igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

«В жизни человека нет ничего важнее встречи с Богом» (продолжение)

Ответы на вопросы

Как почувствовать, что ты живешь действительно христианской жизнью, если чувствам доверять не стоит?

— Отец Нектарий, а как почувствовать, что ты живешь, что ты ощущаешь Бога? За теми заботами, которые нас ежедневно обуревают, очень сложно остановиться на главном. Более того, на главном сложно остановиться, даже если ты много лет работаешь в монастыре и по роду службы прочитываешь по 20 православных статей в день. Однако и не всякому чувству полноты жизни в Боге можно доверять: если мы включим Youtube, то увидим, как на харизматов, по их мнению, «сходит святой дух», начинается «глоссолалия», все молитвенное собрание под воздействием «духа» шарахается слева направо и из стороны в сторону. Для нас, православных христиан, всё это выглядит как настоящее беснование. Мы видим, что это совсем другой полюс духовной жизни. При этом сами харизматы уверены, что именно это — настоящая жизнь в Боге. И вопрос здесь такой: как понять, что ты действительно живешь? Как понять, что ты не зачерствел, не вошел в этот формальный круг? И при этом не принять какие-то душевные, пусть даже тонкие переживания за движения духа?

— Многие наши переживания, ощущения, безусловно, носят субъективный характер, и обмануться бывает очень легко. Наверное, если человек читал Святых Отцов и имеет представление о православной аскетике, то он не примет то состояние, о котором было сказано и которое можно наблюдать у тех же харизматов, за состояние пребывания с Богом. Речь идет о вещах более тонких.

Мы можем говорить вот о чем: бывает состояние, каждому из нас, безусловно, знакомое, когда мы молимся и, может быть, даже хорошо понимаем слова, которые произносим в молитве (хотя и это далеко не всегда достигается), но сердце наше никоим образом на эти слова не откликается — оно не чувствует силы произносимых слов, остается сухим, безжизненным, как бы мертвым. И бывают мгновения, когда наше сердце оживает, когда мы чувствуем силу тех слов, которые мы обращаем к Богу, когда мы чувствуем их правду, чувствуем то глубочайшее содержание, которое в них заключено, пожалуй, Самим Богом. Впрочем, и здесь можно обмануться. И это состояние тоже может носить субъективный характер. Безусловно другое: все, что мы испытываем, все, что мы переживаем, должно проходить проверку жизнью. И мы не найдем каких-то новых, особенно оригинальных ответов на те вопросы о духовной жизни, которые у нас возникают. Все ответы мы найдем в Евангелии. Господь говорит о том, что каждое древо познается по своим плодам, и если мы ощущаем своим сердцем присутствие Бога в нашей жизни (во время частной молитвы, богослужения или когда-то ещё), то, безусловно, это должно приносить в нашей жизни определенный плод. Этот плод — прежде всего смирение, готовность принимать волю Божию. Волю Божию, выраженную в тех же самых Евангельских заповедях, — не надо искать ее где-то в стороне от них. Она очень четко, ясно и просто для нас выражена в Евангелии.

Очень часто в храм приходят люди — и церковные и не церковные — с одним и тем же вопросом: «Как мне узнать волю Божию в конкретной ситуации?» На этот вопрос достаточно сложно ответить. Однако если человек на протяжении всей своей жизни старается исполнять волю Божию в том, в чем она очевидна и совершенно ясна, то и в момент испытания и недоумения он также обретет способность волю Божию постигнуть. Господь ему откроет.

В одном из писем игумена Никона (Воробьева) есть замечательные слова: «Какой смысл рассказывать обо всей дороге — ее изгибах, поворотах и неровностях — человеку, который даже не желает на нее ступить? И точно так же Господь очень многое не открывает человеку, который не собирается Его волю исполнять. Но стоит пойти путем исполнения воли Божией, который обозначен для нас в Евангелии, как многое становится яснее».

Мы — существа, очень сильно зависящие от навыков. Преподобный Силуан Афонский в нескольких своих записях говорит о том, что человек — существо, как бы из навыков сотканное. И эти навыки могут быть как добрыми, так и недобрыми, и очень многое зависит от того, какие навыки мы стараемся приобретать.

И должен быть у человека такой навык — навык искания и исполнения воли Божией. Опять-таки есть масса ситуаций в нашей жизни, когда воля Божия совершенно очевидна, когда не может быть двух вариантов поступка и оценки ситуации, когда все совершенно однозначно. И если в этих ситуациях мы поступаем так, как нам подсказывает наша совесть, тем более совесть христианская, то и в более трудных ситуациях, во-первых, наша совесть будет более чуткой, более способной воспринимать глас Божий, а во-вторых, Господь обязательно о нас позаботится, обязательно нам Свою волю откроет. И то же самое касается вопроса о том, как распознать, действительно ли мы ощущаем присутствие Бога в своей жизни или это что-то мечтательное, что-то прелестное. Как раз вот этот вопрос: хватает ли в нас сил быть с самими собой честными, идти путем неудобным, путем, причиняющим нам какие-то страдания, дискомфорт, путем исполнения воли Божией?

Тот же Силуан Афонский говорил о том, что многие считают, что со святыми жить легко, что со святыми жить радостно. На самом деле со святыми жить трудно, потому что, глядя на них, даже без их слов и назиданий, ощущаешь себя должным делать все должное. И точно так же, когда ты чувствуешь присутствие Божие в жизни, тебе, с одной стороны, легко, а с другой стороны, ты понимаешь, перед лицом какой ответственности, какого долга ты находишься. И вот если ты готов перед лицом этой ответственности жить, если ты готов никуда не сбегать, то, наверное, это один из самых главных критериев. Не знаю, ответил ли я вполне на заданный вопрос, но мне самому кажется так.

Что изменила данная книга в жизни её автора?

— Отец Нектарий, у меня будут два вопроса. Первый вопрос относится к вам лично: внесла ли эта книга коррективу в вашу жизнь? И если да, то какую?

Когда что-то записано и предложено вниманию других людей, очень стыдно в своей собственной жизни жить вопреки этому

— Если говорить о том, что конкретно в моей жизни меняли или меняют те заметки и размышления, из которых эта книга составилась, то, наверное, стоит сказать о том, что когда что-то записано и предложено вниманию других людей, то бывает очень стыдно в своей собственной жизни жить вопреки этому. И когда сталкиваешься со своим собственным словом, которое тобой где-то записано, и поступаешь ему вопреки или собираешься поступить ему вопреки, то становится настолько стыдно, что зачастую обретаешь силы так не поступать.

Помню, как 10-15 лет тому назад я определил себе, что должен сделать во время Великого Поста и, чтобы это находилось перед моими глазами, записал и повесил на стену. И вот однажды по каким-то нашим делам беседовали мы в келье с одним братом. Беседовали-беседовали, наша речь касалась чего-то сложного, кого-то я осудил, о чем-то запереживал — и тут мой взгляд упёрся в то, что я написал самому себе на стене. И после этого у меня пропал любой интерес к разговору, а сам разговор потерял свое содержание.

Держа в руках написанную, составленную из этих заметок книгу, гораздо большее количество вещей делать стыдно, совершенно не хочется делать — это если говорить о том, что в моей собственной жизни она меняет. Я говорю совершенно искренне, что все, что было написано, было написано для того, чтобы подтолкнуть меня самого к тому пути, с которого я постоянно соскальзываю.

Как вернуть веру в Бога?
— И второй вопрос: какие действия должны быть предприняты самим человеком, чтобы вернуть веру?

— Мне кажется, этот вопрос крайне важен, ведь с этим мы сталкиваемся всю нашу жизнь. Думаю, было бы трудно говорить о силе пребывающей в нас веры, если бы Господь и самих Апостолов до определенного момента не называл маловерными и малодушными. Так что это присуще буквально каждому человеку.

Я помню, как однажды Великим Постом один из клириков нашего храма сказал проповедь об апостоле Петре и о причинах того, почему тот начал утопать. Традиционно мы понимаем это просто: вот Петр шел по воде, потом усомнился и начал тонуть. Но это странно представить даже чисто психологически: может ли человек малодушный и маловерный ступить на воду бурную и по ней пойти? Для этого нужно иметь мужество, для этого нужно иметь совершенную веру Христу, доверие Христу, чтоб на это пойти. Почему же вдруг наступает момент, когда Петром овладевает маловерие, и он начинает тонуть? Выйти из лодки было гораздо страшнее, чем идти по морю. И вот этому моему собрату по служению пришла в голову такая мысль: Петр начал тонуть в тот момент, когда ему показалось, что он идет по воде сам. Когда он привык идти по воде, сделав несколько шагов. И как только он подумал, что идет сам, тут же в его сердце вошел страх, потому что когда ты что-то делаешь сам, ты начинаешь в своих силах естественно сомневаться. До тех пор, пока ты полагаешься на Бога, доверяешь Богу и понимаешь, что все в твоей жизни совершается только по Его благодати, страх в жизнь не входит.

Примерно то же самое касается и нашей веры: в те моменты, когда мы привыкаем к тому, что мы — верующие люди, что мы — христиане, когда проходит первая острота восприятий этой новой и единственно подлинной жизни, вот тогда происходит соскальзывание от веры к маловерию, к какой-то частичной ее утрате.

Через что это происходит? Вся наша жизнь состоит из испытаний: крупных, которые невозможно не заметить, и мелких, повседневных, которых гораздо больше, чем крупных. И которые, наверное, оказывают гораздо большее воздействие на нашу жизнь.

Мы постоянно сталкиваемся с выбором. Сказать или не сказать то или иное слово, осудить или не осудить кого-то, промолчать ли в ситуации, когда надо высказать свое мнение, которое для кого-то окажется важным и даже сможет кому-то помочь, — таких ситуаций очень и очень много. Даже продолжать или нет о чем-то думать, если эти размышления носят греховный характер, — это тоже выбор.

И каждый раз, когда мы поступаем вопреки своей совести, когда мы предпочитаем не замечать, что хочет нам сказать Господь и что говорит нам наша совесть, мы утрачиваем частичку своей веры, каждый раз она в это время слабеет. И наоборот: от каждого правильно сделанного выбора, от каждого поступка, который носит подлинно христианский характер, наша вера укрепляется. Но каждый из нас знает, как много в нашей жизни поступков, которые мы совершаем против своей совести. Если бы это было не так, мы, наверное, не приходили бы так часто на исповедь, каясь в одних и тех же грехах. Большинство людей на исповеди говорит примерно об одном и том же, что крайне прискорбно, но тем не менее остается фактом. И таким образом мы испытываем ослабление нашей веры, испытываем небольшой кризис нашей духовной христианской жизни, совершаем движение назад.

А бывает, что мы настолько далеко уходим от себя и того нового человека, который должен в нас родиться и обрести силы, настолько соскальзываем к человеку ветхому, что, действительно, мы как бы совершенно теряемся. Мы не понимаем, как вернуться назад, в то состояние, в котором находились прежде и которое мы воспринимали как единственно правильное.

У многих святых отцов есть такое выражение: «Благодать возвращается тем же путем, которым она ушла». Нам нужно вспомнить, через что мы эту утрату потеряли, и постараться вернуться обратно. Дело в том, что нет в жизни человека такой ситуации, когда для него этот возврат был бы невозможен. Господь постоянно выстраивает перед нами некую лесенку, по которой мы можем совершать наше восхождение. И первая ступенька этой лестницы бывает настолько невысока, буквально вровень с землей, что нам не надо даже и шагу куда-то в высоту делать, а просто перенести ногу вперед. И потом Господь даст следующую ступеньку, следующую…

И это опять будет ситуация выбора, когда наша совесть будет подсказывать нам, как поступить. Возможно, это будут очень простые ситуации, и если мы будем поступать правильно, по уверению своей совести, то возвращение к себе самому и к вере произойдет. Оно не происходит только тогда, когда человек теряет желание, теряет решимость назад возвращаться.

Безусловно, назад возвращаться трудно. Вообще христианская жизнь современного человека требует очень большого мужества. Потому что когда ты чувствуешь себя человеком сильным, человеком твердым, когда ты неуклонно идешь по пути исполнения заповедей Христовых, то ты в себе самом спустя какое-то время обретаешь определенное утешение, потому что видишь, что страсти стали тебя бороть в гораздо меньшей степени; ты видишь, что ты чего-то добился, в чем-то преуспел и постепенно переходишь в то состояние, которое преподобный авва Дорофей называл «состоянием наемника», когда ты уже ожидаешь какой-то награды.

Конечно, эти слова носят очень условный характер, потому что ожидать награды или считать себя преуспевшим может лишь тот христианин, который находится в духовно нездравом состоянии. И тем не менее, что-то отчасти подобное присутствует.

А когда ты видишь себя постоянно падающим, отступающим, вынужденным постоянно возвращаться; когда ты видишь, что единственный плод твоей жизни — это сознание греха, покаяние в нем и попытка вернуться в прежнее устроение, то этот путь требует очень большого мужества и очень большого смирения. И, возможно, что именно через это смирение современный человек, современный христианин постепенно и приходит хотя бы к какой-то степени.

Материал подготовил Антон Поспелов
Источник: Православие.Ru
Subscribe

  • Любовь и кризис

    Встреча с читателями в онлайн-формате. Видео.

  • И снова - разговор о любви

    Большая часть книжных презентаций проходила у меня в культурном центре "Покровские ворота" в удивительной теплой, дружественной атмосфере, за что я…

  • Текст о презентации на Милосердие.ру

    Простые тайны Православия | Милосердие.ru Что думает священник о нас, мирянах? О чем не скажет на исповеди (или скажет)? Новая книга игумена…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments