?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А оно – радостное…

В очередной – бессчетный уже, наверное, раз – слышу вопрос:

– Батюшка, ну почему же Православие такое грустное и унылое?! Отчего нет радости, и, кроме как на Пасху, улыбающихся не увидишь? Я понимаю, что грешны мы, что уж тут веселится, но мы с Господом, а это радость…
И так же в очередной и бессчетный раз отвечаю:

– Не Православие унылое, а мы!

И твердо в этом убежден: нет в Православии ничего, что требовало бы от человека уныния вместо радости, что само по себе делало бы его лицо мрачным, а не светлым. И трудно даже сказать рационально, на чем основывается мнение об обратном. Разве что на характерном для большинства наших современников неумении/нежелании быть внимательными к деталям, из которых складывается реальность, и непредвзято их анализировать.

Обычное дело – слышать от людей, когда-то (однократно или несколько раз) заходивших в храм:

– У вас все такие печальные, погруженные в себя – лица грустные, не улыбающиеся! Даже не по себе становится.

Что чудного? Человек, молящийся на службе, и правда, сосредоточен, погружен в себя, губы его не трогает улыбка, к общению в это время он вряд ли расположен. Другое дело – когда богослужение окончено. Находится место и время и для общения, и для разговоров, и для улыбок. И для смеха даже. Но «захожане» этого чаще всего не видят: многие ли из них имеют достаточно решимости и усердия, чтобы быть на службе от начала до конца?

Однако меня спрашивает о Православии «грустном и унылом» не сторонний, не внешний человек, а христианин, живущий полноценной церковной жизнью. Значит, и с его точки зрения, меньше радости в этой жизни, нежели должно было бы быть. Почему так?

Мы говорили о том, что видит в храме «захожанин». Выйдем, наоборот, из храма в «мир». Что с умением радоваться здесь? Ведь в этом мире и мы все – христиане – существуем, и все его немощи и болезни в том числе наши.

Улица, салон автобуса, в котором люди едут на работу или возвращаются домой, очередь перед кассой в магазине или регистратурой в поликлинике… Здесь улыбка на лице, теплый, дружественный взгляд, приветливый вид – редкость (в храме, безусловно, и первое, и второе, и третье можно встретить не в пример чаще). Люди усталые, озабоченные, подавленные, а порой и просто ожесточенные, злые. Основных тому причин, как минимум, две: жизнь у народа нашего больно уж непростая, есть, отчего устать, чем озаботиться, из-за чего ожесточиться, – если не верить, конечно, если не знать, что «любящим Бога… всё содействует ко благу» (Рим. 8: 28). И вторая: нет у современного русского человека навыка радоваться (а если и был, то утрачен оказался), нет «установки» на радость, на «позитив», которая культивируется сегодня на Западе. Оттого, опять же, что непонятно на самом деле: чего, собственно, радоваться? Просто так – какой смысл? Хотя смысл есть: настрой на то, чтобы радоваться – пусть даже и вопреки всему, – гораздо созидательней, чем настрой, прямо тому противоположный.

Но это всё, конечно же, в наименьшей степени для верующего человека подходящие рассуждения. У того, кто верит во Христа, есть основания радоваться: то, что сделал Господь для нас, всё домостроительство спасения нашего – разве недостаточное основание? Но и мы, христиане, мало радуемся. Меньше, чем должны были бы. И это не только для нас самих плохо: будь наши лица всегда (а не в отдельные лишь моменты) радостными и светлыми, насколько больше находилось бы людей, желающих жить той жизнью, в которую вошли уже мы, быть вместе с нами – в Церкви.

И правда – оттого, наверное, радости в нас мало, что христиане мы не очень хорошие. И грешим много, отчего совесть обличает и печаль гложет, и верим слабо, отчего способность благодарить и радоваться едва обретается в нас. И примиряемся с этим – малорадостным – состоянием, и как норму его воспринимаем, и так и живем. И из-за этого – еще больше грешим и еще слабее верим. Такой вот замкнутый круг. Понятный и привычный.

Привычный… Но размыкать его всё равно надо. И путь к этому искать. И находить.

Неужели наше несовершенство, наша греховность и маловерие наше должны нас совсем света и радости лишить? Это что же получается: мы готовы были бы лишь себе самим, своей добродетели, своей хорошести радоваться? Да в нас ли вообще причина подлинной радости может корениться? Нет, конечно.

«Грешны мы, но мы с Господом, а это радость» – тут со своим собеседником я точно согласен.

Грешны мы, но любит нас Господь, не оставляет, не отходит в сторону и не отсылает прочь. Поддерживает в бытии, дает время и возможность для покаяния и изменения, строит спасение наше удивительным, необъяснимым для человеческого ума образом. Благотворит, несмотря ни на что, благодетельствует, хранит и бережет.

Как этому не радоваться? Как не наполняться светом? Как не делиться им с другими?

Радоваться – не только возможность, но и в значительной степени долг, заповедь апостола (см.: Флп. 4: 4), который сам очень хорошо понимал, насколько выполнение ее необходимо.

Иногда радость – дар, иногда – и это чаще – труд. Но труд, вне всякого сомнения, стоящий своего результата. Тот, кто трудится, борется за то, чтобы дать радости о Христе место в своей жизни и в своем сердце, знает, о чем речь.

А кто не знает, кто трудиться и бороться за радость не хочет, пусть знает в таком случае всё же одно: если что, так это не Православие унылое и грустное. Это мы такие – и лишь тогда, когда другими быть не хотим. А оно – всегда радостное.
Источник: Православие.Ru

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Dec. 3rd, 2015 10:34 pm (UTC)
Зашел как то на сайт где одно православное видео, решил посмотреть что нибудь такое, но потом оставил эту затею, потому что какой фильм не включишь сразу же начинается он с заунывной музыки, тут же пропадает всяческое желание смотреть.Вот мне и подумалось, почему режиссеры в таком унывном фоне снимают кино про самую радостную весть на земле? Люди примыкали к первым христианам толпами, потому что видели их счастливыми, несмотря на то что их иногда стругали железными когтями. Преподобный Серафим Саровский когда видел человека унывающего , начинал шутить что бы развеять его скуку. Если мы начнем вглядываться в лица подвижников но увидим такую вещь, все они улыбаются, как будто только что они нашли клад.
Tatyana Gumenyuk
Dec. 4th, 2015 07:28 pm (UTC)
В церкви слышу (за себя пишу) в основном нравоучения и ограничения, перечень того, что грешно. Того, что надо делать или научиться чувствовать слышно в определённые праздники и как-то общими словами- возлюби, прощай, терпи... О спасении души хочется слышать, любви в глазах служителей церкви хочется видеть.. Лица прихожан радостью не светятся. В большинстве своём они приходят просить о чём-то земном или за кого-то о выздоровлении от болячек, которые даёт Господь за грехи их в любви к ним, чтобы человек остановился в беге житейском, почувствовал Его любовь и проникся ею...
natasha_birka
Dec. 5th, 2015 09:00 pm (UTC)
Не знаю, почему все лица считают уж такими безрадостными..Помню, когда начинается Великий пост, например, у всех какой-то подъем, радость, что пост пришел.Ну смеющихся на службе нет, конечно, но вокруг веет радостным и торжественным, хоть пост вроде, пора ограничений. А после причастия,разве не радостные лица, разве не умиротворенные.
Из церковных служителей, по моему наблюдению, самые радостные и приветливые люди-монахи. Как бы это парадоксально не звучало. Вроде они-то должны ходить вечно погруженные в себя, а от них чаще всего исходит благодушие и радость, а не замкнутость и озабоченность.
Но в целом, конечно, нам надо стараться излучать больше благодушия и радости, причем не только в храме, а везде, по жизни.Тогда и в уныние меньше впадать будем, и других может от печали убережем.

Edited at 2015-12-05 09:01 pm (UTC)
gilluin
Dec. 6th, 2015 12:52 pm (UTC)
О, монахи - очень веселые люди. Поэтому их так приятно видеть :)
gilluin
Dec. 6th, 2015 12:50 pm (UTC)
А это у нас национальная традиция - делать лицо кирпичом. От советских времен, что ли, осталась... Но, мне кажется, она постепенно сходит на нет.
chajhanschik
Dec. 8th, 2015 02:57 pm (UTC)
Понравилась хорошая статья архимандрита Андрея по этой же теме: http://www.pravoslavie.ru/88509.html
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner