?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пренебрегаемое

Ничто так не пренебрегаемо современным христианином, как добродетель смирения. Общим местом даже стало для христиан (!) укорять Церковь в том, что она "требует смирения", что слово "смиряйся" является ответом на вопросы, на самом деле ответа не имеющие. Но ведь так просто, так естественно убеждается человек в необходимости смирения: молясь. Лишь смирившись, ты ощущаешь, что молитва твоя принята, лишь смирившись, ты, как любил говорить старец Паисий, настраиваешь свой передатчик на одну волну с Богом. Или вся беда в том, что слишком мало людей, имеющих этот молитвенный опыт? Или в том том, что большинство не может его правильно осмыслить? Беда это... Тот же старец Паисий говорил когда-то, во многом повторяя мысль преподобного аввы Исаака, что если застанет Господь человека в момент смерти в смирении, то будет "говорить с ним", а если нет, то нет... Хотя бы это должно ведь к смирению вести?..

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 09:33 am (UTC)
Страшное скажу тебе слово; но не дивись. – Если и не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, ни чем не меньше бесстрастного, вознесешься на облаках. Ибо пусть сокровище бесстрастных составлено бывает из всякой добродетели; но драгоценный камень смирения, паче всех их досточестен и высок, и стяжавшему его доставляет не только умилостивление пред Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог Царствия Его. (Преподобный Феогност.Добротолюбие.Том 3.)
risha_sevast
Mar. 6th, 2016 09:50 am (UTC)
Даже если рассуждать логически:
Серафим Саровский во всем известной беседе с Мотовиловым говорил, что цель христианской жизни - стяжание благодати Духа Святаго. Благодать же Господь дает только смиренным, а гордым Он противится, следовательно, наша цель - смирение, без нее благодати не видать как своих ушей! Вроде бы так просто!

Значит, когда меня обижают, гонят, попрекают или еще как-то унижают мою гордость (уязвляют мои Самолюбие, Самоуверенность и Самодовольство, тройничок Самости (Иоанн Крестьянкин)), - это сам Господь мне дает шанс смириться ради Смирившагося даже до смерти ради меня, окаянной, и вкусить благодати уже здесь (сладчайшие Плоды Духа)и испросить прощения моих грехов, что равно спасению... Но я цепляюсь за гордость и не даю благодати приблизиться! Потом ною, что мне плохо! А как же еще без благодати Божией может быть?! Это же и есть ад, и ты его сама выбираешь! И так по кругу....

Но стоит разок попробовать разорвать этот круг, заставить себя смириться, как приходит преизбыточествующая благодать Божия ("и вси ангели ликуют на небеси, видя кающегося грешника"),и мы НА ОПЫТЕ убеждаемся, что верно слово Господне, и дальше уже желаем следовать по этому пути, а благодать руководит. "Вкусите и видите!"

Тогда все остальное - средство и поводы, а цель - смирение Христово!
Помоги нам, Господи, об этом помнить и не переворачивать все с ног на голову, да еще больную! (Это я о себе..;-)

Edited at 2016-03-06 09:52 am (UTC)
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 09:58 am (UTC)
Интересная тема. В книге старца Софрония Сахарова "Видеть Бога как он есть" есть хорошее описание того как человеческая душа приходит к состоянию смирения, к тому что бы "видеть себя воистину хуже всех":

 Сошедший с небес Свет Евангельского учения просвещает наше внутреннее зрение и утончает сердечную восприимчивость; в силу чего то, что раньше было неуловимым для нас, уже не может скрыться: каждое движение сердца или мысли быстро улавливается, и мы видим себя — каковы мы. Чем напряженнее трепет наш оказаться недостойными Бога, тем «обнаженнее» становится весь наш внутренний мир и для нас самих и, конечно, пред Лицом Бога: «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр.4:13). Бодрствование ума и трезвение сердца приводят к тому, что многим неопытным может казаться невероятным или преувеличением, а именно: христианин обнаруживает в себе и явно, и скрытно присутствующим внутри всякое зло, по крайней мере как возможность (его проявления), и видит он себя воистину худшим всех и всего. (Глава: О любви до ненависти к себе.)
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 10:13 am (UTC)
Другими словами смирение - это реакция человека на попытку жить свято. Чем больше человек старается жить без греха, тем больше ему открывается его немощность и повреждение.
risha_sevast
Mar. 6th, 2016 10:38 am (UTC)
Глядя на оставленный длинный пост, испытываю жгучий стыд (многословная, тебе ли рассуждать о смирении?!), но при этом не могу сдержаться и не добавить к своему стыду еще больший:
P.S. В какой-то момент я вдруг поняла, что мне совершенно необходимо увидеть смирение в другом человеке, живом носителе этого Божественного свойства. Я так и молилась Богу: Господи! Покажи мне кроткого и смиренного человека!

И, Вы знаете, я его увидела! И сразу в сердце возникло извещение, что это ответ на мое прошение! И это было действительно очень важно: именно увидеть!

Господи, благодарю Тебя!
solan7a
Mar. 6th, 2016 10:48 am (UTC)
совершенно глубокие мысли, надо стараться смиряться обстоятельствам, не винить никого, все случается по Воле Божией!
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 11:34 am (UTC)
Преп.Исаак Сирина о том же:

1. Постоянные выговоры со стороны совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть признак ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо себя своего ближнего, или - хуже того - сам премудрый Промысл Божий. Человек не может выйти из границ смирения, если он сначала не увидит себя невиновным, обвинив вместо себя события и случаи, которые были промыслительно уготованы для него Богом.

2. Ибо когда, строго следуя голосу совести, увидит он себя виновным в происшедшем, тогда узнает он, что состояние его есть глубокая степень смирения. Это явно из того, что он мирен и спокоен в неожиданностях, ибо остается он невозмутимым. Вот тот покой смирения, который есть плод зрелости.3 Кто вошел в это состояние, у того во всяком искушении покой будет больше, чем смущение. (Преп.Исаак Сирин.О божественных тайнах и о духовной жизни Беседа 37.)
solan7a
Mar. 6th, 2016 12:07 pm (UTC)
чудесно, благодарю за цитаты!!
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 10:49 am (UTC)
Стоит попробовать прожить день не поддавшись вспышкам гнева, обиды, лености или обжорства, стоит попытаться никого не осуждать и никому не сказать обидного слова, то сразу же выясняется наша немощность и слабость, и чем больше мы пытаемся не оскорблять Бога своими грехами тем сильнее нам открывается наша несостоятельность. Остается только одна надежда на Бога, на молитву. (спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен. Утренние молитвы.)
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 12:03 pm (UTC)
А вот Преп. Амвросий Оптинский говорит: "великие древние подвижники и все святые, внимательно проходившие духовную жизнь, считали себя хуже всей твари, потому что истязывали исправления духовного от самих себя, а не чрез других, и, видя море заповедей Божиих и собственное скудное исправление, и нарушение во многом или словом, или делом, или помышлением, смирялись и считали себя хуже всей твари, и таким смирением восполняли свое недостаточество и неисправление"
Короче говоря, это значит, если я правильно понял, что возлюбив могильного червя и могила станет домом родным, достаточно только увидеть себя трезвым, т. е. стать смиренным!? (Николай)
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 09:39 pm (UTC)
Смирение - как руки, которыми закрываешь (защищаешь) свое сердце, чтобы не выплеснулось из него ни капли драгоценной любви.

Если гордыня - цепи, концы которых ты держишь в своих руках, то смирение - свобода быть самим собой.
(Anonymous)
Mar. 6th, 2016 10:05 pm (UTC)
"то смирение - свобода быть самим собой."
Браво!
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner