igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Category:

Посредством опыта и любви

«Каждый христианин призван быть миссионером». Эту фразу можно услышать довольно часто. При этом понимать ее нужно обязательно правильно — не впадая в крайности, не обольщаясь потенциальными возможностями привести кого-то к Богу, но и не погружаясь в уныние от своей немощи в деле свидетельства о вере. Быть настоящим повседневным православным миссионером, не оставляя при этом своих основных занятий и не привнося напряженности в отношения с ближними, удается очень немногим. В этой беседе мы попытаемся разобраться в том, какой должна быть миссия среди самых близких — в семье.

— Наверное, самая большая, непреходящая боль человека, который обрел веру, — то, что его родные и друзья остаются за пределами Церкви. Как вести себя с близкими людьми, чтобы не оттолкнуть их от Христа, а, наоборот, открыть им этот путь?

     — Прежде всего, нужно помнить о том, что приход любого человека к Богу — это всегда некая тайна. Даже заглянув внутрь самих себя, мы не можем подчас объяснить, почему прожили без Бога какую-то часть своей жизни — кто-то двадцать лет, кто-то тридцать, кто-то семьдесят — и вот в какой-то конкретный момент почувствовали призыв Божий и откликнулись. Видимо, эта способность проявляется, когда в душе человека что-то созревает и она может расслышать обращенный к ней голос Божий.
     Господь обращается к человеку на протяжении всей его жизни, и нет такого мгновения, когда бы Он нас к Себе не призывал и когда бы Он нам не открывался. А вот увидеть Его, понять Его человек может только в каком-то определенном состоянии. Можно сказать, что нас к этому готовит, с одной стороны, вся наша жизнь, а с другой стороны, нас готовит к этому Сам Господь. И вместе с тем — кто-то откликается, а кто-то так и проживает всю жизнь и умирает без Бога. Объяснить это до конца невозможно. Но когда мы печалимся относительно того, что не приходят к Богу наши родственники и друзья, нужно вспоминать о том, что и мы пришли не сразу, и нас в какой-то момент Господь догнал на пути, как двух Своих учеников, шедших в Еммаус. Но этому душевному созреванию своих близких мы в меру своих возможностей можем и должны способствовать. Только не следует ожидать, что наши усилия будут иметь решающее значение.
     В этом отношении почти все мы совершаем одну и ту же ошибку. В чем-либо убедившись, что-либо поняв для себя, мы пытаемся тут же передать это понимание другому человеку посредством слов. А слово оказывается в данном случае совершенно не универсальным инструментом. Было бы гораздо лучше, если бы мы это представление о христианской жизни передавали нашим близким посредством того, как мы живем. В каждом из нас есть какие-то недостатки, которые наших близких раздражают, угнетают, печалят, создают для них неудобства, и если они вдруг увидят, что мы меняемся, то это станет самым сильным миссионерским ходом, который только мы можем совершить.
     Христианство в первую очередь проявляется в любви. И если наши ближние начинают видеть в нас ту любовь, которой мы не имели прежде, и убеждаться, что мы не только их любим, но способны и смириться, и уступить, и позаботиться о них, волей-неволей они либо заинтересовываются причиной этого изменения и с уважением начинают относиться к ней, либо, по крайней мере, как-то оттаивают сердцем, и наши отношения становятся более глубокими, мирными. И вот тогда через нас, уже как через орудия более совершенные, может действовать       Господь, посредством живущих в нашем сердце тепла, заботы и кротости.
     Много лет назад, еще в Москве, ко мне на исповедь и за советом регулярно приходила одна женщина. Она была интеллигентным, умным, хорошим человеком, но при этом у нее была какая-то настолько потрясающая способность создавать в своей жизни такие абсурдные ситуации, что у меня от них, что называется, волосы дыбом вставали… Ее муж — нецерковный и фактически неверующий человек, каждый раз вступал с ней в споры, пытался отговорить от каких-то прожектов, и она мне постоянно на него жаловалась. А я ей каждый раз говорил: «Да ваш муж совершенно прав в этой ситуации». Так прошло полтора-два года, и вот однажды в храме мне сказали, что меня спрашивает какой-то мужчина. Я вышел и узнал, что это муж той женщины. Подумал сначала, что с ней что-то случилось, но оказалось, у него просто возникло желание познакомиться. А все потому, что жена приходила из храма и вполне здраво соглашалась с тем, о чем он ей в споре говорил, при этом оказывалось, что указывал ей на ее неправоту священник. И вот человек пришел в храм... Могла ли та женщина своими усилиями, разговорами о Боге привести супруга в храм? Думаю, нет, она его только отталкивала. Любой наш недостаток в глазах наших неверующих близких является отрицательным свидетельством о христианстве, и наше непосредственное миссионерство на его фоне может превратиться в антимиссию. Важно жить так, чтобы этого не происходило.
Терпеть и ждать

   — Порой люди настолько агрессивно настроены к религии, что любое слово о вере воспринимается в штыки и провоцирует их на негативные высказывания о Церкви, даже богохульство. Что делать в таких случаях?
    — Терпеть и ждать. Раз эти разговоры только раздражают, озлобляют, ожесточают, лучше молчать. Пусть проповедью станет «проповедовать делами». Но при этом не забывать, что в наших руках самый действенный способ изменить что-либо к лучшему — это молитва. Иногда нам кажется, что «молись» — это некий расхожий совет, который священник дает, когда ему больше нечего сказать. На самом же деле с молитвы стоит начинать, нет средства более действенного, чем молитва. Но нужно быть готовым за молитву и ответить.
   — Что это значит?
    — Если мы будем молиться о человеке, то нам обязательно будут посылаться какие-то испытания, непростые ситуации, в которых мы должны будем доказать, что наша молитва действительно имеет некое основание. То есть нужно будет потерпеть этого человека, простить его за что-то, явить ему свою любовь. Нередки случаи, когда, начав молиться о человеке, мы сталкиваемся с тем, что его отношение к нам ухудшается. И только кротостью, терпением, любовью мы можем эту агрессию, раздражительность, обидчивость погасить. Господь нам как бы дает возможность себя испытать. Ты молишься о человеке? Да. Ты хочешь сказать, что ты его любишь и просишь о нем от всего сердца? Да. Ну так докажи, что ты его любишь. И когда ты докажешь, твоя молитва вдруг обретет силу. Так оно и происходит всегда.
  — Распространенная ситуация: жена собирается в храм, а муж возмущается, почему в единственный выходной день она отправляется на службу вместо того, чтобы заниматься домашними делами. Как быть?
     — Во-первых, необходимо снять все возможные бытовые претензии, то есть уходить в храм надо тогда, когда приготовлена еда и дома наведен порядок. Если один из супругов начинает соблюдать пост (обычно это бывает женщина), то нужно мужу и детям, если они неверующие, нецерковные люди, готовить ту пищу, которую они предпочитают, чтобы пост ни в коем случае не превращался в конфликт. Приходят в дом гости, не соблюдающие постов, значит, и им необходимо предлагать блюда, которые не вызовут недовольства. Потому что пост — это подвиг добровольный, его нельзя никому навязывать.
В поисках золотой середины

   — Но бывает так, что и дома все сделано, но вторая половина все равно недовольна, потому человеку кажется, что его бросают, ему уделяется недостаточно внимания.
     — Тут уже нужна какая-то гибкость. Иногда приходится одну службу ради мира домашнего пропустить, а на другую пойти, несмотря ни на что. И здесь каждому придется находить золотую середину. Должна быть, с одной стороны, любовь к Богу, а с другой стороны — неразрывно связанная с ней любовь к ближнему. Как этот баланс найти — в каждой семье именно любовь подскажет. Это сложный путь, но посредством опыта и любви он преодолевается.
     А если говорить о том, каким не должно быть наше миссионерство, можно привести такой замечательный пример. У Торнтона Уайлдера есть роман «К Небу мой путь». В нем описывается молодой человек, по-своему талантливый, одаренный, даже можно сказать, успешный, а еще совестливый и серьезно ко всему относящийся, — выпускник баптистского колледжа. Но он всем людям кажется сумасшедшим по одной простой причине: все, что соответствует его представлениям о христианстве, он старается в своей жизни воплотить самым прямолинейным образом и очень удивляется, что все люди не живут так же. Эта реализация его христианских идеалов порой доходит до абсурда. К примеру, он приходит в банк снимать деньги со счета и отказывается от процентов, потому что нельзя давать деньги в рост. Ну, отказался бы от процентов и ушел, так нет же, он прочитал в банке целую лекцию о том, почему незаконно брать проценты, да так это объяснил, что угодил в полицейский участок, где его обвинили в уничижении идеи частной собственности. И он все время в подобные ситуации попадает. Это на самом деле очень поучительный роман, и стоит его прочитать, чтобы не превратиться без какого-то основания в глазах окружающих в таких же чудаков.
   — Что значит «без какого-то основания»?
    — Это значит, что могут быть в жизни ситуации, когда мы, поступая по-христиански, все равно будем казаться окружающим и чудными, и мечтателями в розовых очках, и так далее. Этого бояться не следует. Но это исключительные случаи, а постоянно, в повседневной жизни, быть в глазах других некими чудиками — это очень плохое свидетельство о христианстве. Потому что тогда на нас смотрят и думают: для того чтобы быть христианином, надо стать вот таким и разрушить свою жизнь. Этого, безусловно, не должно происходить.
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment