igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Categories:

«В жизни человека нет ничего важнее встречи с Богом»

В актовом зале Сретенской духовной семинарии состоялась презентация моей новой книги «С надеждой на Встречу», выпущенной издательством Сретенского монастыря. Во время двухчасовой встречи с читателями я отвечал на самые разнообразные вопросы духовной жизни.

Об авторе и его книге «С надеждой на Встречу»

Антон Поспелов, ответственный секретарь портала Православие.Ru:

— Добрый день, всечестные отцы, братия, сестры! Сегодняшний наш гость — игумен Нектарий (Морозов), который возглавляет информационно-издательский отдел Саратовской епархии. Я хотел бы для начала сказать пару слов об отце Нектарии и о новой его книге.

Отец Нектарий по своему образованию и по роду деятельности был журналистом. Причем, журналистом не таким, который сидит в своем кресле, удобном и мягком, и рефлексирует по поводу того, что происходит в мире. Этот человек объездил «горячие точки» в 1990-е годы: он был в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии. Он видел кровь, смерть, он видел страдания людей, и мне кажется, что вот этот опыт настоящей журналистской работы, которая связана с опасностью для жизни, и привел к тому, что то, о чем он пишет, всегда проникнуто болью и сопереживанием по отношению к людям. Мне кажется, что это очень важно.

На нашем сайте Православие.Ru отец Нектарий появился достаточно давно, хоть и опосредованно: в наш «Мониторинг СМИ» мы ставили практически все, что он писал. Ставили не глядя, потому что знали, что отец Нектарий не будет уклоняться ни влево, ни вправо, но будет выбирать срединный царский путь, которого стараемся придерживаться и мы в своей работе. А уже начиная с 2012-го года отец Нектарий стал постоянным автором портала Православие.Ru. И, как мне кажется, его статьи, также как и статьи отца Андрея Ткачева и, конечно же, отца Тихона, все ждут с большим нетерпением.

Что касается книги, которую вы видите перед собой: книга эта по своему характеру — аскетические зарисовки. Это сборник отдельных советов о духовной жизни, все из которых автор испытал на себе и готов теперь ими поделиться. Я позволю себе, может быть, не очень корректное сравнение. Есть очень популярная серия в светских издательствах: «Что-то там для “чайников”«. Вот эта книга, которую вы видите перед собой, есть в некотором смысле «Духовная жизнь для “чайников”«. Мне совершенно не стыдно признать себя «чайником» в духовной жизни, и я, будучи ответственным секретарем портала Православие.Ru, всегда с большим нетерпением ожидаю, что нового напишет для нас отец Нектарий, потому что буду обязательно применять это в своей жизни. Для меня книга «С надеждой на Встречу» — сборник по-настоящему действенных советов. По форме это именно так.

Из тех 90 эссе, которые вошли в этот сборник, 69 взяты с нашего сайта Православие.Ru, 19 — с сайта «Православие и мир» и еще 2 эссе — из «живого журнала» отца Нектария и газеты «Культура».

Надо сказать, что эта уже третья книга, которая издается на основании материалов портала Православие.Ru. Первой книгой стал сборник бесед митрополита Лимасольского Афанасия «Открытое сердце Церкви». С владыкой у нас также состоялась встреча, правда, для одних журналистов — мы опасались, что придет слишком много народу и даже этот зал не сможет вместить всех желающих. Вторая книга — это переводы радиобесед архимандрита Андрея (Конаноса) «Когда Христос станет для тебя всем». Для тех, кто читает сайт, я надеюсь, это имя стало уже известным и любимым. Я думал, что мы принесем на эту встречу достаточное количество книжек отца Андрея, чтобы вы могли прочитать их не только на экране, но и вживую. Но, как сообщили в издательстве, первый тираж уже полностью распродан, его нет нигде. Сейчас напечатан второй тираж, и на следующей неделе он поступит в книжные магазины.

На этом я хотел бы закончить и передать слово отцу Нектарию для того, чтобы он сам рассказал о том, чего ради он написал эту книгу, как она была задумана и какие мысли он хотел донести до читателя.

Игумен Нектарий о ведении дневников и о своей книге

Игумен Нектарий (Морозов), глава информационно-издательского отдела Саратовской епархии, автор книги «С надеждой на Встречу»:

— Спасибо большое, Антон. Если говорить о том, как эта книга родилась, то нужно обратиться ко времени гораздо более раннему, нежели начало публикаций на сайтах Православие.Ru или «Правмир».

В большей степени всё это родилось из дневниковых записей. Я еще в раннем детстве понял для себя пользу и целесообразность ведения дневника. Однажды один очень разумный человек подсказал мне такой принцип: не надо записывать то, что с тобой происходит, не надо даже записывать события, свидетелем которых ты становишься, потому что это все достаточно преходяще, — записывай свое отношение к ним, потому что с течением времени ты сможешь посмотреть, как изменилось твое отношение, сможешь проанализировать, какие изменения происходят в тебе самом.

Уже в значительно более позднее время я, читая одну из бесед святого праведного Иоанна Кронштадтского, наткнулся на его совет пастырям обязательно вести дневник. Вы знаете, что сам святой праведный Иоанн Кронштадтский всю жизнь вел дневник, из которого родилась книга, которую мы все знаем: «Моя жизнь во Христе». Отец Иоанн говорил о том, что первоначально он начинал вести дневник, потому что ему было важно видеть, что происходит в нем самом, в его сердце. Когда человек ведет дневник, он вынужденно останавливается в повседневном беге своей жизни, всматривается в себя, в свое сердце, всматривается отчасти и в жизнь, его окружающую, и имеет возможность поразмыслить обо всем этом основательно. И он считал это крайне важным для пастырского становления.

Если говорить о святителе Феофане Затворнике, то он считал эту практику крайне важной для становления вообще общехристианского. Те, кто знакомы с письмами святителя Феофана, помнят его совет: записывать хорошие и полезные мысли, которые нам приходят. Бывает так, что мы представляем из себя совершенно пустой сосуд: нет ни мыслей, ни чувства — мы бьемся, мучаемся, молитва наша остается совсем сухой, безжизненной, ум пригвожден к земле. А бывает, что под воздействием слов молитвы, иногда под влиянием того, что мы прочли, иногда это происходит на богослужении, иногда в каких-то жизненных обстоятельствах, которые невозможно предугадать — мы вдруг понимаем для себя что-то по-настоящему важное. То, что помогает нам в духовной жизни, то, что помогает в нашей жизни в целом, что становится некоей ступенечкой, на которую мы можем поставить ногу и идти дальше. И вот такие мысли записывать очень важно и очень нужно. И свой дневник я старался строить по такому принципу. И, безусловно, что я вел его для самого себя.

Впоследствии, когда я начал вести записи в «живом журнале», то выносил туда то, что мне казалось возможным выносить на обозрение чуть более широкое.

Так получилось, что в один день ко мне обратились и Антон (а в его лице и сайт Православие.Ru) и сотрудники портала «Православие и мир», и попросили меня более или менее регулярно для них что-то писать. Я начал это делать и, собственно говоря, из этих публикаций и родилась данная книга, точнее, из какой-то их части, потому что они были достаточно разнообразными.

Антон сказал, что эту книгу можно расценивать как сборник неких советов. Он даже указал, для кого: для «чайников». Слово, может, немного обидное, но я убежден, что если книга написана для «чайников», то она может быть написана только лишь таким же «чайником». И я ни в коем случае не воспринимаю эту книгу ни как сборник советов, ни как сборник наставлений, ни как сборник каких-то рекомендаций — этот жанр представляется мне самому глубоко чуждым.

Все, что вошло в эту книгу, было написано из соображений эгоистических, то есть для самого себя. Бывает, что иногда приходит осознание каких-то очень важных вещей, а потом всё это совершенно забывается. А когда пишешь, то понимаешь, что можешь к написанному возвратиться. Иногда перечитываешь написанное тобой в другое время, в другом состоянии, и можешь даже не угадать, что это ты писал. И порою такое слово оказывается полезным для самого человека, его написавшего.

Я думаю, что для многих современных авторов, в том числе и церковных, время от времени становится актуальным вопрос: а насколько вообще стоит сегодня что-либо писать? Я поясню, почему этот вопрос возникает.

Мы живем во время, когда слово до предела обесценено. Потому что слова, которые произносим мы, которые произносят окружающие нас люди, зачастую оказываются лишенными содержания, то есть не подкрепленными жизнью человека. И, с одной стороны, слово, не подкрепленное действиями и жизнью человека, оказывает весьма малое воздействие на кого-либо. С другой стороны, когда мы что-либо читаем, но наша собственная жизнь от этого никоим образом не меняется, то спустя какое-то время мы просто теряем интерес к чтению.

Порой приходится задаваться вопросом: почему человек приходит в церковь, первое время читает самые различные книги — Священное Писание, Святых Отцов, каких-то современных авторов, но проходят годы — и человек перестает читать. Как священнику, мне это приходится видеть довольно часто, и это вызывает очень большую скорбь. Когда я пытаюсь разобраться, в чем причина этого, человек говорит: вот, я читаю, но в моей жизни ничего не меняется, — и через какое-то время у меня пропадает желание читать. И каждый раз хочется сказать, что причина не в том, что в жизни ничего не меняется, а в том, что мы сами в своей жизни ничего не меняем. И поэтому не видим плода, и поэтому пропадает интерес — и к чтению, и к духовной жизни, и ко многому другому.

Но вместе с тем, этот писательский труд все-таки представляется мне не бесцельным и не напрасным. Зачастую именно в те моменты, когда думаешь, что писать что-то не стоило, обязательно появляется один или несколько человек (встреча с ними может произойти и в обычной жизни, и в интернете — на том же сайте Православие.Ru), и ты в их отклике находишь ответ на вопрос, стоило ли вообще об этом писать.

Когда-то преподобный Моисей Оптинский говорил о том, что Оптина пустынь подъемлет труд издания святоотеческой вообще духовной литературы даже ради одного человека. Он говорил, что если один, два, три человека какую-то крошечную пользу получат от того, что мы публикуем, то уже ради этого стоит трудиться. Вот точно так же ради одного, двух, трех человек (и уж тем более большего числа!) обязательно стоит писать.

Я бы хотел сказать, что труд ведения дневника, записывания приходящих на ум добрых и полезных мыслей обязательно надо предпринять каждому. И если вы этот опыт предпримите, то спустя какое-то время обязательно увидите происходящую от этого пользу.

Скажу, о чем эта книга получилась.

Вы знаете, не я придумывал название, которое было вынесено на обложку, но мне самому это название — «С надеждой на Встречу» — очень близко и дорого, потому что в жизни человека нет ничего важнее, чем встреча с Богом. Эта Встреча носит уникальный характер. С одной стороны, она происходит однажды, когда человек оказывается способным расслышать Божий призыв и откликнуться на него. А с другой стороны, на протяжении всей нашей жизни, уже найдя Бога, мы то приближаемся к Нему, то на какое-то время отходим, вновь приближаемся и снова отходим. И это при том, что Господь все время пребывает к нам неизменно близким. И так эта Встреча, произошедшая однажды, повторяется в нашей жизни. Когда мы, в очередной раз превратившись в блудного сына, умом и сердцем находимся в отдалении от Бога, Он Сам находит нас и вновь нас к Себе призывает. И таким образом происходит обновление самого важного в нас — нашей способности жить с Богом.

В нашей сегодняшней повседневной жизни приходится говорить о том, что все формализуется. Мы стараемся идти каким-то более простым путем, который причиняет нам меньше боли, меньше дискомфорта, который для нас является более удобным. И даже в самом важном, самом насущно необходимом — в своей христианской духовной жизни — мы тоже зачастую идем от центра к периферии, пытаемся христианскую жизнь формализовать. Мы можем и молиться формальным образом, и участвовать в церковных Таинствах формальным образом, и читать тех же святых отцов формальным образом.

Как отличить настоящую христианскую жизнь от жизни формальной и периферийной?

Если мы чувствуем самих себя живыми людьми, если живо воспринимаем то, что нас окружает, живо воспринимаем тех людей, с которыми нас сталкивает Господь, — а самое главное, если у нас есть живое, непосредственное чувство присутствия Бога в нашей жизни, — значит, мы действительно живем христианской жизнью. Значит, мы находимся не на периферии, а в ее центре. Если же эти чувства уходят из нашей жизни, значит, что-то в нашей жизни неправильно, и надо себя вновь на этот узкий и в то же время царский путь постоянно подталкивать.

Собственно говоря, эта книга родилась из подталкивания на этот путь самого себя — не всегда успешного, не всегда эффективного, но тем не менее единственно возможного. Принесет ли она кому-то пользу, ляжет ли кому-то на сердце то, что в нее вошло — это, наверное, покажет время.

Я очень благодарен издательству Сретенского монастыря за то, что эта книга вышла, потому что лично для меня это очень большая радость. Это, пожалуй, то, о чем я хотел сказать сам.

Антон Поспелов, ответственный секретарь портала Православие.Ru:

— Батюшка, спаси, Господь! На мой взгляд, дальше говорить об этой книге не имеет смысла — ее нужно просто прочесть. По крайней мере тем, кто ее ещё не читал по кусочкам в интернете. Лично в моей жизни те советы, которые там даются, показались очень простыми — из серии той самой простоты, о которой говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Я вспоминаю одну зарисовку из книги, которая называется «Молись!«. Обычно, когда у нас начинаются какие-то серьезные проблемы в духовной жизни, мы подходим к духовнику или просто к священнику, у которого мы часто исповедуемся, и спрашиваем совета. Мы ждем какого-то конкретного совета, а нам в ответ говорят: «Молись!» И мы воспринимаем это не как совет, а как приговор: всё, дальше идти некуда, всё зашло слишком далеко. Либо относимся к этому как к желанию священника от нас «отмахнуться». А отец Нектарий в этом своем эссе показал, что на самом-то деле это как раз самый важный, самый правильный, самый действенный совет из всех, которые только могут быть: надо молиться.

В общем, я предлагаю к этой книге вернуться уже в конце, когда отец Нектарий будет книги подписывать, а сейчас давайте поговорим о духовной жизни, о жизни христианской, как внутренней, так и внешней.

Материал подготовил Антон Поспелов
Источник: Православие.Ru
Subscribe

  • Почему я не молюсь так всегда?..

    Когда в комнате темно, мы раздвигаемся шторы, и солнечный свет проникает внутрь, наполняя собой пространство, утешая, радуя, согревая. Мы не видели…

  • О воле Божией

    Как узнать, что угодно Богу от тебя? Прежде всего – стремиться к тому, чтобы жить по воле Божией, стремиться всем сердцем. Но, кроме того, быть…

  • На вырост

    Недавно сдал в издательство «Вольный странник» новую книгу. Ее рабочее название (скорее всего, уже утвержденное издательством) – «Заметки на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment