?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Идеже не бе страх

Из постоянно наблюдаемого, из того, к чему, вроде бы привыкаешь, но вместе с тем не устаешь удивляться. Люди панически боятся вещей, не представляющих ровным счетом никакой угрозы, и в упор не замечают угроз реальных. В том числе - и в том, что касается жизни церковной.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
burn_lt_blue
Mar. 10th, 2016 10:47 am (UTC)
>Люди панически боятся вещей, не представляющих ровным счетом никакой угрозы
Например, каких, батюшка?
kiva_ru
Mar. 10th, 2016 11:06 am (UTC)
Да, примеров бы?
igumen_nektariy
Mar. 11th, 2016 08:24 pm (UTC)
Ну, например, кто-то боится объединения с католиками, которого, надо думать, по множеству причин быть не может. И те же самые алармисты совершенно спокойно, бесстрашно относятся к тому, что огромная масса "церковных людей" не знает и не понимает в принципе Евангелия.
(Anonymous)
Mar. 11th, 2016 10:08 pm (UTC)
А я вот знаете как, отче, услышала то, что Вы написали - ну как какие-то мои личные внутренние страхи, которые многочисленны, но которые я бы вот так, сильно не думая, навскидку наверное соединила бы в одно - в страх креста. И как-то мне видится иногда, что страхи эти мифические, они не реалистичны... а живешь, так, как будто небо вот-вот упадет тебе на голову. И видится мне за этим в общем-то тоже одно только - недоверие к Творцу, который никогда не хочет допустить твоей погибели, и страх этот тогда оскорбителен Богу... Но я надеюсь, что страданием этого страха как-то смягчается мое недоверие в глазах Того, Кому... нет, не хочу говорить, что не доверяю. Потому что доверяю же, там, за страхом и всем прочим.
(Anonymous)
Mar. 11th, 2016 10:21 pm (UTC)
Нет ничего страшнее жизни без Бога. Я надеюсь, Господь слышит меня. Я надеюсь, Господь примет меня.
kiva_ru
Mar. 14th, 2016 07:19 am (UTC)
А, ну это пройдет, по-моему, сейчас всякие наваждения быстро налетают и так же быстро сменяются другими (тоже наваждениями).
Во-многом это влияние интернета, как мне кажется. Было бы очень интересно узнать Ваше мнение на эту тему (про мелькание событий и сетевые скандалы и как это влияет на духовную жизнь).
И еще важный вопрос (если позволите): как Вы считаете, причастие вообще способствует пониманию Евангелия или только изучение, чтение, проповеди и т п.
igumen_nektariy
Mar. 14th, 2016 10:22 pm (UTC)
Причастие способствует всему доброму, что только может в нас происходить. Если только слово "способствует" тут подходит.
kiva_ru
Mar. 15th, 2016 08:15 am (UTC)
То есть если есть "доброе", то способствует, а если понимание Евангелия "нулевое" - то нет? Тогда такой вопрос: могло ли быть нулевым знание Евангелия _неграмотным_ русским крестьянином, который ходил по традиции в церковь и по традиции причащался? Этот крестьянин мог иметь "нулевое" понятие о Евангелии, или он мог что-то услышать и т д.? И сам традиционный годовой круг православных праздников - воспитывает ли человека хоть немного?
risha_sevast
Mar. 10th, 2016 01:30 pm (UTC)
А как вражина этим пользуется! Баламут и Гнусики разные!.. Только бы церковь расколоть! Никак мы в меру возраста не приходим:-(
(Anonymous)
Mar. 10th, 2016 04:41 pm (UTC)
Иногда, отче, Ваши высказывания трогают и рождают живой отклик, которым хочется поделиться. А иногда хочется внимать молча. Просто слушать и молчать. Буду слушать и молчать.
igumen_nektariy
Mar. 14th, 2016 10:21 pm (UTC)
Лучше - говорите.
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 07:02 am (UTC)
Правда? Но Вы знаете, вот иногда когда я высказываюсь, как будто бы из меня выходит что-то мое, что-то теплое, то чем живу, или то что есть моя жизнь. И мне становится этого жалко. Но это иногда только, может быть это из-за того, что не очень осторожно говорю, недостаточно скупо, недостаточно сверяясь с собой... И тогда я прошу, чтобы Господь простил, и вернул утраченное.
А бывает и хуже. Стыдно признаться, "уползаю" в любование тем, что и как сказала. Это крадет у меня больше. И вот потом думаю, зачем оно мне было надо? Ну сказала, ну высказалась, а что в итоге?
И потом, мне кажется, о главном надо молчать. Разве не так? Разве говорить о главном - это не разорение? Ведь так много вокруг везде, везде пустых слов. Один мусор вокруг. Просто у меня такое ощущение, что я завалена пустыми словами. Вернее было такое ощущение. А потом я просто зарыла уши, и сейчас никого не слушаю, вообще никого. Ни политиков, ни всяких общественных деятелей, всяких любителей отечества - одна болтовня. Только папу по политическим вопросам, т.к. доверяю его здравому смыслу, и только еще изредка то, на что откликается сердце (опять пафос). И ощущение того, что я центре бесконечной помойки стало проходить. Так зачем мне плодить и пополнять свалки пустых слов?
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 10:52 am (UTC)
Как смешно - "зарыла", вместо "закрыла" :))) А в общем, может и зарыла - так надежнее.
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 07:30 am (UTC)
Нет, я не хочу сказать, что ненастоящее все что говорится. Просто, я думаю, я уверена, все должно быть целомудренно. Если вне меня существуют прекрасные вещи, но меня с ними ничто не связывает, значит, мое общение с этими вещами - пусто. То есть, я думаю, должно быть какое-то всегда созвучие, и без такого созвучия, я думаю, даже самого лучшего общения не должно быть. По крайней мере, мне это несет разорение.
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 08:10 am (UTC)
Отец Нектарий :))), лучше Ваш блог не открывать с утра на работе, а то мысли утекают неодолимо, "выключаешься" из реальности, не можешь заставить себя сосредоточиться на делах :)))
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 08:17 am (UTC)
:))) Сотрудники стали обращать внимание - заходят ко мне, а я сижу, подперев щеку рукой в своих мыслях :))) Смешно :)
(Anonymous)
Mar. 15th, 2016 07:17 pm (UTC)
...Одиноко он стоит,задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(Anonymous)
Mar. 31st, 2016 08:09 pm (UTC)
А вот еще:
...Вот видит он любимый лик Изиды,
Прекрасный лик, как вешний день Колхиды,
Где Гангом дальним грезит кипарис.

Но только мглу рассеет луч востока,
Под шум дневной безмолвно, одиноко,
В немую даль взирает снова Сфинкс.
Maria Belova
Mar. 11th, 2016 03:04 pm (UTC)
Как же согласна с Вами, батюшка! Как раз недавно писала на эту тему - если можно поделиться (опусом графомана):

Там, где нет страха
“тамо убояшася страха, идеже не бе страх” (Пс. 52:6)

Не бойтесь – этот приказ чаще других встречается в тексте Священного Писания. А почему так? Кто-то ответит: потому что бояться нечего – и будет прав. Кто-то скажет: потому что страшно было (а иначе какой смысл произносить эти слова?) – и тоже окажется прав. Всё дело в том, что есть у русского человека (и вообще – у человека) необъяснимое занятие: бояться страха там, где нет страха.

Вспомните - какие страхи не пускали вас в Церковь?
Может, и сейчас в ком-то засела мысль, что а вдруг я пойду, а получится так-то и так-то..?
Эта статья выходит неожиданно биографичной, поэтому начать бы я хотела с моих страхов – и прокомментировать, насколько они оправдались.

Страх №1. В церкви все бабки и все злые – не подтвердился! За пять лет встретила только одну “ревнительницу чистоты” и отказываюсь верить, что все эти годы она кочует по стране, поддерживая миф о злых бабках. Вообще бабушки в церкви сосредоточенные (молятся), но сами по себе добрые. Что же возрастно-гендерной однородности прихода – все есть – и дети, и взрослые, и старики. И мужчины, и женщины. И богатые, и бедные. И счастливые, и несчастные. Крайне мало, впрочем, заходят представители молодежных субкультур: когда везде были готы, у нас их видно не было. То же самое с эмо, теперь – с хипстерами. По-моему, это связано с тем, что если человек так увлеченно плывет по течению своего времени, то что-то в его характере будет сопротивляться Церкви. Ведь Церковь – это когда плывешь против течения времени в вечность.

Страх №2. Церковь выкачивает деньги – не подтвердился. Никогда никто не просил у меня денег. Более того, мне постоянно кто-то норовит дать еды. То ли выгляжу я недостаточно накормленной, то ли люди добры. Очень.
Правда и то, что люди порой считают себя обязанными что-то дать Церкви. Плохого в этом не вижу, но это ведь вовсе не выкачивание денег, это добровольное пожертвование. Помню, однажды на Крещение мы раздавали воду и люди постоянно норовили мне что-то дать. Сначала я пыталась отнекиваться, объяснить, что послушание мое во Славу Божию, но в конце смирилась и складывала всё в сторону. К середине дня получилась кучка из монет, конфет и даже вязаных детских ботиночек (???). Монеты пошли храму, конфеты – во рты, а судьбу ботиночек я, простите, забыла...

Страх №3. Православие “засасывает” - ну да, я больше не могу представить жизни без Таинств, без Церкви, без Святых Отцов. Без молитвы Богу. Но жизнь от этого не стала ограниченнее, наоборот, добавился целый пласт бытия.

Есть на свете один интересный и мыслящий парень. В свои одиннадцать лет он может логично объяснить, что для него душа, свобода воли, добро, смысл жизни, разность конфессий. Только никак не понимает, что есть Бог. Его бабушка боится водить его в храм, цитирую: “а то станет, как вы” (к вопросу о том, какие мы благовестники Христа...). Но каждый вечер на столе пирожки. “А если станет, как мы?” - не без иронии спрашиваю я, похлопывая по своему сферическому животу.
Почему воспитать ребенка в живой Православной вере – страшно, а кормить мучным в избытке – не страшно? В конце концов, наша вера преображала целые народы в лучшую сторону. А пирожки в таком количестве приводят, увы, лишь к ожирению – его-то как раз было бы хорошо избегать.
И чую, что понимания не выйдет. Потому что человек живет с барьером предубеждений. Помню, у меня воцерковление было как вспышка молнии: одну секунду “до” казалось, что все в Православии темные (не то, что я) – и вдруг вспышка освещает и людей, и меня – и я с удивительной точностью вижу то, чего, кажется, не забуду никогда: здесь есть абсолютная мудрость, напитавшая мой голодный ум. Здесь совершенная любовь Бога к человеку, напитавшее мое не знающее любви сердце. Здесь Церковь Христова – и кажется, капля моей жизни “после” бесконечно дороже и полнее смыслом, чем десятилетия темного “до”.
Maria Belova
Mar. 11th, 2016 03:05 pm (UTC)
Когда одна пылкая женщина собиралась в монастырь, отговаривали её почти все – и воцерковленные люди, и лекторы духовных семинарий, и миссионеры, и даже родные батюшки. Год за годом тянулись утомительные раздумья и наконец женщина почти с безрассудностью воскликнула: “Хватит! Еду мучаться, еду кромсать себя без наркоза!” – уехала и... на днях написала, что она теперь самая счастливая на свете.
Конечно, эта история только начинается – начинается путь смирения, искушений, борьбы. Но всё же, если бы было верно то, чем её страшали – бездуховность, и склоки, и даже непотребства, про которые и писать противно, и “в монастырь за просто так не возьмут” - стал бы верующий человек в такой ситуации называть себя самым счастливым? Ни один из страхов, который называли этой женщине, не оправдался. Кроме одного: будут искушения. Но впрочем, она это итак знает и готова идти в бой. И ещё: в монастыре надо много работать. Но по словам нашей женщины, после мирской работы она чувствует себя, как в отпуске.

Самое обидное, что правило “убоятся страха там, где нет страха” работает и в обратную сторону: человек может с благочестивой щепетильностью вычистить дом и потом яростно ругаться с близкими, оставившими капли жира на плите. Дать взятку – это “а что такого?”, а отстоять очередь – это “как дурак”. И погляди на себя, автор, когда ты обижен и лелеешь своё “я”! Неужели тебе стыдно, что кто-то отметил твое несовершенство? Так ведь куда же его спрячешь – немощи – не заколки, их в шкатулке не забудешь...И неужели тебе не стыдно будет пойти на Суд Божий с этой мышиной, мелочной обидой на плечах?

Поэтому когда меня спрашивают, не боюсь ли я того или этого, ответить могу только одно: я боюсь греха. Я знаю боль и голод. Я знаю страх потери и горечь потери. Я знаю железный привкус во рту, когда думаешь: “это конец. Я не переживу этот день” - и живешь день за днем, бесчуственная, как машина, которую забыли отдать на списание. Но изо всех страхов мира для меня нет большего страха, чем оказаться перед Богом и услышать: “отойди от Меня, Я не знаю тебя”.

А во всем остальном... Как говорит нам Священное Писание, “в мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь: Я победил мир”


Послесловие: ревнители Священного Писания могут укорить меня в том, что я слегка вольно использую текст Священного Писания. Каюсь. Немного вольно. Поэтому заканчиваю своё эссе словами святителя Афанасия Великого на стих, вынесенный мной в эпиграф: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»: «Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому, что угрожает закон, а из блaгoгoвения, какое прилично паче свободным» (Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы).

---
спасибо, если кто дочитал) И простите.

Edited at 2016-03-11 03:13 pm (UTC)
(Anonymous)
Mar. 11th, 2016 10:29 pm (UTC)
Дочитали :)) Спасибо.
risha_sevast
Mar. 12th, 2016 05:55 pm (UTC)
С удовольствием!-)
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner