?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В эти дни, братия и сестры, мы много говорим о необходимости изменений в своей жизни, о покаянии во грехах, об исправлении того, что неисправно. И, слава Богу, это действительно находит отклик в человеческих сердцах. Придя в чувство своей греховности, человек полагает намерение исправиться в том, в чем обличает его совесть. Но здесь-то и встает перед ним самый главный вопрос: как же это сделать?
Начало здравия души, как говорит преподобный Петр Дамаскин , есть видение человеком своих грехов, бесчисленных, как песок морской . И это есть дар благодати. Но и увидев свои грехи, страсти и немощи, сознав их великое множество, человек скорее приходит в растерянность, не ведая, как ему избавиться от них? Да, действительно, прежние грехопадения врачуются покаянием. Но что делать с теми греховными привычками, с теми страстями, которые стали уже, кажется, второй натурой человека, проявление которых он может видеть в себе буквально каждый день и час? Этот и подобные ему вопросы часто повергают людей в недоумение. Но между тем нам обязательно нужно понять, что труд самоисправления есть дело — такое же, как и любое иное, только гораздо более важное. И это дело, как и всякое другое, имеет свои правила и законы, следуя которым, можно в нем преуспеть.
Чем бы ни захотел заняться человек в своей жизни, какую бы область деятельности он ни избрал, прежде всего, он обязательно позаботится о том, чтобы выяснить: где он может получить об интересующем его предмете необходимые сведения. Собираясь научиться чему-либо, человек будет искать учителей и учебники.
Для нас же, братия и сестры, и учителями, и учебниками должны служить в этом случае творения святых отцов, эта богатейшая сокровищница ведения истины, которой обладает Церковь. Святые сами прошли долгий путь борьбы с врагом рода человеческого, с миром, с самими собой и свой опыт они оставили нам. Единственной целью их жизни было угождение Богу, то есть они всегда стремились очиститься от страстей и стяжать любезные Богу добродетели. Поэтому лучше, чем они, никто не вразумит нас, как нам трудиться над собой и как нам себя исправлять.
Попробуем в немногих словах передать то, чему учат святые отцы, какие наставления дают они человеку, решившемуся встать на путь изменения себя.
Прежде всего, нам нужно узнать одного из самых страшных своих врагов. Это — наша забывчивость, или, иначе, забвение о должном, от которого происходят и усугубляются нерадение и нечувствие. Поэтому мы постоянно нуждаемся в напоминании о необходимости уклоняться от греха и стремиться к добродетели. Таким напоминанием служит, в первую очередь, чтение Священного Писания и все тех же святоотеческих творений. Можно даже сказать так, что каждому, произволяющему спастись, нужно принять такое чтение, как одно из наиболее существенных своих подвижнических деланий.
Затем следует сказать о самом начале, корне доброй христианской жизни. Это, братия и сестры, внимание к себе. Как проходит наша с вами жизнь? Чаще всего события и дела наступающего дня подхватывают нас, как течение бурной реки, и влекут, куда им будет угодно, ударяют о камни мелких и крупных неприятностей, тащат по дну разнообразных преткновений и погрешностей. Потом наступает вечер, и мы оказываемся, словно выбившийся из сил в борьбе со стихией пловец,— действительно без сил физических и душевных. Мы часто даже и вспомнить толком не можем всего, что происходило с нами в течение дня и в чем нам случилось согрешить перед Богом.
Но святые отцы предлагают нам здесь, как опять-таки необходимое делание, труд самоиспытания. Как бы мы ни устали за день, нам все равно нужно выбрать время — кому сколько понадобится, чтобы основательно испытать свою совесть: в чем она нас обличает. Нам нужно вспомнить все свои прегрешения за истекший день и, прежде всего, от сердца раскаяться в них перед Богом, прося Его простить и помиловать нас. Каждый грех — это, в сущности своей, ошибка, неправильный поступок, ложный путь, который мы избрали в той или иной жизненной ситуации. Поэтому нам необходимо понять: а какой путь был правильным, как могли мы сохраниться от греха и исполнить угодное Богу? Уразумев это, мы должны положить в сердце твердую решимость впредь поступать в подобных случаях так, как того желает Господь, и всячески избегать уже осознанных и раскаянных грехов или ошибок. И, конечно, должны просить, чтобы Господь Сам утвердил в нас эту решимость.
Сходный с этим труд необходим и когда мы вступаем в следующий день. Мы уже знаем свои немощи, знаем те сложные ситуации, те искушения, которые могут нам встретиться. И нам нужно заранее готовиться к ним, заранее утверждаться в том, чтобы все наши последующие действия и поступки были по Богу.
Затем, в течение самого дня, среди его забот и попечений мы непременно должны ни в коем случае не забывать себя, но внимать своему уму, своему сердцу, своей совести. Мы должны учиться жить как бы перед лицом Бога, Который действительно постоянно видит каждый наш поступок, слышит каждое слово, знает каждое помышление. Нам нужно научиться судить себя и свою жизнь Его судом, Его евангельским законом, и тогда мы действительно не будем ошибаться.
Но, конечно, нужно помнить и о том, что ничего мы не можем сделать только лишь сами, своими силами. Нет, своим усердием, своим трудом мы доказываем желание угодить Богу, спастись. А милует и спасает нас, исправляет неисправное в нас Своею благодатью Господь. Поэтому всем нашим делам должна сопутствовать молитва — как исповедание своей немощи и греховности, как постоянное прошение о помощи и милости Божией.
Если же нам случается в чем-то погрешить, то рана, причиненная грехом душе, не должна оставаться неуврачеванной. Тотчас, по сознании прегрешения, нужно сознать и его прискорбность для нас, нужно сокрушиться сердцем перед Богом в том, что мы вновь прогневали и оскорбили Его величие. Затем мы вновь должны испросить у Бога прощения в содеянном, вновь должны положить намерение более не допускать в себе таких неправостей и снова молиться, чтобы Господь Сам нам в этом помог, не надеясь на себя, но возлагая все упование на Него.
Естественно, что существеннейшее значение имеет здесь и частая, сознательная исповедь, как главное средство к примирению нас с Богом. Как таинство, в котором нас действительно прощает и разрешает от грехов Сам Господь. Навык к самоиспытанию сделает подготовку к исповеди более легкой, а постоянное внимание к себе не позволит забыть при ней чего-либо существенного, что впоследствии могло бы тяготить нашу совесть.
Так же естественно, что трудясь и нередко изнемогая в духовной брани, мы, насколько возможно часто, должны искать себе помощи и подкрепления в таинстве Святого Причащения, тщательно готовясь к нему, как к истинному соединению со Всесильным Богом, действительно могущим войти в наши сердца и победить всякую гнездящуюся в них страсть и далеко прочь отогнать всякого злоумышляющего против нас врага. Об этом, то есть о таком преискреннем соединении и о такой всесильной помощи мы и должны молиться, готовясь приступить к Телу и Крови Господним.
Наконец, братия и сестры, нам совершенно необходимо такое душевное качество, как мужество. Тому, кто действительно вступил на поприще духовной брани, хорошо известно, как она бывает тяжела и жестока. Причем, самое прискорбное в ней для нас,— это когда мы, трудясь и подвизаясь, никак не можем по-настоящему исправиться, но раз за разом поползаемся в грехи. От этого-то порой и уныние приходит, и отчаяние в собственном спасении, и руки опускаются.
Но нужно помнить, что, как говорит один из святых отцов, крепость человека, желающего стяжать добродетель, заключается в том, чтобы, согрешив, не отчаиваться и не изнемогать в уповании на Бога, а снова и снова полагать начало исправлению.
«Много раз случается,— пишет об этом преподобный Исаак Сирин,— что человек … непрестанно бывает поражаем и низлагаем и во всякое время являет бессилие, но затем вдруг похищает знамя победы из рук своих врагов, и тогда восхваляется имя его и получает он от Бога драгоценный венец». «Поэтому,— продолжает тот же святой отец,— ни один человек да не останется в отчаянии. Не будем только нерадеть о молитве и не поленимся просить помощи у Господа»
Самое главное, братия и сестры, для нашего спасения, чтобы мы действительно искали в своей жизни, как заповедал Господь, единого на потребу, то есть Его Небесного Царствия. Чтобы мы всегда были искренни перед Богом. Господь, сотворивший нас, знает, каковы наши истинные силы и возможности. Он никогда не осудит нас за то, что мы не сделали чего-то, что было нам на самом деле не по силам. Но мы не оправдаемся перед Ним, если захотим скрыть мнимой немощью свою лень.
Будем трудиться изо всех сил, будем идти к Богу, ничего не утаивая от Него, но все исповедуя и открывая перед Ним, как чада перед Отцом. Будем помнить, что Господь желает и ищет нашего спасения гораздо больше, чем мы сами. И даже если мы так и не достигнем бесстрастия, не избавимся от своих душевных немощей до конца, то будем верить, что Господь все же не отвергнет нашего покаяния, нашего плача и наших трудов, но примет нас после них в Свой бесконечный покой. Аминь.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
shardonnay
Mar. 17th, 2016 05:30 am (UTC)
Спаси, Господи!
risha_sevast
Mar. 17th, 2016 08:42 am (UTC)
СпасиБо, Батюшка!
potage_natali
Mar. 17th, 2016 10:56 am (UTC)
Спасибо!Чтение святых отцов -это наше всё!
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner