать поездки с не очень напряженным графиком и в составе небольших групп, по 10-15 человек.
      Оказавшись на святом месте, не стоит набирать впрок различных «святынек» — масла от лампад, «земельки» с мест погребения, воды с разных источников и т.д. Очень часто все привезенное ожидает участь «благочестивого хлама», пылящегося за ненадобностью где-нибудь в ящике стола. Имеет смысл увезти домой только то, что вам будет действительно дорого (например, небольшой пузырек с маслом от иконы любимого святого) и чем вы будете пользоваться в повседневной церковной жизни. Для святой воды достаточно взять небольшие емкости, а дома эту воду разбавить.

Подготовили Ольга Протасова, Елена Сапаева
Subscribe

  • Как обрести покой

    К дню настоящему...

  • Потребность в покое

    Наверное, одна из главных потребностей человеческих - потребность в покое, не столько даже во внешнем, сколько во внутреннем, сердечном. И когда он…

  • Понимаешь, потому что чувствуешь...

    Когда по-настоящему скорбит душа, когда испытывает тревогу и боль за кого-то из близких, тогда не надо объяснять, для чего нужно молиться и как – ты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments