?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Разговоры о строительстве в сквере на пересечении улицы Орджоникидзе и проспекта Энтузиастов в Заводском районе вызвали прилив политической активности у местных представителей КПРФ, традиционно делающих себе на антицерковной теме пиар. Так ли «страшен» храм, как его малюет воображение отдельных политиков? Почему вообще строительство храмов вызывает порой столь горячие споры? Зачем строятся храмы и что делать с этим фактом людям неверующим и тем, у кого «Бог в душе»?
По ком «шумит» колокол?

   — Мы живем в век пиар-технологий, когда мнением людей легко манипулируют дельцы от политики. И поэтому когда нам в прессе говорят — «жители протестовали» против строительства храма, бывает трудно понять, сами ли они вышли на улицу или их кто-то пригласил. Как стороннему наблюдателю отличить реальность от политики и как самому не быть втянутым в чужую игру?
    — Я думаю, что этот вопрос решается достаточно легко. Если взять ситуацию с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Заводском районе, то мы столкнулись с организованным противодействием строительству со стороны секретаря райкома КПРФ Дмитрия Сорокина и группой его товарищей по партии. Они решили провести митинг против строительства храма, и на этот митинг пришло порядка 40 человек.
     С другой стороны, пришли люди, живущие в этой же самой части Заводского района, которые хотят строительства храма. Их пришло порядка 150 человек. И надо сказать, что мы не занимались каким-то «форсированным» сбором прихожан, просто многие люди из этого района ездят на богослужение достаточно далеко и хотят, чтобы храм у них был рядом с домом, в шаговой доступности. Поэтому когда они узнали, что происходит подобное пикетирование, они решили прийти и выразить свое мнение по этому поводу. Мне кажется, что такое соотношение довольно четко отвечает на вопрос, хотят ли люди, живущие в этом районе, строительства храма. Если большинство хочет, то очевидно, что храм, наверное, должен быть построен.
   — Одна протестующая в качестве контраргумента сказала журналистам: «Просто мы выросли в этом районе, и этот парк нам дорог. А если здесь появится храм, то будут проходить отпевания. А это будет не слишком уместно, потому что мы тут гуляем с детьми…». Еще один молодой человек, жалуясь, говорил моей коллеге, что ему очень будет мешать колокольня, от которой будет «постоянный шум». На мой личный взгляд, претензии выглядят несколько комично, но люди ведь имеют право и на такое мнение?
     — Безусловно, люди имеют право. Но давайте смотреть на вещи здраво. Что касается отпеваний, то отпевания у нас проходят не на улице, не под открытым небом, а в храме, и вряд ли это отражается каким-либо образом на жизни людей, живущих в его окрестностях. Они об этом чаще всего не узнают. Но люди имеют обыкновение рождаться, появляться в этот мир и затем этот мир покидать. И совершенно противоестественно так относиться к провождению человека в мир иной и молитве за этого человека. Каким образом это может негативно сказаться на живущих окрест людях?
   — Люди считают, что это может негативно сказаться на детях, и хотят их от этого ограждать.
    — Ограждать от чего?
  — Наверное, от вида смерти, от самого ее факта.
     — Самое интересное, что обычно об этом говорят люди, которые совершенно спокойно относятся к тому, что их дети целый день сидят перед экраном телевизора или монитором компьютера и наблюдают за тем, как люди погибают. И не только в новостных программах, но и во множестве фильмов, где это можно с достаточно большой натуралистичностью увидеть, а порой просто сидят перед экраном и туда стреляют, убивая пусть и не настоящих людей, но вымышленных персонажей, с людьми отождествляемых. А когда речь заходит о смерти настоящей, это вызывает ужас, страх и сопротивление. Как к этому относиться, пусть каждый для себя решает сам, но еще раз повторюсь, никакого массового стечения катафалков с усопшими в сквер не предполагалось.
    Что касается шума от колоколов, на самом деле мы живем в городе, который переполнен шумами. И из всех этих шумов звон колокола не сильно выделяется. Тем более что колокол не звонит целый день, а звонит в определенные часы – перед вечерним богослужением где-то в 16.45., после вечернего богослужения примерно в 19.30 и утром примерно в 8.00, когда у 90 процентов жителей нашей страны звонит будильник. А в Заводском районе он звонит, как правило, еще раньше. Поэтому нарушать покой людей колокол по здравому рассуждению вряд ли может. Фейерверки, которые люди запускают в любое время суток, автосигнализация, шум машин — все это перекрывает «шум» от звона колокола.
Разрушение или обустройство?

   — Кроме подобного рода претензий, были аргументы и посерьезней. Основной — что храм появится в зеленой зоне. Почему именно это место было выбрано для строительства? Не было ли возможности выбрать другое, более «нейтральное» место, чтобы не вызывать огонь на себя?
     — Дело в том, что на этом месте земельный участок был оформлен еще несколько лет назад, и оформлен совершенно законным образом. И по закону мы имели полное право приступать там к строительству. Но в настоящий момент оформляется другой участок, на котором будет строиться храм — в сквере храма не будет.
  — Все-таки не будет? Почему? Означает ли это, что Церковь прислушивается к мнению протестующих, даже если их протест политически мотивирован?
     — Это означает, что мы пытаемся избежать конфликта везде, где это только возможно.
    И если мы понимаем, что есть возможность строить храм не там, где это вызывает противоречия и конфликт, то мы будем строить в другом месте.
  — А когда изначально оформлялся участок, было же понятно, что это сквер, зеленая территория. Предполагалось, что это в будущем вызовет резонанс?
     — Мы не могли этого знать, потому что есть масса обратных примеров. Например, Петропавловский храм тоже построен в сквере, и это не вызвало ровным счетом никакой негативной реакции со стороны окружающих жителей.
   — Может, это связано с тем, что сквер на 3-й Дачной был мало пригоден для прогулок? Я как житель Ленинского района могу подтвердить — до открытия храма сквер был заброшен, гулять там было невозможно.
     — Он был не просто заброшенным, по нему постоянно бродили нетрезвые люди, было много мусора, была шашлычная, откуда эти люди выходили и падали. Безусловно, та маленькая часть сквера, которая была приведена тогдашним главой администрации Ленинского района, а ныне главой администрации г. Саратова Валерием Николаевичем Сараевым в порядок, значительно отличается от того, каким он был раньше. Остальная территория когда-нибудь, Бог даст, тоже будет приведена в порядок, когда участок храма перестанет быть строительной площадкой.
   — Со сквером в Заводском районе иначе — там все уже благоустроено, может, поэтому люди боятся?
     — Возможно. Но в то же время мы прекрасно понимаем, что несколько десятков человек, из которых далеко не все являются жителями этой местности, это еще не все люди. Это всего лишь определенное количество людей, которые являются активистами КПРФ и которые выполняют определенную программу борьбы, используя Церковь в качестве своего спарринг-партнера. Она для них становится в данном случае самым удобным объектом. Не говоря уже о том, что сам Сорокин, несмотря на то, что коммунист, является, судя по всему, человеком религиозным. Он язычник, как утверждают, родновер (родноверы — новое религиозное движение неоязыческого толка, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований — ред.) и у него есть личный религиозный мотив для неприязненных отношений к Церкви.
  — Несмотря на личную заинтересованность господина Сорокина, на митинге были и обычные люди. Что заставляет их протестовать?
     — В нашем обществе, как и в любом другом, есть процент людей, которые всегда будут протестовать против всего и никогда не будут за что-то. Из них всегда можно набрать какое-то количество сторонников. Это будут люди озлобленные, ожесточенные, причем интересный момент: те же самые люди, если рядом с их домом появляется храм, зачастую идут туда, но не в поисках Бога или истины, а в поисках помощи. Таких людей достаточно много бывает во всех наших храмах. И когда у них храма рядом нет, то идти им некуда. Потому что когда они пойдут в райком КПРФ, то там им никакой помощи не окажут.
   — Почему Вы так уверены?
    — Мы говорили на эту тему с одним известным коммунистом, и когда я сказал: вот вы ругаете Церковь, но мы делаем определенные вещи для людей, это не только пастырское окормление, но и совершенно конкретная помощь. Оказывает ли такую помощь людям КПРФ? На что был ответ: «А это вообще не наша обязанность. Почему мы должны этим заниматься?».
   — Действительно, зачем помогать людям, когда можно просто рисовать транспаранты... Но сейчас появилась еще новая категория — это верующие коммунисты. Интересный парадокс…
     — А почему парадокс? Кто сказал, что коммунист должен быть безбожником? Так сложилось только в СССР, еще в Мексике был такой период. А вот если взять Кубу, где коммунисты до сих пор являются правящей партией, то там храмы никто не разрушал. Напротив, недавно в Гаване был построен и освящен православный храм.
      Главный символ кубинского коммунизма Фидель Кастро заканчивал католический колледж. Тот же Геннадий Андреевич Зюганов, насколько я помню, говорил о том, что если бы он стал президентом, то обязательно занимался бы строительством храмов. Поэтому, как я понимаю, он человек верующий. На этом фоне ожесточенно-неприязненное отношение к Церкви некоторых его саратовских соратников выглядит тем более странно.
Во власти информационного шума

   — Забавно узнать, что Зюганов верующий. Надеюсь, эта информация не обрушит компартию, состоящую в основном из атеистов… Но вернемся к храмам. В Саратове их действительно зачастую строят именно в скверах. И, наверное, у некоторых складывается впечатление, что Церковь, что называется, лезет на рожон, пытаясь построить храм именно там, где это вызовет наибольшее сопротивление.
     — Сопротивление строительству храмов — это созданный журналистами миф. Если брать храм в Детском парке, то он занимает ничтожно малую часть парка. А вся борьба вокруг него имела совершенно частный характер и была связана с негативным отношением ряда людей к человеку, который этот храм построил — ныне покойному гендиректору ОАО «Газсбытсервис» Владимиру Жидкову. И люди, которые боролись, боролись не с храмом, а с ним. И некоторые из них потом это честно признавали.
   — Видимо, остальные люди, не причастные напрямую к борьбе с Жидковым, просто попадали в это информационное поле и им подогревались…
     — Конечно. И, безусловно, этот маленький храм не расчленил Детский парк и его не уничтожил. Не говоря уже о том, что это место, где всегда порядок, чистота и гуляют мамы с колясками.
     Если взять сквер около Троицкого собора, то он был раньше городской помойкой в центре города. С утра сотрудники храма буквально граблями выгребали оттуда шприцы, оставленные людьми, которые явно пришли не полечиться в этот сквер. Сквер был отхожим местом для водителей-газелистов, чья конечная остановка находится поблизости. И прогулка в этом сквере с детьми была сопряжена с определенными рисками.
     Сегодня это действительно великолепный сквер, который целый день открыт и закрывается только на ночь.
   Если говорить о Покровском храме, то там изначально сквера не было, но он был разбит усилиями храма, и была обустроена детская площадка, куда сегодня ходит куча горожан.
     Что касается опять же Петропавловского храма, за все время от начала строительства до сегодняшнего дня ни один человек не пришел к нам и не выразил недовольство, ни у кого его существование не вызывало негативных чувств.
   — А почему бы не строить храмы там, где они были исторически? Ведь это логично.
   — Это не всегда возможно. Например, Петропавловский храм исторически размещался в том месте, где сейчас находится областное правительство. Мы не можем снести областное правительство и построить там храм, поэтому мы построили его в другом месте. Что касается Детского парка, то там храм находился поблизости и был в разы больше нынешнего. Но воссоздать его на том же месте невозможно — город изменился, где исторически был храм, теперь транспортная развязка и жилые дома. Поэтому когда мы собираемся построить храм, мы идем в городскую администрацию и просим участок. И участки выбираются из тех, которые есть и не застроены чем-то иным.
    Повторюсь: за достаточный уже период времени нигде, кроме Заводского района, у нас не было конфликта с местными жителями. Единственный подобный случай был на проспекте Строителей, где первоначально был выделен участок как раз под строительство Петропавловского храма, но это было 8-9 лет тому назад. Больше столь серьезных конфликтных ситуаций не было, потому что людей, которые хотели храм, всегда оказывалось больше.
   — А с Троицким собором? Помнится, когда сквер обнесли забором, некоторые тоже были недовольны.
    — Вы знаете, когда у ворот Троицкого собора появилась Светлана Бородич (спецкор "ГТРК Саратов" — ред.) со своей съемочной группой, то оказалось, что она собирается снимать репортаж не об архитектурной красоте Троицкого и даже не о людях, которые в него ходят, а о том, что на территории старейшего храма Саратова строят гостиничный комплекс с банно-прачечным комбинатом и номерами…Я бы хотел сейчас посмотреть в глаза ей и всем, кто это снимал, и спросить: где этот комплекс, номера и баня?
   — Спросить, где баня и отправить в нее?
    — Вот именно. Может быть, там бы удалось отстирать намерения некоторых людей и их, образно говоря, перья — это, как Вы понимаете, касается в том числе журналистов. Тоже, естественно, некоторых.
   — То есть и в этом случае мы имели дело с информационным шумом?
    — Конечно. Непосредственно с людьми у нас никогда не было конфликтов. Если бы мы сталкивались с негативным отношением именно местных жителей, то мы бы и не строили там храм, потому что какой в этом смысл?
     Вот сейчас у нас, например, начинается строительство храма в поселке Жасминный. Так получилось, что перед тем, как строить храм, его настоятель в поисках первоначального капитала для строительства организовал сбор средств. Порядка 20 волонтеров прошли по огромному количеству квартир в окрестных домах. Было собрано порядка ста сорока тысяч рублей. Это небольшая сумма, но главное, что была промониторена ситуация и найдены несколько тысяч человек, которые храм хотят.
     То же самое мы сейчас сделаем в Заводском районе. Точно так же пойдут волонтеры по квартирам. С одной стороны они будут собирать средства, с другой подписи за строительство.
  — Строительство храма, как и любого значимого для города объекта, проходит общественные слушания. А доверия к этому институту нет, потому что приходят люди, которые голосуют «за» заранее оговоренным образом.
     — А зачем к этому так подходить? Даже если есть люди, которые «за», что мешает тем, кто действительно против, прийти на общественные слушания и высказать свое мнение? Если вы всерьез «против», придите и проголосуйте, в чем проблема? Зачем говорить о том, что кого-то туда нагоняют? «Нагоните» тоже, если у вас вообще есть люди, если за вами стоят массы трудящихся...
  — Тот же молодой человек, который возмущался колокольней, писал моей коллеге, что в Заводском районе и без того хватает храмов, и нет нужды строить еще один.
    — Все такие высказывания носят голословный характер. Каждый храм в каком-то смысле существует сам по себе. Если нет прихода, способного содержать этот храм, то он просто не может существовать. Если же этот приход есть, значит, храм нужен и востребован. Как можно говорить о том, что он не нужен, если он наполняется? Люди, которые говорят о том, что «ваши храмы стоят пустые», игнорируют один момент: храм создается для богослужения, а не только лишь для того, чтобы туда в течение дня заходили люди, ставили свечки и уходили. И чтобы понять, наполняются храмы или нет, туда нужно приходить во время службы - в воскресные или праздничные дни. Если бы храмы не наполнялись, они были бы лишены средств к существованию.
Игра в наперстки

   — Вы говорите, что конфликта нет, но все равно, если посмотреть в масштабах страны, всегда есть люди, которые против строительства храмов и которые за. И эти две группы воюют между собой. Иногда кажется, что за всеми подобными ситуациями стоит раскол, который тянется еще со времен революции и гражданской войны, и этот раскол до сих пор не преодолен.
     — Дело в том, что те люди, которым нужно строительство храма, не настроены ни с кем воевать. Несогласные же, напротив, громко кричат и ведут себя беспокойно, и поэтому их небольшая группа всегда кажется многочисленной. Но сказать, что есть война между группами граждан, я не могу, потому что мы не всегда можем проследить, как за каждой такой группой стоит ряд общественных деятелей, которые никакой особенной пользы обществу не приносят, но для которых такая история становится великолепным пиаром.
   Что касается раскола по принципу веры, согласно переписи населения 1937 года абсолютное большинство граждан Советского Союза записались как верующие. То есть это был раскол не между верующими и неверующими. Это была определенная группа, которая в ситуации шаткой, нестабильной, когда все силы государства были отвлечены на ведение внешней войны, захватили власть и удержали ее. Они пообещали народу то, чего народ был лишен в эти непростые годы, но в результате этого не дали, поступив, как наперсточники, которые дают тебе сначала что-то выиграть в виде декретов о земле, о мире, еще о чем-то, а потом отнимают у тебя все. Вот так они поступили с народом.
   — Но раскол в сознание удалось же внести?
    — Это не раскол в сознании. Просто страна оказалась погружена в состояние духовного и религиозного вакуума. И воспиталось несколько поколений людей, которые росли и жили без Церкви, без веры как таковой. А люди, которые Церковь ненавидят, появились, к сожалению, не в советские времена, они существовали всегда. Эти люди в свое время распяли Христа, потом эти люди гнали христиан, уничтожали Церковь массовым образом, и это были отнюдь не коммунисты, про коммунистическую партию тогда было ничего не известно и даже нельзя было предусмотреть, что она появится.
   — Вопрос, конечно, из разряда банальных, но есть еще категория людей, которых воинственно настроенными не назовешь, но они считают, что «Бог в душе» и чтобы в Него верить, храмы вообще не нужны.
     — Дело в том, что есть какой-то процент людей, которые считают, что не нужна власть. И таких людей даже больше, чем тех, которые считают, что не нужны храмы. Можем ли мы из уважения к этим людям отменить институт власти? Есть люди, которые считают, что не нужна полиция, служба безопасности, внешняя разведка… Можем ли мы из уважения к взглядам этих людей отменить структуры, обеспечивающие государственную безопасность? Наверное, это было бы безумием. Тогда возникает вопрос: почему мы должны с таким уважением относиться к мнению небольшой группы людей, которые считают, что не нужны храмы, чтобы вообще их не строить? Вы считаете, что вам не нужно? Так мы не для вас строим. Мы строим храмы для тех, кто в них нуждается, реализуя таким образом их конституционные права. Мы ведь не заставляем вас в них ходить, хотя вы имеете возможность в них прийти, и может быть, однажды придете…

Беседовала Елена Балаян

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
blogger_k_sar
Dec. 17th, 2015 09:01 pm (UTC)
Храм - светильник в нашем мире.
Можно спорить о месте строительства, но не о необходимости.
Почему не бастуют против строительства очередного храма Маммоне - торговых комплексах, развлекательных центрах? Разве их не достаточно?
Andrey Torn
Dec. 18th, 2015 08:26 am (UTC)
Торговые комплексы людям нужны (хоть и не везде). А в храмы ходит небольшая группа религиозных фанатиков. При этом церковь даже не платит налоги, но старается захватить для своих целей последние городские парки.
(no subject) - Pavel Parkhomenko - Dec. 18th, 2015 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Andrey Torn - Dec. 21st, 2015 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - Pavel Parkhomenko - Dec. 24th, 2015 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - Andrey Torn - Dec. 24th, 2015 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 24th, 2015 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Andrey Torn - Dec. 24th, 2015 01:45 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 08:18 am (UTC)
Вы неверующий, пока Бог дает вам жизнь. Когда Он эту жизнь заберет, вера будет не нужна. Все будет очевидно - отвечать перед Богом будете лицом к лицу. Ребенок - не ваша игрушка, а дар Божий. Любой человек - личность, которая выбирает как ему жить - с Богом или с сатаной.
Andrey Torn
Dec. 28th, 2015 07:58 pm (UTC)
Со смертью кончается всё, останется только урна с пеплом. А мой ребенок должен вырасти нормальным человеком, то есть атеистом, свободным от религиозных предрассудков.
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 08:35 pm (UTC)
В таком случае чем вы сейчас отличаетесь о урны с пеплом?
Andrey Torn
Dec. 28th, 2015 08:47 pm (UTC)
Тем же, что и вы. Функционированием. Такая же разница между работающим компьютером и кучей отдельных деталей.
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 09:08 pm (UTC)
Атеист – это заблудившийся грешник, порой сознательно заблудившийся. Конечно, атеизм – это не норма. Ребенка вашего жаль.
Andrey Torn
Dec. 29th, 2015 08:39 am (UTC)
Атеизм - норма для цивилизованного человека. Чем богаче и образованнее общество, тем меньше в нем верующих. В Советском Союзе прекрасно обходились без религии. Я как-то закончил школу, университет, защитил диссертации, не заморачиваясь религией. Хочется, чтобы сын рос нормальным европейцем, а не верующим. Мне жаль детей из религиозных семей, тратящих время на молитвы. Жаль, что в СССР не до конца выкорчевали религию
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 09:10 pm (UTC)
Для того, чтобы компьютер работал, в него кто-то должен подать электричество. Иначе - это будет та же куча деталей.
Andrey Torn
Dec. 29th, 2015 08:44 am (UTC)
Не обязательно "кто-то". Источников энергии в природе хватает.
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 09:14 pm (UTC)
И собрать эту кучу деталей тоже кто-то должен определенным образом, чтобы она работала. Неразумное существо это сделать не сможет.
Andrey Torn
Dec. 29th, 2015 08:52 am (UTC)
Вы знаете что-нибудь о перцептронах? Аппаратурные или эмулированные искусственные нейронные сети формируются сами, под действием реальных или симулированных сигналов от внешней среды, без конкретных указаний программиста. Вполне получается воспроизвести и эволюцию по Дарвину, и обучение отдельной особи без вмешательства на промежуточных этапах.
(Anonymous)
Dec. 28th, 2015 09:20 pm (UTC)
Более того, компьютер создан по замыслу его создателя. Для конкретных целей. Не было бы создателя, не было бы необходимости в компьютере.
Andrey Torn
Dec. 29th, 2015 08:54 am (UTC)
Не всякая работа целенаправлена. А природа вообще обходится без цели. Телеологический подход антинаучен
(Anonymous)
Jan. 2nd, 2016 10:40 am (UTC)
Т.е. вы хотите сказать, что ни цели ни смысла в вашей жизни нет?
Andrey Torn
Jan. 2nd, 2016 02:18 pm (UTC)
Смысл жизни придает только разум, уничтожающий любые предрассудки
(Anonymous)
Jan. 3rd, 2016 11:26 am (UTC)
1. Откуда в материи берется разум?
2. Психически больные, инвалиды смысла жизни не имеют?
3. Вы так и не ответили: в чем видите смысл жизни?
Andrey Torn
Jan. 3rd, 2016 03:15 pm (UTC)
1. Разум - свойство высокоорганизованной материи. Машина, способная пройти тест Тьюринга, будет разумной.
2. Смотря, какие инвалиды. Одно дело - физические дефекты при работающем интеллекте. Пример - Хокинг. Блестящий ученый, работающий в теоретической физике и занимающийся общественной деятельностью, активно пропагандирующий атеизм. У человека смысл жизни явно есть. Совсем другое дело - инвалидность, связанная со снижением интеллекта. Тут лучший выход - эвтаназия.
3. Смысл жизни у каждого свой. Для меня - наука.
(Anonymous)
Jan. 4th, 2016 01:59 pm (UTC)
1. Я не спрашиваю что такое разум, а откуда он берется. Почему одна материя имеет разум, а другая нет? Почему в живом человеке разум есть, а в мертвом нет? Материя та же.
2. Все живое имеет право жить. Ваши идеи близки к фашизму. Но нет никакой гарантии, что вы сами можете заболеть и лишиться разума. Вы бы хотели, чтобы родственники избавились от вас эвтаназией?
3. Наука «в замочную щель» наблюдает за тем, что создал Господь. Она лишь открывает те законы, которые создал Творец. Не совсем понимаю, как можно заключить смысл жизни в науке? Если вы видите смысл в этом, зачем вам семья, дети? Для науки это не нужно.
Andrey Torn
Jan. 4th, 2016 04:46 pm (UTC)
1. Разум возник в процессе эволюции как инструмент приспособления к меняющимся природным условиям. У хищников улучшались зубы и когти, у приматов - интеллект, позволяющий делать оружие. А материя в живом человеке и трупе не одинаковая. В трупе выше энтропия. Впрочем, есть и промежуточный вариант - анабиоз.
2. Право жить имеют люди, а не "всё живое". Есть понятие "трупа с бьющимся сердцем". Организм живет, но разума нет. Это уже не человек, а набор органов для трансплантации. Человек как личность уже умер. Естественно, в случае тяжелой неизлечимой болезни я бы предпочел эвтаназию долгой агонии.
3. Ваш "творец" экспериментально никак не наблюдается. Космологией я занимаюсь давно, происхождение Вселенной прекрасно описывается в рамках ОТО, без привлечения мистических гипотез. Семья и дети - дело хорошее, но не главное в жизни. Естественно, я хочу, чтобы мой сын тоже занимался наукой, рос настоящим советским человеком

Edited at 2016-01-04 05:01 pm (UTC)
(Anonymous)
Jan. 6th, 2016 06:57 am (UTC)
1. Почему современные приматы не хотят становиться людьми? Разум и способность приспосабливаться к окружающей среде – вещи разные. Нельзя сводить разум к набору приземленных навыков. Не только человек, но весь мир вокруг нас устроен разумно, не хаотично. Вы лично можете создать из материи человека, или остановить и вернуть к жизни умершую материю?

2. Человеку дано распоряжаться растительным и животным миром по здравой необходимости. Бездумное и злое уничтожение живого – это нарушение миропорядка, грех. Человек создан по образу и подобию Божию. Он существенно отличается от животного, имея ум, честь, совесть, волю. Господь дает жизнь и забирает ее. Как и когда Ему виднее. Если нет доверия Богу, то человек все время бегает за тем, что ему кажется, а истины не находит.

3. Те, кто обращается к Богу с молитвой, «экспериментально» знает, что без ответа она не остается. Где ищете Бога вы, понять не могу. Его проявлений в материальном мире более чем достаточно: как естественных (в устройстве мира), так и в сверхъестественных (Его вочеловечивании, Воскресении, исцелениях по благодати, ежегодном схождении Благодатного огня и многом другом).
Andrey Torn
Jan. 6th, 2016 04:11 pm (UTC)
1. "Хотеть" или "не хотеть" - эти понятия не имеют отношения к эволюции. А эволюционировать современные приматы продолжают. В сторону ли увеличения интеллекта - вопрос сложный. Слишком малы сроки наблюдений по сравнению со сроками эволюции. От близких к нынешним шимпанзе дриопитеков до близкого к современным людям homo antecessor приматы эволюционировали 8-10 млн лет. На этом фоне история цивилизованного человечества - миг. А разум - это и есть навыки, ничего другого. От изготовления кремневого рубила до создания квантовой физики. Мир устроен закономерно, но не разумно. В чем разумность, например, несохранения четности в слабых взаимодействиях? Или наличия у человека аппендикса? Эволюция - "слепой часовщик". Создавать из мертвой материи живое биологи уже научились. Правда, пока речь идет лишь о бактериях и вирусах.
2. "Здравое" или "бездумное" использование природы - чисто культурный критерий, связанный с перенаселением. Определенным "умом" и "волей" обладает даже крыса, не говоря уже о шимпанзе. А сроки человеческой жизни медики веками стараются продлить, не оглядываясь на придуманного бога.
3. В США пытались экспериментально проверить эффективность молитвы по тем же критериям, что и эффективность нового лекарства. Результат отрицательный.
(Anonymous)
Jan. 7th, 2016 12:25 pm (UTC)
1. В таком случае где же промежуточные особи между приматами и человеком, которые все это время эволюционировали? Если ограниченный ум человека чего-то не понимает, из этого не следует неразумность той или иной вещи. Биологи научились размножать то, что создано.

2. Ключевое слово здесь «веками».
У крысы и шимпанзе нет нравственного критерия для направления воли, но только животный (инстинкт). Человек способен к нравственному выбору, подвигу, к работе над собой. Такой свободы воли у животного нет.

3. Мерить линейкой бесконечность – глупость страшная.

Andrey Torn
Jan. 7th, 2016 03:23 pm (UTC)
1. Промежуточных форм между дриопитеком и homo sapiens известно множество, найдены сотни полных скелетов и тысячи отдельных костей. Австралопитеки различных видов, позже - homo habilis, еще позже - homo erectus (в частности, homo antecessor и гейдельбергский человек). Современный человек сформировался около 130 тыс лет назад в Африке и частично истребил, частично ассимилировал родственные виды (неандертальцев и денисовцев). Впрочем, про антропогенез лучше читать у специалистов в данной области (Маркова, например).
2. Человеческая нравственность ничем принципиально не отличается от механизмов регуляции внутривидовых отношений у других животных. А шимпанзе и бонобо вообще по поведению ближе к людям, чем к другим обезьянам.
3. На деле вместо бесконечности оказался нуль. Причем исследования эффективности молитвы заказал христианский фонд. При одинаковых диагнозах шансы выздороветь оказались не выше, чем у контрольной группы. Это статистика.
(Anonymous)
Jan. 9th, 2016 03:46 pm (UTC)
1. Гипотеза происхождения человека от обезьяны для меня абсурдна и не интересна.

2. Человек, чья нравственность не отличается от внутривидовых отношений животных, превращается в животное. Не нужно навязывать своих стремлений людям.

3. Молитва – это общение человека с Богом. В одном случае эффективнее человеку продлить жизнь, чтобы он раскаялся и исправил свою жизнь, успел что-то сделать важное, нужное для Бога и людей, а в другом эффективнее забрать его поскорее, чтобы он не прибавил к имеющимся безобразиям кома новых грехов или не втянул еще кого-то. Здесь критерии эффективности устанавливает Создатель, а не «глиняный горшок».
Andrey Torn
Jan. 9th, 2016 04:46 pm (UTC)
1. Происхождение человека от обезьяны - не гипотеза, а доказанный факт. Дискуссионными являются лишь частности вроде роли орроринов и ардипитеков или детали формирования рас.
2. Человек остается животным по своей биологической основе. Ничего безнравственного в этом факте нет. Биологическую основу имеет и эгоизм, и альтруизм. Еще Конрад Лоренц исследовал социальное поведение различных животных. Чем ближе вид к человеку, тем сложнее и многообразнее поведение, тем выше роль опыта по сравнению с врожденными программами.
3. Если результат молитвы непредсказуем, зачем тратить на нее время? Не лучше ли заняться реальными делом, с разумными шансами на успех?
(Anonymous)
Jan. 10th, 2016 07:32 am (UTC)
1. Факт – это то, что происходит на наших глазах, подтверждается опытом. А теория происхождения человека от обезьяны лишь гипотеза, построенная на обрывочных фактах.

2. Человек имеет трехсоставную суть – дух, душа, тело. Нельзя сводить человека к одной плоти. Когда он позволяет плоти главенствовать и управлять сознанием, тогда он становится животным.

3. Зачем детям тратить время на общение с родителями? Затем, что дети без родителей беспомощны. Особенно когда они попадают в трудные обстоятельства. Молитва – это не поход в супермаркет за необходимым, как вы себе нарисовали. Если ребенок все время поступает наперекор воле родителей, переступает все дозволенные нормы, а потом еще приходит к ним с просьбой дать ему то, что он хочет, то вряд ли он это от родителей получит. В отношениях с Богом примерно то же. Человеку даны заповеди как ориентир в жизни, чтобы не погибнуть. Если он старается свою жизнь построить по ним, то и Господь такого человека слушает и помогает. За Христом ходило много народа, но те, кому нужен был хлеб и чудеса – отсеялись. Остались те, кому нужна была Истина и спасение.
Andrey Torn
Jan. 10th, 2016 03:37 pm (UTC)
1.Факт - это то, что проверено в рамках научной парадигмы. Происхождение человека от обезьяны было гипотезой во времена Дарвина и Уоллеса, но сейчас антропогенез исследован достаточно детально, как методами классической палеонтологии, так и методами молекулярной генетики. Установлено близость генома современного человека и шимпанзе, а также вымерших видов людей - неандертальцев и денисовцев.
2.Реально существует только тело. Интеллект - функция тела, направленная на обеспечение его потребностей. А дух и душа - всего лишь продукт фантазии.
3.Существование родителей у любого человека очевидно, а бог - только в воображении верующих. Заповеди различны у разных религий. Адепты буддизма, например, скажут, что истина и спасение у них. И кто рассудит?
(Anonymous)
Jan. 11th, 2016 08:58 am (UTC)
1.Кто такой неандерталец – эволюционировавшая обезьяна или одичавший человек, я не могу сказать. Близость геномов ни о чем не говорит. Где тогда другие эволюционировавшие их животных разумные существа? Они все приспосабливались к окружающим условиям.

2.Ошибаетесь. Реально существует не только тело. Мир духовный существует так же реально, как и мир материи. Но по другим законам.

3. Родители по плоти существуют в материальном мире, поэтому мы их видим. Родитель по духу находится в духовном мире. Когда душа освобождается от плоти, она может видеть духовный мир. Судить можно по плодам. В Православии это святость. Святые жили по воле Божией и Господь слушал и помогал этим людям. По молитвам святых Господь не только исцелял безнадежных, но и воскрешал умерших.
Andrey Torn
Jan. 11th, 2016 11:35 am (UTC)
1.Неандертальцы - "параллельное" человечество. Исследования последних 20 лет подтвердили это. Homo antecessor, общие предки неандертальцев и сапиенсов, жили около 800 тыс. лет назад. Неандертальцы сформировались в Европе, сапиенсы - в Африке. Разница - примерно, как между тиграми и львами, белыми и бурыми медведями или лошадью и зеброй. Или, если о приматах, - шимпанзе и бонобо.
Так что неандертальцы и были "другие эволюционировавшие из животных разумные существа", не выдержавшие борьбы с нашими предками, пришедшими из Африки 50 тыс лет назад. Впрочем, в геноме европейцев и азиатов обнаружено 4% неандертальских генов (у негров этой примеси нет).
2.Где доказательства существования "мира духовного" помимо человеческого воображения?
3.Душу без тела никто не наблюдал. Усилия спиритов всегда заканчивались скандалами и разоблачениями)) И независимых подтверждений чудесных исцелений и тем более воскрешений нет. Даже верующий христианин Войно-Ясенецкий предпочитал лечить своих пациентов не молитвой, а хирургическими методами.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

igumen_nektariy
igumen_nektariy

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner