igumen_nektariy (igumen_nektariy) wrote,
igumen_nektariy
igumen_nektariy

Category:

Святые отцы — наши собеседники

Беседа о том, как правильно и с максимальной пользой определить для себя круг духовного чтения.

— Отец Нектарий, в предыдущей беседе мы затронули тему самообразования, и Вы посетовали на то, что не многие прихожане нашего храма посвящают ему достаточное время. Почему так важно уделять духовному чтению достаточное внимание?
    — Когда мы читаем Евангелие, мы видим, что апостолы в нем именуются учениками. И христианская община — это, собственно говоря, община учеников Христовых. А раз мы ученики, то мы обязаны учиться. Учиться жизни по Евангелию, жизни с Богом, жизни в Церкви. И эта учеба предполагает не только какие-то практические навыки, определенный жизненный опыт, но и наличие знаний, которые можно получить теми же самыми способами, которыми они приобретаются в любом учебном заведении.
    Что верующий человек должен знать обязательно? Он должен знать основы своей веры, ее истоки, ее историю. Поэтому в первую очередь в круг обязательного изучения нужно внести Священное Писание — Новый Завет и Ветхий Завет, а также толкования на него. Непременно нужно знать, хотя бы в общих чертах, историю Церкви и иметь представление о началах догматического богословия: какие истины мы исповедуем, каковы догматы нашей веры и как они приобрели тот завершенный вид, в котором мы знаем их сегодня.
    Православный христианин должен изучать богослужение, знать церковный устав. Ни для кого не секрет, что человек может годами ходить в церковь и вместе с тем понятия не иметь о том, что там читается и поется. В таком случае его ум просто выхватывает какие-то отдельные слова, предложения, но не выявляет для себя никакой закономерности в тех последованиях, которые в храме совершаются. И это, безусловно, образ церковной жизни совершенно неверный.
    Церковнославянский язык. И его тоже должен знать верующий. Но вот какая удивительная вещь: можно выучить церковнославянский язык и все равно не понимать того, что в церкви происходит. Причина в том, что все богослужение пронизано отсылками к ветхозаветной и новозаветной истории и отчасти просто к истории Церкви, поэтому только лишь в контексте становится понятен смысл.
   Когда человек начинает ориентироваться во всей этой области знаний, жизнь в Церкви становится для него совершенно естественной, понятной, родной. Если же он не стремится ничего узнать, то остается по отношению к Церкви человеком внешним, похожим на какого-то котенка, которого с улицы домой принесли, согрели, а он опять куда-то убежал, побегал, нахватался блох, прибежал снова… Только лишь когда этот котенок начинает понимать, что такое дом, он становится котенком домашним; так же и человек, когда начинает понимать, что такое Церковь, становится человеком воцерковленным.
    Естественно, что с этими интеллектуальными знаниями должны быть неразрывно связаны и познания опытного характера, приобретаемые, когда человек учится применять знание Евангелия в своей повседневной жизни. Это все должно соединиться вместе, воедино.
— Каким образом человеку приступить к этому труду самообразования: какие избрать пути, какие инструменты?
    — Безусловно, не каждый человек, пришедший в храм, имеет возможность поступить в семинарию или на факультет теологии. Да в этом и нет, по большому счету, необходимости. Существует еще два варианта освоения образовательного минимума, один из них — это так называемая воскресная школа для взрослых, второй — самостоятельное изучение по книгам. Воскресные школы для взрослых сейчас есть при многих храмах, и они могут быть организованы по-разному: на очень простом уровне, на уровне более серьезном или как катехизаторские курсы, где человек получает достаточно фундаментальные знания.
— Насколько мне известно, при нашем храме катехизаторские курсы откроются в будущем учебном году…
  — На сегодняшний день на приходе работает воскресная школа для взрослых с достаточно серьезным уровнем преподавания, но к следующему году мы действительно будем переходить в формат церковно-катехизаторских курсов. На них не будут преподаваться церковнославянский язык и богослужебный устав — они изучаются в нашей школе церковного чтения и пения. Но добавятся дисциплины: Священная история Ветхого и Нового Завета, сопряженная с толкованиями, догматическое богословие. И еще планируется введение обобщенного курса воцерковления, который будет включать в себя основы богослужения, знания о Таинствах Церкви — то есть в целом все то, что человека в пространство церковной жизни помещает и снимает те вопросы, которые у него возникают. И конечно, хотелось бы, чтобы в эту школу, а впоследствии на эти курсы ходило как можно больше людей. Потому что когда из храма, в котором на Литургии бывает 250-300 человек, занятия посещает только 17, как сейчас, и притом как на исповеди, так и в общении с людьми постоянно сталкиваешься с незнанием и непониманием в церковной жизни очень многого, это никуда не годится.
— Если человек по каким-то причинам ходить в воскресную школу не может и занимается дома по книгам, как ему выстроить программу обучения, какие книги взять в руки в первую очередь?
   — Безусловно, начинать следует с Библии — Новый Завет и затем Ветхий Завет. Одновременно необходимо читать «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, который на сегодняшний день является и для детей, и для взрослых наиболее универсальным пособием, хотя и назрела уже необходимость в появлении пособия уже более современного. Следующее, с чем хорошо было бы познакомиться,— это «Катехизис Православной Церкви» святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.
    Далее — догматическое богословие. Первоначально я советовал бы познакомиться с семинарским учебником архимандрита Алипия (Кастальского) и архимандрита Исайи (Белова). Он уже многие годы переиздается, и его можно найти в Интернете и в библиотеке. Для тех, кто желает изучить догматику более углубленно, можно порекомендовать книги Владимира Лосского.
    Что касается истории Церкви, я бы советовал прочитать «Исторический путь Православия» протопресвитера Александра Шмемана, обязательно найти «Вселенские Соборы» А.В. Карташева, ну и можно познакомиться — это будет уже более сухое изложение, но более последовательное и сосредоточенное на датах и фактах — с книгами «История Церкви» и «История Русской Церкви» Н.Д. Тальберга. Из книг о Таинствах Церкви я бы рекомендовал «Таинства и обряды Православной Церкви» протоиерея Геннадия Нефедова. И наконец, «Новая скрижаль» епископа Вениамина (Румовского).
    Это что касается книг образовательного характера. В список обязательного минимума нужно еще непременно внести толкования: лучше всего начинать с «Толкования на книги Священного Писания Нового Завета» блаженного Феофилакта Болгарского. Это не оригинальный труд, компилятивный, но он в себя вобрал достаточно много. Можно взять также «Толкование Евангелия» Б.И. Гладкова. Что касается Ветхого Завета — это прежде всего «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Его можно взять в качестве базового, а затем дополнительно смотреть другие толкования — святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина. Причем Ветхий Завет можно читать сразу по «Толковой Библии»: в ней каждый фрагмент Священного Писания сопровождается толкованием.
    Помимо этого, стоит прочесть «Введение в святоотеческое богословие» протоиерея Иоанна Мейендорфа и «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского — эта книга многое объясняет в истории Православия в России.
    К этой совокупности книг надо прибавить собственно святоотеческую литературу. Во-первых, это творения святителя Феофана Затворника, начиная с тех книг о духовной жизни, которые все более или менее хорошо знают — «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Путь ко спасению»,— и заканчивая его толкованиями на Послания апостола Павла и письмами. Рядом с ним в этом списке рекомендуемого к прочтению находится святитель Игнатий (Брянчанинов) — его «Аскетические опыты», «Отечник» и собрание писем. Далее — а может быть, даже еще до того — «Письма к духовным чадам» игумена Никона (Воробьева), они в массе переизданий существуют, «Письма валаамского старца» схиигумена Иоанна (Алексеева), Валаамского подвижника, и многотомное издание «Слов» старца Паисия Святогорца — теперь уже преподобного, прославленного в лике святых. В этот список нужно включить также книгу «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова), письма преподобного Амвросия Оптинского и преподобного Макария Оптинского и книги о деятельной аскетической жизни, такие как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Творения» священномученика Петра Дамаскина. И наконец, чуть более сложная книга, с которой надо познакомиться,— «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина. Вот что я считаю неким минимумом, от которого можно отталкиваться и идти дальше.
— Внушительный минимум…
   — Это примерно на год чтения. А дальше человек уже сможет сам сориентироваться: когда он будет читать, к примеру, «Введение в святоотеческое богословие», ему будут запоминаться отсылки — к одному святому отцу, к другому, и все постепенно сложится в некую систему.
    Ну и, конечно, по поводу чтения желательно советоваться с тем священником, у которого исповедуешься, потому что, зная духовное состояние человека, его меру, его способности к познанию, священник может посоветовать прочитать именно то, что необходимо в данный момент. Но в принципе этим списком можно руководствоваться, и примерно в той последовательности, в которой я перечислил: начиная с авторов, близких нам по времени, и постепенно переходя к писателям более древним. Святые отцы говорили так: сначала нужно читать книги, относящиеся к деятельной жизни, и потом уже переходить к книгам о жизни умозрительной. Поэтому я ни в коем случае не рекомендовал бы начинать, к примеру, с книги «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) или с «Божественных гимнов» преподобного Симеона Нового Богослова.
— Как обезопасить себя от духовных книг, чтение которых вредно, и в том числе от псевдоправославной литературы?
  — Сегодня действует достаточно жесткая система цензурирования, и книги каких-то одиозных авторов или книги явно вне традиции Православной Церкви написанные не попадают в церковную торговлю. А что касается тех книг, которые продаются в храмах, но могут быть не вполне полезны для конкретного человека, повторюсь, нужно искать священника, с которым можно более или менее регулярно советоваться относительно круга чтения. Нормальная церковная жизнь предполагает, что человек у какого-то священника постоянно исповедуется и может ему задавать эти вопросы.
— Как правильно подойти к организации повседневного чтения? Есть ли какие-то универсальные советы на этот счет?
    — Универсальный совет такой: хорошо было бы в день, в идеале, час посвящать чтению. И условно делить это время так: полчаса на чтение аскетическо-подвижническое и полчаса на чтение познавательное. Если у человека есть время сверх того, то лучше посвятить его чтению познавательному, потому что читать книги подвижнические сразу помногу не имеет смысла — не происходит усвоение. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что читать желательно в первой половине дня, но это уж у кого какая есть возможность. Самое главное, следуя опять же его совету, потом до конца дня обдумывать то, что ты прочитал, и применять это в своей жизни. Преподобный Амвросий сравнивал это с тем, как корова весь день пережевывает жвачку, получая питательные вещества. Очень важно, читая подвижнические книги, не просто поглощать информацию, а относиться к ним как к зеркалу, в которое мы смотримся, постоянно задаваясь вопросами: «А в моей жизни это как?», «А что я могу на это слово ответить самому себе и данному автору?». Также важно, если мы читаем кого-то из святых отцов, перед прочтением помолиться им, попросить, чтобы они нам помогли уразуметь ими написанное.
— А если времени вообще мало? То есть человек обременен какими-то сложными обстоятельствами и может посвящать чтению ежедневно, допустим, пятнадцать минут…
    — Тогда лучше почитать подвижническую литературу, потому что она, помимо всего прочего, создает определенный настрой. Человеку в течение дня необходима духовная беседа, духовное общение. Поскольку собеседников как таковых зачастую нет, нашими собеседниками должны становиться святые отцы.
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева
Subscribe

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Ошибки и жизненные доводы

    Иногда мы видим, как человек совершает ошибку. Или готовится ее совершить. И хотим во что бы то ни стало помочь ему этой ошибки избежать. А вместе с…

  • Бездна и Солнце правды

    Есть всем, кажется, известное выражение – про бездну, которая, если ты долго смотришь в нее, начинает смотреть в тебя. И все равно мы постоянно…

  • Дар напрасный?..

    Как же часто приходится задавать жалующемуся на пустоту и бесплодность своей жизни человеку этот ключевой вопрос, ответ на который, по сути,…