?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одной из главных дискуссионных тем в церковной среде на протяжении последних нескольких недель остается обсуждение давней (но актуализировавшейся недавно вновь) записи выступления протоиерея Андрея Ткачева, в котором он преподает слушателям наставления о том, как выстраивать отношения с женщинами, которых по тем или иным причинам «необходимо ломать об колено». Конкуренцию этому обсуждению не смогла составить даже новость о грядущей встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским – по самому факту своему уже претендующей на звание исторической. Причина этого заключается, скорее всего в том, что слишком многих слова отца Андрея так или иначе задели, во многих сердцах так или иначе отозвались. И затронули – массу болевых точек, которыми изобилует наша современная церковная жизнь.
Многое в этой дискуссии меня откровенно удивляет, расстраивает и даже пугает. Столь многое, что и не перечислишь всего. Это и сами высказывания отца Андрея, человека талантливого и яркого, наделенного незаурядным даром слова. И множество с ним солидарных, «на ура» воспринявших прозвучавшие из его уст «советы» мужчин, в том числе и священников. И такое же множество женщин, со странной, болезненной радостью принимающих как истину тезис о необходимости их ломания об колено и именование «козами». И призывы не понимать сказанное буквально, но искать сокровенный в грубых до вульгарности выражениях глубокий, ускользающий от поверхностного восприятия смысл. И попытки обвинить оппонентов отца Андрея в отработке «заказов», «грантов» и т.д. и т.п.

Все это на самом деле очень печально и, безусловно, показывает, насколько неоднозначно сегодня в нашем церковном мире отношение к вопросам, которые, с точки зрения христианства, носят характер предельно однозначный, насколько смещены у верующих людей ценностные ориентиры и насколько непонятно для подавляющего большинство напоминание (или даже укор) звучащее из уст Христа: «Не знаете, какого вы духа…» (…). Такое впечатление складывается при наблюдении за этой дискуссией, будто участники ее не только по-разному интерпретируют сущность христианства, но и в принципе готовы дать понятию «христианская нравственность» какое-то свое, сугубо личное, имеющее с ним мало что общего наполнение. Впрочем, подобное же впечатление складывается и при наблюдении за множеством иных дискуссий в православной среде.

Конечно же, нет и не должно быть двух мнений для христианина относительно того, можно ли или нельзя призывать к ломке кого бы то ни было, можно ли именовать женщин в общем или в частности «козами дурными», говорить о том, что мужчины «распаскудили бабье» тем самым, что «не били их долго» и что женщинам надо «рожать и бояться». И потому точно так же нет и не должно быть в этом повода для дискуссии между верующими людьми, поскольку когда начинается она, то очевидно, что какая-то часть дискутирующих, если и верит, то однозначно во что-то иное, но никак не в Христа. Ибо нельзя верить во Христа и не чувствовать во всем этом духа, Ему противного.

А посему проблема в данном случае заключается, как мне представляется, в другом: священник – повторюсь: умный, талантливый, неординарный в своих проявлениях – сказал то, чего говорить никто из нас не имеет права. Огромное количество людей этого не поняли. Сам же он внятного, облегчающего понимание этого факта объяснения, к сожалению, не дал. Слово прозвучало, слово отозвалось, назад его человек не взял, и эхо его продолжает звучать, грозя вызвать еще целый камнепад споров и ссор.

Может ли умный человек сказать глупость? Конечно, может. Это воспринимается как неудача, как досадное недоразумения, за это может быть стыдно, но страшного в этом ничего нет – до тех пор, пока ты готов глупость глупостью признать, пока не становишься на ее защиту, как чего-то своего, родного, выстраданного.

Глупость может сказать любой человек, а человек, который много общается с людьми, хронически перегружен, переутомлен, которому приходится говорить часто и долго, подвержен этому риску более, чем кто бы то ни было еще. И лично у меня никогда не хватит решимости кого-то за неудачно сказанное слово судить: сам боюсь сказать что-то, за что придется потом извиняться. И ведь приходится…

Но и правда – боюсь. Потому что слово всегда – отзывается. Слово священника – тем более. Слово священника известного – вдвойне и втройне тем более. И если, с одной стороны, не дано нам предугадать, как именно наше слово отзовется, а с другой, мы знаем, что отзовется неминуемо, то сколь же осторожным следует быть, когда говоришь. Когда при этом присутствует не один собеседник, а группа людей. Когда работает диктофон. Когда ты уже привык к тому, что значительная часть из сказанного тобой попадет рано или поздно в интернет.

Мне кажется, что происходящее на наших глазах обесценивание слова, несоответствие слов, которые мы слышим, реальности, окружающей нас, определенным образом расслабляет и дезориентирует в числе прочих и пастырей. Нам начинает казаться, что и наше слово весит не так уж много, что и с нас спрос невелик – какой спрос, если слово как таковое стало малозначащим, легковесным? Но нет – от нас люди ждут слов других и, больше того, относятся к сказанному нами совершенно иначе, нежели к иным речам: с вниманием, с доверием, порой поистине детским.

И есть совершенно естественные, но удобно пренебрегаемые нами правила, придерживаться которых нужно, между тем, непременно. Не говорить того, что, как знаем мы сами, противоречит истинному положению вещей. Избегать в речах своих рискованных двусмысленностей. Не лукавить. Не поддаваться искушению, не идти ради «красного словца» наперекор своей совести и правде. Не быть агрессивными и злыми… Причем последнее в наши дни, в период, когда куда ни глянь, везде нестабильность (пусть еще не в полном смысле 3-я мировая, как называется это в американских военных документах), везде кровь, боль и слезы, особенно актуально.

Нас не только слушает, нам не только верит наша паства… Мы так или иначе формируем образ Церкви и образ христианства: сказанное нами очень часто представляется людям правильным, заслуживающим внимания толкованием Евангелия, его раскрытием, претворением в жизнь. Мы формируем стандарты. И о том, каковы они, нетрудно судить в том числе и по тому, что сегодня священник, использующий выражения грубые, «непарламентские», не вызывает у большей части аудитории ни неприятия, ни возмущения. Аудитория готова обсуждать отдельные нюансы, но ощущение, сознание того, что священник вот так – грубо, вульгарно, на грани брани – говорить не должен, не имеет права, зачастую отсутствует. И это тоже симптом, тоже печальный, тоже пугающий.

Мы неаккуратны, невнимательны, неосторожны во многих отношениях – это так. Но рискну сказать парадоксальную вещь: для священника подчас погрешать в слове хуже, чем погрешать самой жизнью своей. Ведь жизнь его доподлинно известна, как правило, немногим, а слово слышат и так или иначе воспринимают сотни, тысячи или даже десятки тысяч людей. И оно либо приносит пользу, либо причиняет вред, созидает или разоряет, помогает познать истину и стать свободным или же обволакивает ложью и делает человека пленником ее липкой паутины.

И, конечно же, слово не воробей, вылетает легко, поймать не то, что трудно, чаще всего решительно невозможно. Но и противопоставить слову – своему же, ложному, свое же, истинное – возможность у нас остается всегда. Вопрос использования этой возможности, думается мне, и есть единственная тема, которую в случае с нашей, «женоненавистнической» историей, можно обсуждать всерьез.

Можно и непременно нужно.
Источник:PRAVMIR.RU

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
blydnyi_syn
Feb. 9th, 2016 09:45 am (UTC)
Да, отче - трудно представить апостола Павла, пишущего вместо "мужья любите жен своих" - "мужья, "ломайте об колено" жен своих".
Впрочем, для такого публичного священника коим является о. Андрей и каждое слово которого, сказанное тихо, возвещается "на кровлех", весьма непросто удержаться в тех рамках, которые дает послание письменное в противовес устному слову.
Подобное наблюдалось и у дьякона "всея Руси", и завело его совсем в крайность. Бог даст, о. Андрей не повторит его путь...
dinostrata
Feb. 9th, 2016 12:02 pm (UTC)
Да, самоцензура конечно лучше всего. Но вот, кажется, и церковь должна бы отреагировать, нет? Благочинный этого округа мог бы вызвать о. Андрея, поговорить, урезонить. Не наказать, конечно, но вразумить. Или это не принято? Человек, в том числе священник, делает ошибки, но на то иерархия, чтобы их совместно исправлять.
gilluin
Feb. 9th, 2016 07:47 pm (UTC)
Вот да. Имеет место быть проблема и, мне кажется, церковное начальство на то и начальство, чтобы что-то предпринять. Иногда человеку сложно самому остановиться. У меня сложилось впечатление, что о. Андрей - человек увлекающийся, а таких людей временами заносит. Поэтому и нужно начальство, чтобы сказать: вот это уже слишком.
(no subject) - igumen_nektariy - Feb. 13th, 2016 05:43 pm (UTC) - Expand
natasha_birka
Feb. 9th, 2016 12:10 pm (UTC)
Т.к. о. Андрей весьма популярен, на его высказывания можно наткнуться очень много где. Я когда-то пыталась слушать его лекции и проповеди. Но долго не смогла, т.к. мне такая манера изложения не импонирует. Если что-то интересует, можно поискать ответ у отца Нектария, у Владыки Тихона (Шевкунова). Там и содержание и манера изложения адекватные.
Конкретно это прослушала, только из-за того, что у отца Нектария в ЖЖ прочитала запись на эту тему. Мне не кажется, что это высказывание о.Андрея, как-то сильно отличается от общей манеры его общения. У него вроде всегда "баба="дура". Мне почему-то стало странно, то, что если ты не можешь сломать женщину об колено, то в монахи иди. В монастырь вроде не в этом случае идут..ну как мне раньше казалось..
И еще про лифт, это как-бы к разводу призыв? К разрушению семьи? Т.к. у мужчины еще много времени, до 50 лет, а у женщины еще такая ерунда, как дети (общие с ним) останутся..
Нам, женщинам, в принципе, конечно, чтоб не чувствовать боли, когда ломают об колено, нужно и действительно принять сторону наших мужей и принять их главенство. Это да.Если принимаешь их сторону, тогда и ломать не надо. Только тогда можно почувствовать себя счастливым. Иначе все равно ломать будут. Может не так грубо, но будут. Мы ж помощницы, а не госпожи, все же.!Хоть часто и правда (тут о. Андрей прав), забываем об этом.Но по разному бывает. Для мужчин, конечно очень "удачное" выступление. Теперь многие смогут сказать, что даже православный батюшка так считает. Я думаю-это особенности его темперамента, которые он несет в массы.
Но еще мне не ясно, почему из высказывания: "Да боится жена мужа своего", берется только половина, а та часть " мужья должны любить жен своих, как Господь Церковь свою", почему-то оказывается отброшенной за ненадобностью..

Edited at 2016-02-09 12:13 pm (UTC)
alex_shirikov
Feb. 9th, 2016 05:24 pm (UTC)
И "несть мужеский пол ни женский... во Христе" о. Андрей, увы, тоже нигде в расчет не берет...
И манера изложения для священника просто неприемлемая! Разве можно такими словами говорить о святом? Да и клеймить так женщин некоторых... "Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной"
(no subject) - (Anonymous) - Feb. 9th, 2016 07:07 pm (UTC) - Expand
... всегда "баба-дура"... - airine69 - Feb. 10th, 2016 09:53 pm (UTC) - Expand
natasha_birka
Feb. 9th, 2016 12:24 pm (UTC)
И еще мне кажется, что мы так привыкли к грубости, что и из уст священника воспринимаем ее иногда нормально. Ну все так говорят. Главное безапелляционно и уверенно.
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 05:46 pm (UTC)
Безапелляционно и уверено, и грубо. Вот это меня и пугает очень.
(Anonymous)
Feb. 9th, 2016 02:11 pm (UTC)
А почему вопрос встал только о женщине? А о русской кул
А почему вопрос встал только о женщине? А о русской культуре, в частности, о Сергее Есенине? Следуя логике отца Андрея, нужно и от Пушкина откреститься: у него те же грехи, что и у Есенина. А заодно и от всех других писателей и поэтов: до высоты отца Андрея им все равно не дотянуться. Странно только, что никто не выступил публично в защиту поэта, имя которого сопутствует нам с младенчества.
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 05:47 pm (UTC)
Re: А почему вопрос встал только о женщине? А о русской к
По поводу Есенина: услышал эту беседу уже совсем недавно. Честно говоря, меня она поразила, едва ли не больше, чем "о женщинах". Запредельное что-то - как по содержанию, так и по форме.
me_friar
Feb. 9th, 2016 03:27 pm (UTC)
а вот что говорит папа Янис Афонский.


(из интервью греческого фотохудожника Костаса Асимиса)

Приходит один мой друг к папа Янису и говорит:

–- Все хорошо, все отлично, семья, трое детишек. Жену люблю, она хорошая, но иногда, как упрется во что-то, бес сел в нее, что ни делай, все неправильно. Как быть? Что делать?

–- А ты ее побей.

Мы перекрестились: как побей?

–- Понимаешь, женщины иногда бывают, как мулы. Знаете, что такое мулы? Это что-то среднее между ослом и лошадью. Они на Афоне работают. Хорошие, мул пашет, работает, молчит, выносит все наши издевательства над ним. Но в какой-то момент как все четыре включит (упрется в четыре ноги. – Ред.) и все. Что хочешь с ним делай, - пока не дашь по заднице. Как дашь – - он сразу включается: оп-па, что-то случилось... Так же и женщины. Сядет бес в нее, и она все: ничего не хочет слышать, все у нее плохо, все у нее не так. Как дашь, говорит, они сразу. Мы перекрестились: так и жену бить начнешь..… (Смеется.)
Екатерина Ларина
Feb. 10th, 2016 07:24 am (UTC)
Re: а вот что говорит папа Янис Афонский.
Спасибо, посмеялась) Хороший пример) Согласна с ним, хоть и женщина)))
tatniwa
Feb. 9th, 2016 03:44 pm (UTC)
Можно и промолчать, если слово задело. Пусть оно и от священника исходило.
Помните, как в книге о старце Силуане Афонском? Его отец промолчал и съел свинину, которой его накормил сын в постный день. Была пятница. По прошествии времени он вспомнил об этом случае в разговоре с сыном. "Я ее ел тогда как стерву". На вопрос сына, почему не сказал сразу, ответил, что не хотел смутить его. Из любви ко Господу.
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 05:48 pm (UTC)
Можно и иначе поступить: когда при Вас кого-то бьют, по любви к бьющему не заметить этого. Только как быть с тем, кого били?.. По-христиански ли это все будет?
(no subject) - tatniwa - Feb. 13th, 2016 07:00 pm (UTC) - Expand
Виталий Усачёв
Feb. 9th, 2016 04:10 pm (UTC)
Протоиерея Андрея давно знаю и уважаю. Только всё чаше приходится удивляться (и не совсем приятно) его очередным высказываниям. Последний раз, не так давно, здесь же в ЖЖ выражал своё несогласие с утверждением о. Андрея о том, что священники якобы должны зарабатывать себе на жизнь трудом рук своих, как апостол Павел... И вот - новый поворот... Могу в этой связи лишь констатировать, что как бы ни был авторитетен говорящий - критическое восприятие его слов, всё же, небесполезно.
ppetrovichh
Feb. 9th, 2016 04:55 pm (UTC)
Рискну ещё раз возразить супротив. Хотя, как вижу, это не сыграет никакой роли: статья на Правмире важнее.

Причины возражения, кратко:
1. Это было давно. Лет уж восемь назад.
2. Это было на Украине.
3. На Украине любят крепкие слова.
4. Переносить произвольно события из одного места в другое - некорректно.
5. Переносить события из одного времени в другое - некорректно тоже.

Если я сейчас напишу, что в силу особенностей Украины ещё в году 91-ом следовало говорить даже более доходчиво, чтобы не было Майдана, - то какова будет реакция?
Правильно, про сослагательное наклонение.

Вот и тут то же самое почти. Только вместо того, чтобы отложить дела давно минувших дней (и в другой стороне), - почему-то упорно создаётся картина, что о.Андрей провинился здесь, в Москве, и прям вот сейчас. Чуть ли не приурочив это дело к Архиерейскому собору.
Помилуйте, я в таких делах не участник.
И о.Андрея уважаю и ценю за его смелый стиль изложения.
Дай Бог ему здоровья и многих сил для его трудов.
(Anonymous)
Feb. 9th, 2016 06:54 pm (UTC)
Ещё один украинофоб. А Вы не думаете о том, как Ваше слово отзовётся? Прочитает кто-то из украинцев и уйдёт из "московской церкви".

Андрей
(no subject) - ppetrovichh - Feb. 9th, 2016 08:27 pm (UTC) - Expand
gilluin
Feb. 9th, 2016 08:00 pm (UTC)
Мне кажется, у нас вообще плохо с вежливостью. Правда, в последнее время становится лучше. Но действительно есть контраст с другими странами. Видно, осталось от советских времен. Оскорбительные высказывания - практически норма, никто им не удивляется. Вежливость многими воспринимается как слабость, а грубость - как прямота. И, понятное дело, в церкви тоже, потому что люди-то те же самые. И священники тоже в этой культуре выросли. Вот и вылезает временами.
Потому что уровень агрессии действительно высокий. В людях много горечи и она оборачивается гневом. Причем разница между сторонниками о. Андрея и его противниками лично мне не всегда заметна.
yekaterina_k
Feb. 9th, 2016 10:49 pm (UTC)
Послушала эту запись о. Андрея. Страшные слова, страшный его ответ. А вот что еще страшнее, так это то, что скорее всего очень много мужчин так думают и поступают в настоящей жизни - бьют, унижают, психологически травят своих жен. Кто-то из женщин разводится, а кто-то терпит. Жуть какая. А если еще и священник подтвердит "правильность" такой жизни, то выхода вообще нет.
igumen_nektariy
Feb. 13th, 2016 05:51 pm (UTC)
Причем поступают и думают так - безо всяких "пастырских наставлений". И случаев такого домашнего насилия хоть отбавляй.
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 12:33 am (UTC)
Морис Палеолог: "Абсолютное большинство русских остаются примитивными людьми, едва перешагнувшими ступень природного инстинкта, они по-прежнему рабы собственных импульсов. Христианство только частично овладело их душами, оно ни в коем случае не тронуло рассудка и в меньшей степени взывает к их сознанию, чем к их воображению и чувствам".

Константин Победоносцев: "Русское духовенство мало и редко учит, лишь служит в церкви и исполняет требы, для людей неграмотных Библия не существует, остается лишь служба церковная и несколько молитв, который передаваясь от родителей к детям, служат единственным соединительным звеном между человеком и церковью. В некоторых местностях народ вообще ничего не понимает в словах церковной службы, и даже в Отче наш делают такие ошибки и пропуски, что у молитвы исчезает всякий смысл".

Андрей
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 12:41 am (UTC)
Он там сказал, что ненавидит нашу цивилизацию. Христианскую?
Vitaliy Usachyov
Feb. 10th, 2016 07:02 pm (UTC)
Дорогие братья и сестры, прошу вас, высказывая свои суждения о конкретном выступлении, всемерно воздержаться от оценок и обобщений в адрес самого о. Андрея! Его "заносит" и "штормит" не так уж часто, хотя данный случай, похоже - из этого разряда. Не будем пригвождать выдающегося проповедника и миссионера к позорному столбу, а пожурим, любя, за ошибку...
tanya_mass
Feb. 16th, 2016 10:53 am (UTC)
А МОЖЕТ СЛОМАТЬ ЧЕРЕЗ КОЛЕНО ЛУЧШЕ? КАК ОН САМ СОВЕТУЕТ ДЕЛАТЬ С ДРУГИМИ?
sharky_spb
Feb. 12th, 2016 06:58 am (UTC)
Абстрагируясь от личностей и высказываний хочу лишь подчеркнуть то что некоторые из священников, заведомо, вот таким вот "не осуждайте" затыкают рот прихожанам, которых жа семи и обманули (обокрали, использовали, что-то еще) но, высказывать свое мнение по вопиющей неправоте немоги! Ибо, осуждаешь и в ад попадешь...
Т.е. священник осознанно плюет на общепринятые нормы, но говорить об этом не сметь, ибо грех...
( 32 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner