?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как часто люди смешивают две совершенно разные вещи: осуждение и необходимость время от времени называть явления своими именами... Необходимость эта весьма насущна, игнорировать сей факт - дело далеко не безопасное.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
carry_the_day
Feb. 10th, 2016 12:39 pm (UTC)
А как отличить осуждение от "просто констатация факта"?
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 05:38 pm (UTC)
Феофан Затворник писал, что есть суждение (дар, которым Господь наделил человека), а есть осуждение. Суждение от осуждения отличается тем, что в первом есть любовь к ближнему, во втором - нет. По моему мнению (не настаиваю, могу ошибаться), при суждении любовь к ближнему может проявляться не только в отношении человека, о котором мы имеем суждение, но и в отношении другого человека. Иначе: когда судья строгий, то не обязательно бессердечный - просто ему может быть больше жаль потерпевшего, чем подсудимого. Потому что мы имеем право на праведный гнев.

Андрей
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 05:57 pm (UTC)
По тому, как мы этот факт констатируем, а главное по тому, что в этот момент происходит в нашем сердце. Ну и еще по тому, каковы наши намерения, что заставляет нас говорить.
ppetrovichh
Feb. 10th, 2016 12:59 pm (UTC)
Можно, я немного добавлю?
Поскольку явления имеют свою историю (обусловленную динамикой развития), то неплохо бы называть явления своими именами строго "вовремя", как бы "фотографируя процесс".
Если же вспоминается история явлений, то всегда под рукой в таком случае найдётся и зафиксированный контекст конкретного явления.
Тогда можно избежать "переписывания истории", в угоду моменту.
Хотя желающих переписать всегда будет достаточное количество.
natasha_birka
Feb. 10th, 2016 01:17 pm (UTC)
Тема важная, отец Нектарий. Я, на самом деле подумала уже, что мое мнение на тему о. Андрея, есть осуждение его. На что права я не имею. А потом еще муж мой послушал выступление его, мужа оно повергло в гнев и ужас. И получается, что я еще и мужа искусила в осуждению.. Как-то так..И вообще это тема для исповеди..Хоть в принципе, хорошего то и правда нет в его выступлении, но это его слова, а за свои мне отвечать..Хотя объяснить человеку, что он не прав, надо. Только это должны какие-то высшие инстанции делать. Кстати, как я поняла, даже не Российские..

Хотя, если мы все будем хотеть остаться белыми и пушистыми, и молчать будем, то в мире вообще и в нашей церкви в частность начнется полный беспредел. И люди будут думать, что вся наша церковь и ее пастыри такая (такие). А это будет не правильно. Так, что сложный вопрос, на самом деле. Где граница между правдой и осуждением..

Edited at 2016-02-10 01:46 pm (UTC)
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 06:00 pm (UTC)
Я не хочу за что-либо осуждать о. Андрея. Но совершенно закономерно, что некоторые высказывания публичных людей требуют реакции. Есть Евангелие, а есть различные типы его интерпретации. И часто бывает так, что определенный тип интерпретации (далеко не всегда христианский по духу своему) начинает доминировать в сознании большинства. Не говорить об этом, не противостоять этому, на мой взгляд, нельзя.
natalja_red
Feb. 10th, 2016 05:57 pm (UTC)
Общественная православная полемика по поводу высказываний о. Андрея - это один вид суждений. А "частное" желание называть вещи своими именами и осуждение - где грань? В какой мере опасно уклоняться от оценок или, напротив, давать оценку поступкам другого? Это, действительно, проблема. "Знай себя и довольно с тебя"?
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 06:01 pm (UTC)
Поддержу предыдущий комментарий. Отец Нектарий, напишите, пожалуйста, где заканчивается констатация факта и начинается осуждение на конкретном примере, любом. Как я понимаю, сказать что человек, скажем, вор - осудить, а сказать, что он украл - констатировать факт.
natalja_red
Feb. 10th, 2016 08:15 pm (UTC)
"сказать что человек, скажем, вор - осудить, а сказать, что он украл - констатировать факт."-из этой установки как бы следует, что осуждается поступок, но не личность. Но не уловка ли это ума? Ведь произносится "он украл"и следует вместе с этим негативное переживание, негативный образ. Только если этот человек не имеет к тебе никакого отношения, тогда эти оценки "без осуждения", а так принципиальной разницы в отношении при изменении речевой конструкции я не вижу.
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 08:40 pm (UTC)
А я вижу, поэтому и прошу отца Нектария ответить. Не хочу Вас обидеть, если все же обидела, простите ради Бога.
natalja_red
Feb. 10th, 2016 08:53 pm (UTC)
Что Вы, какие обиды! И я хочу услышать мнение батюшки. Просто делюсь размышлением... Термин "осуждать", вообще, многозначен. Мы его используем в смысле "сообщать, думать что-то негативное о человеке", а более прямое значение, всё-таки, "выносить приговор", считать, что этот человек, поступая неправильно, достоин порицания, наказания.
Pavel Parkhomenko
Feb. 11th, 2016 11:27 am (UTC)
Как мне кажется, все что можно было написать по этому поводу, уже написано. Все всё знают. Теперь пусть работает совесть.
(Anonymous)
Feb. 12th, 2016 05:37 pm (UTC)
Я думаю, обсуждая негативные явления - как людей, так и события, - нужно взглянуть в себя, прислушаться к себе, постараться распознать тот импульс, который вовлекает человека в этот процесс, как бы попробовать его на вкус. И если это энергия разрушения - а это трудно не распознать, - то, значит, это осуждение, то есть такое микроубийство. Если интерес практический - значит, рассуждение. А рассуждать, то есть мыслить, должен каждый человек, желающий человеком быть, а не, скажем, благочестивым поленом. А бывает и то и другое вместе - жизнь в удобные схемы не укладывается - и подумать надо, и раздавить в воображении своим хочется. А схемах и инструкциях, и пр. убогих рецептах, избавляющих от необходимости внутренней работы сердечной интуиции, и соответственно, выбора, и соответственно бремени свободы, можно забыть - их нет, и слава Богу.
(Anonymous)
Feb. 12th, 2016 09:31 pm (UTC)
Вспомните, как Иисус Христос обличал фарисеев, как изгонял торговцев из храма. Была там "энергия разрушения", посягающая на "духовные скрепы" тогдашнего Израиля? Мы имеем право на праведный гнев. Страсти (гнев в их числе) - это силы души, их нужно не уничтожить, а преобразить с Божьей помощью.

Андрей
d0z4t0r
Feb. 11th, 2016 03:50 pm (UTC)
Именно так: "Нет плохих людей - есть плохие поступки". Именно поступок и осуждается.
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 06:03 pm (UTC)
Еще раз уточню: отличие констатации от осуждения заключается: а) в намерении, с которым констатация совершается; б) оправданности этой констатации; б) сердечном залоге, из которого сказанное рождается.
(Anonymous)
Feb. 11th, 2016 07:20 am (UTC)
Если перед тем, как начинать разговор,вы подумаете о Божией Матери, вы скорее всего так и не начнете говорить. Виктория
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner