?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О самоуничижении

Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней, и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?
Когда сокрушение о грехах… не на пользу

Бывает, что человек видит какой-то свой грех, осознает свою страсть и приходит к глубокому сокрушению, порой даже испытывает омерзение по отношению к себе. Но при этом возникает закономерный вопрос: может ли такое сокрушение быть скрытой гордыней? Дело в том, что все деревья, произрастающие на почве нашего сердца, как и всякое дерево, Господь заповедует познавать по плодам. Если плодом этого сокрушения, покаянного настроя и даже в какие-то периоды омерзения по отношению к тому, что в нашем сердце сокрыто, становится изменение жизни, если это состояние влечет за собой появление ревности к самоисправлению, то, безусловно, это подлинное древо покаяния, которое приносит соответствующие ему плоды. Если же результатом такого сокрушения становится расслабление, уныние, доходящее до отчаяния, или состояние, которое обычно именуется самоедством или рефлексией, то это не подлинное покаяние, а как раз проявление живущей в нашем сердце гордыни.

Печаль по Богу, на самом деле, никогда не приводит человека в состояние расслабления, а делает его сильнее, ревностнее, дает ему решимость бороться с грехом. Остальное – печаль человека о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы.

Важно при этом помнить, что даже искреннее и здравое сокрушение о своих грехах может перерасти в самоуничижение, которое паче гордости. Дело в том, что все наши душевные состояния не статичны. И если мы к себе невнимательны, то, безусловно, враг может наше доброе состояние превратить в противоположное.

Как это происходит? Наверное, нужно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что человека, намеревающегося сделать благое дело, враг сначала старается отвратить от этого, изъять его доброе намерение. А если не удается, тогда враг человека начинает обольщать гордостью и тщеславием по поводу успешности завершения дела.

В данном случае враг будет пытаться покаянный настрой и сокрушение превратить во что-то душевредное, поэтому человек должен все время себя проверять: к чему ведет его нынешнее состояние? Если вместо изменения себя мы начинаем унывать, чрезмерно печалиться, и это приводит к определенному саморазрушению – душевному, духовному, а порой даже и физическому, – то значит, мы соскользнули с правильного пути и враг нас увлекает на путь погибели.

Безусловно, бывают моменты, когда и подлинное покаяние носит характер очень болезненный, ведь для человека, совершившего что-то дурное, вполне естественно поболеть об этом сердцем, а порой даже и телесно. Но это период все-таки не продолжительный, как правило. И вряд ли радость на Небесах о едином грешнике кающемся относится к тем, кто от своего покаяния чахнет вместо того, чтобы начать меняться. Самый яркий и известный образ такого покаяния, не ведущего ко спасению, – это Иуда. Он раскаялся в предательстве Учителя, пошел и удавился.

Остаться воином Христовым

Мы можем найти в древних патериках свидетельства о том, как кто-то из монашествующей братии, пав и видя, что враг его влечет от покаяния к отчаянию, начинал самыми разными способами противостоять этому. И так из состояния поражения эти подвижники приводили себя в состояние пусть раненого, но воина, который готов вновь держать в руках оружие и вести бой.

Например, в одном патерике рассказывается о том, как некий человек, несший военную службу и в своей жизни много согрешивший, пришел к старцу святой жизни и, очевидно, поделился своим беспокойством: примет ли Господь его покаяние? А старец ответил: «Вот я вижу на тебе плащ, и он покрыт заплатами. То есть сколько бы прорех на нем ни являлось во время боев – и мечом тебя рубили, и топором, и копьем уязвляли, – ты не выбросил его. Неужели же Господь поступит так с тобой? Да, ты сам весь в шрамах грехов, но Господь тебя не оставит». И такого рода рассуждение бывает необходимо человеку, когда враг его влечет и гонит к состоянию уныния.

Еще один замечательный пример в патерике: некий брат, долгое время подвизавшийся в уединении в своей келье, вышел оттуда, пошел за водой к реке, встретил там женщину, впал с ней в грех блуда и вслед за этим возвратился к себе и стал подвизаться как ни в чем не бывало. Другому брату это было открыто, и он дивился, как же такое возможно. Наконец он пришел за объяснением. Оказывается, согрешивший монах почувствовал, что сейчас враг его просто умертвит скорбью и отчаянием и он все бросит, вернется в мир и предастся грехам, уже ни в чем себе не возбраняя. И поэтому он сказал себе: «Ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова». То есть он понял, что его состояние может привести к тому, что мы называем рефлексией, когда человек постоянно возвращается мыслями к содеянному, но не может с этим внутренне примириться и в конце концов ломается. И брат рассудил совершенно здраво, что лучше он от этого пока внутренне отойдет и даже не будет думать сейчас о своем падении, а просто вновь будет подвизаться и жить так, как угодно Богу.

Ведь, в сущности, в чем заключается покаяние? По большому счету, Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь. Обычно человека к этому ведет именно плач и покаянное сокрушение. Но иногда бывает так, что нужно намеренно пройти мимо этого, чтобы духовно выжить, сохраниться. Об этом нужно помнить.

Бесчувственному – одно, сверхчувствительному – другое

Конечно, возможна и противоположная ситуация, когда человек, боясь впасть в некое самоедство и самоуничижение, получит навык легкомысленно относиться к своим грехам.

Если вернуться к этому конкретному эпизоду из патерика, то совершенно очевидно, что брат не отнесся к своему падению легкомысленно, потому что подвиг уединенного жительства, к которому он вернулся, требовал очень серьезных трудов и усилий. Здесь о легкомыслии говорить не приходится. И, думаю, когда он укрепился, то сполна свое падение оплакал.

Другое дело, что мы часто согрешаем и как бы не обращаем внимания на совершенный грех не потому, что боимся впасть в отчаяние, а просто потому, что нам страшно остаться наедине с обличающей нас совестью. И мы гоним от себя это обличение, образ этого греха, чтобы он не уязвлял болью наше сердце. И тогда мы удобно совершаем этот грех и второй, и третий, и четвертый раз. Опять же весь вопрос в плодах. К чему приводит нас то или иное наше решение? Решение плакать о грехе или решение благодарить Бога за то, что Он нас еще терпит; решение всматриваться в те обстоятельства, которые нас ко греху привели, и анализировать, как это произошло, или пройти мимо всего этого и устремиться к той жизни, которой мы жить должны. Это и характеризует, правильно ли наше решение или нет.

Мы все очень разные. Преподобный старец Паисий Афонский говорил о том, что есть люди, совершенно как дубовое полено – бесчувственные, а есть люди сверхчувствительные. И если человека бесчувственного враг в еще большую бесчувственность старается погрузить, чтобы он даже не сознавал того, что делает, то человека сверхчувствительного враг, наоборот, будет доводить до отчаяния. И получается, что одному на своих ошибках, преткновениях и грехопадениях заострять внимание необходимо, чтобы, всматриваясь в них, испытать ту боль, которая в конце концов должна исторгнуть из его глаз слезу покаяния; а другому нужно, наоборот, как-то немного дистанцироваться от совершенного им греха, потому что иначе он просто не сохранится и погибнет.

Апостол Павел говорил о необходимости принять вновь в евхаристическое общение тяжко согрешившего члена христианской общины, чтобы сатана его не погубил чрезмерной печалью, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2: 11). То есть сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения, и поэтому вслед за наказанием должна быть милость.

Верить в милость и любовь Божию

Чаще всего мы вынуждены сами заботиться о своем духовном состоянии и пользоваться уроками из патериков и святоотеческих наставлений, но лучше, когда есть духовник, который может, уже хорошо зная конкретного человека, подсказать ему, что более необходимо в тот или иной момент.

Нужно помнить: Бог милостив и нас не отвергнет
Конечно, бывают ситуации, что кто-то находится дома и не может сию же минуту обратиться к духовнику, а печаль и уныние подступают к сердцу. Тогда нужно вспомнить: если есть в нашем сердце боль покаяния, желание изменить свою жизнь и далее в грехе не пребывать, то, безусловно, Бог нас никогда не отвергнет. При этом не должно требовать, чтобы Он тотчас же известил нас о Своем прощении и чтобы в наше сердце тут же вошли радость, покой, мир. Нет, но должна быть убежденность. Всё Евангелие, все Послания апостольские говорят о величайшем милосердии Господа, Который принимает всякого грешника кающегося, и мы не имеем никаких оснований в это не верить или думать, что речь идет о ком угодно, кроме нас. И на самом деле именно эта способность верить в милость и любовь Божию зачастую человека и вытаскивает из бездны греха и из бездны отчаяния.

Конечно, тут есть опасность уклониться в дерзость и даже наглость, под влиянием которых человек еще до совершения греха думает: «Господь милостив, согрешу, а потом покаюсь». О таких людях преподобный Исаак Сирин говорит, что они лукаво ходят перед Богом, и на них смерть нападает зачастую неожиданно. Об этом тоже не стоит забывать.

Но если мы исстрадались в борьбе с грехом, если мы его не хотим, если мы его ненавидим, не желаем мириться со своей слабостью и просим помощи Господа неотступно, если в нашем сердце проходит разделительная черта между нами и собственно грехом и живем мы так, чтобы с грехом не сращиваться, – всегда есть надежда на спасение.

Подготовила Инна Стромилова
Источник:Православие.Ru

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Feb. 25th, 2016 12:17 pm (UTC)
Спасибо, замечательная статья о покаянии Петра и покаянии Иуды. Есть небольшая неточность: монах, который прогнал бесовские прилоги, сказал не "ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова", а следующие слова: "Откуда вы пришли? зачем смущаете меня, стараясь привести в отчаяние? Я не согрешил; повторяю вам: я не согрешил" ("Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым").

Андрей
risha_sevast
Feb. 25th, 2016 05:26 pm (UTC)
Да, тот самый тесный путь между "...ум во аде" и "...не отчаивайся". Шаг влево, шаг вправо грозят гибелью, сохрани Боже!
natasha_birka
Feb. 25th, 2016 08:44 pm (UTC)
Отличная статья!!!!Как то не всегда задумываешься, что у медали еще и другая сторона есть. Как то однажды сама столкнулась, с подобной ситуацией. Благо священник подсказал, что не туда ушла..
igumen_nektariy
Feb. 25th, 2016 08:45 pm (UTC)
Спасибо.
risha_sevast
Feb. 26th, 2016 07:32 am (UTC)
притча-сфинкс
Признаюсь вам честно: никак я эту притчу сердцем не принимаю.
Тут помысел греховный примешь,- молиться потом не можешь, какое там после смертного греха подвизаться, как ни в чем не бывало!
Кажется митрополит Антоний (Сурожский) говорил, что через это можно веры лишиться. Проснешься однажды, а вера ушла, отъял Господь дар свой самый бесценный. Чтоб человек духовной шизофренией не болел.
Потому и хранение совести так важно!
Я не к тому говорю, что отчаиваться надо, но труд слез покаянных неизбежен и на исповедь бежать надо со скоростью, будто за тобой Смерть гонится, а не "подвизаться".
Царь Давид тоже не сразу, а после обличения пророком Нафаном раскаялся в грехах. И как раскаялся!
А в этой истории не понятно еще, что же стало с этой несчастной, которая стала причиной искушения для "подвижника", она и ее душа, здесь совсем не рассматриваются, будто это не создание Божие и нет души у нее вовсе, одно тело.
Простите, вот такие мысли не дают принять такой образ борьбы с искушениями! Я, наверное чего-то не понимаю:-(
igumen_nektariy
Feb. 26th, 2016 07:52 am (UTC)
Устроения людей различны. И как одни и те же телесные болезни требуют различного лечения у разных людей, так порой и недуги духовные.
risha_sevast
Feb. 26th, 2016 04:02 pm (UTC)
... и потому дар рассуждения - наибольший всех других даров, да сподобимся его и мы, недостойные!
(Anonymous)
Feb. 27th, 2016 07:53 am (UTC)
56. Да не утихнет моление в устах твоих, и да сопутствует ему исповедание немощи твоей и невежества, так чтобы по крайней мере за смирение твое получил ты милость, хотя ты и недостоин. Где отсутствует деятельность, там смирение и исповедание полностью принимает Бог вместо нее; и за дела, которые не совершены, получает награду тот, кто смирился.
57. Дорог для Бога тот, кто из-за отсутствия у него необходимого пребывает в смирении, - больше, чем тот, кто по причине обилия деланий своих думает, что делает одолжение Богу. Тот же, кто обладает и служением, и смирением, установил внутри себя два светила, благодаря которым он и себе доставляет удовольствие, и Бога радует на всякий миг.
58. Когда отсутствует первое, вторая добродетель восполнит его недостаток. Если сила смирения властвует в душе, человек несет тяжесть добровольных трудов, вспоминая о содеянных грехах; а без этого невозможно избежать ежедневных грехов или получить прощение за прошлые прегрешения. Хотя и нет у нас трудов, зато можем мы иметь чувство сокрушения в разуме нашем, постоянно помнить о грехах наших, низко думать о себе перед Богом, быть мягкими и мирными по отношению к людям, оказывать всякому честь, быть собранными в себя, не вовлекаться в смех и болтовню, иметь доброе слово для всякого, благодарение в сердце нашем во времена искушений, мудрую тишину, дисциплинированные члены, и вспоминать, что во всяком случае мы смертны и покинем мир сей. Эти вещи не требуют телесных трудов, но они суть украшение разума. (Преп.Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни.)
(Anonymous)
Feb. 27th, 2016 10:04 am (UTC)
Не надо путать задетое самолюбие с подлинным и настоящим смирением, так как подлинное смирение никогда не может принести своему обладателю вред,оно по словам самого Господа приносит своим обладателям только мир и покой (научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.) Иногда человек из за того что упал в глазах других людей страдает и мучается и путает эту боль с болью того человека который признал и осознал свою вину. Как только человек осознает свою вину, раскается тут же наступает в его душе мир и покой, и его терзания прекращаются, но терзание того кто по гордости мучается не прекратятся, до тех пор пока он не расстанется со своим самолюбием и не признает свою вину.
(Anonymous)
Feb. 27th, 2016 10:09 am (UTC)
Одна монахиня за невольное ослушание подверглась строгому выговору от настоятельницы. Больно и обидно было ей, но, подавив в себе самолюбие, она замолчала и только попросила прощения. Возвратившись в келью, она заметила, что на душе у нее светло и отрадно. Вечером того же дня она сообщила обо всем случившемся батюшке Амвросию. Старец сказал: «Этот случай — промыслителен, помни его. Господь захотел показать тебе, как сладок плод смирения, чтобы ты, ощутив его, понуждала себя всегда к смирению, сначала к внешнему, а затем и к внутреннему. Когда человек понуждает себя смиряться, то Господь утешает его внутренно, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным. Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение».
(Anonymous)
Feb. 27th, 2016 12:09 pm (UTC)
В фильме "Калина красная" есть один фрагмент который очень наглядно демонстрирует что бывает с человеком когда его души касается настоящее и подлинное смирение, в итоге главный герой стал смотреть на себя как на "самую последнюю тварь". Тварь я последняя, тварь я подколодная - вот как отзывается о себе человек чью душу охватило искреннее покаяние. А люди по больше части чувствуют себя как правило чуть ли не "идеалом" и образцом поведения для всех. В редкие минуты, когда сделают что то неимоверно гадкое, тогда начинают потихоньку снисходить с высоких мыслей о себе и начинают себя чувствовать как главный герой фильма "Калина красная" во время покаяния. Редко можно встретить человека искренне думающего о себе что он "последняя тварь"
natasha_birka
Feb. 27th, 2016 08:31 pm (UTC)
И еще мне кажется, что если все время оглядываться на совершённый тобой грех, смакуя и переживая его снова, иногда даже может вернуться чувство удовольствия от совершения данного греха. Помнить надо всегда, и раскаиваться искренне надо, и плакать надо. Главное, наверно не зависнуть в этом лежании упав, а протянуть руку Богу встать и идти. Иначе есть риск либо того, о чем говорится в данной статье, либо впадения снова в этот грех.
Что- то я снова вернулась к теме. Уж очень актуально.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner