?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый верующий человек знает о том, что путь ко спасению труден и тернист. И едва ли не самое сложное (а пожалуй, что и самое) на этом пути - та непрестанная борьба, которую нам необходимо вести - с собой, со своим "ветхим человеком", насквозь пропитанным грехом, целиком состоящим из страстных желаний, худых навыков. Но есть и другая борьба, которую мы ведем...
Раз за разом на полиелейной или бденной службе слышишь или произносишь этот возглас: "Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши...". И, вдумываясь в его смысл, понимаешь, о чем здесь идет речь: о том, что сердца святых - место покоя Божия. Покоя от чего? - От борьбы... Той самой, которую ведем с Богом мы. Мы и правда боремся с Ним, почти что всю жизнь. Ведь Он мгновение за мгновением строит наше спасение, ведет к той цели, важнее которой нет ничего. А мы... Мы противимся Ему, мы наперекор Божественному стремлению стараемся выстроить жизнь по собственному плану, искренне подчас не осознавая, насколько он расходится с планом Божиим. Не даем Богу нас спасать, как утопающий, который вместо того, чтобы покорно довериться спасателю, колотит руками по воде, кричит, захлебывается, хотя мог бы уже спокойно двигаться к берегу, влекомый рукой опытного пловца.
Это и есть та борьба, которую необходимо прекратить, "сдаться" то есть - на волю и на милость Божию. И, может быть, когда-нибудь наше сердце тоже станет местом Божественного покоя.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
annaol_33
Jan. 8th, 2011 08:56 pm (UTC)
:) Спаси Бог! С Рождеством! Забрала в газету нашу :)
igumen_nektariy
Jan. 8th, 2011 09:03 pm (UTC)
С Рождеством! Забирайте, конечно.
ambrosius2008
Jan. 8th, 2011 09:16 pm (UTC)
да! мне очень хорошо запомнилась на эту тему одна глава из книги о старце Порфирии "Идеже хощет Бог". глава называется "Настойчивость и бутыль". и вот старец там как раз говорит, что если опустить руку в бутыль и зажать ее в кулак, то вытащить ее уже не получится, как бы мы ни старались. а если расслабить и выпрямить пальцы, то рука свободно пройдет обратно. мы часто требуем у Бога решения каких-то наших проблем, даже в молитве требуем, пытаемся прорваться через все препятствия и даже ломимся порой в открытые двери. а старец советовал просить деликатно и умоляюще, а затем предоставить все на милость Божию. ведь так же и с людьми - если требовать чего-то, то скорее всего получишь отказ. а смиренной и терпеливой просьбе трудно отказать...
и вообще, необязательно все проблемы должны разрешаться, потому что проблемы - это наш крест...
igumen_nektariy
Jan. 8th, 2011 10:02 pm (UTC)
Да. И еще - спасение может быть лишь Богоданным, а ни в коем случае не самодельным.
sapajja
Jan. 9th, 2011 09:09 am (UTC)
Мне кажется, на этом пути есть такой момент, что нужно обязательно перестать себя кем бы то ни было представлять. В жизни бывает, что человек и молится, и добрые дела делает, но считает себя, скажем, писателем с особой миссией, и через призму этого преломляет и отношение окружающих, и любые кризисы, случающиеся с ним. А пишет что-то на уровне школьных сочинений, не более, которые "православное спасение России" никак не обуславливают. Или бывает, что человек начитался, скажем, православных очерков о многодетных семьях, и решает, что вот - у него непременно должна быть такая семья, 9 или 10 детей (и все в платочках). И, выбиваясь из сил, лишая себя полноценной молитвы, сна, строит огромный дом "на будущее" - которое,очевидно, совсем не факт что будет таким. Получается, что в глазах Бога - да и более-менее проницательных людей - уподобляемся городскому сумасшедшему, который бежит в жаркий день на лыжах и отвечает встреченным "болельщикам": "Трасса плохая, но с Божьей помощью..." И гонит дальше - изо всех сил.
sapajja
Jan. 9th, 2011 09:18 am (UTC)
Беда еще в том, что в середине 90-х некоторые из нас "нахватались" психологических техник американского "разлива", а там четко прописывается: представляйте себе вашу будущность как можно более конкретно и красочно - и все получится! (ага, как бы ни так). В конечном итоге ощущаешь, что пелена на глазах нарастает уже сама собой. Хорошо, если когда-то отрезвляешься и приходит неожиданная мысль, к примеру: "Вот поленья. Их надо перенести в дальний угол двора, иначе споткнешься и сломаешь ногу". И кажется в этот момент, что никакого другого "себя" просто нет, нет ничего за пределами этого конкретного дела. И сердце удивляется чувству неожиданного покоя.
Написала подробно, потому что тема зацепила - она вообще какая-то "ускользающая" и этим сложная, порой очень задумываюсь об этом.
igumen_nektariy
Jan. 9th, 2011 12:37 pm (UTC)
Полностью согласен с тем, что "считать себя кем-то" очень вредно. Этот "кто-то", кем мы себя видим, слишком многое от нас заслоняет. Прежде всего - заслоняет нас самих. Заслоняет подлинную жизнь. Заслоняет, наконец, Бога. Гораздо лучше не "считать", а просто жить - ни за что особенно не держась, ни за что судорожно не цепляясь, не полагая, что у нас есть какое-то исключительное, лишь нам принадлежащее призвание, которое, якобы, и должно определять всю нашу жизнь. Нет уж. Пусть нашу жизнь определяет лишь Тот, Кто нам ее дал. Есть такое присловье: "Иди, куда поведут, и смотри, что покажут". Бог поведет и Бог покажет. А наше - лишь идти и смотреть...
me_friar
Jan. 9th, 2011 01:43 pm (UTC)
Вы отвечаете на мои вопросы...
igumen_nektariy
Jan. 9th, 2011 08:31 pm (UTC)
Мы все постоянно то спрашиваем друг друга о чем-то, то отвечаем...
me_friar
Jan. 10th, 2011 07:37 am (UTC)
нет, батюшка, это другое. простите за нескромность, я буду очень рада если Вы добавите меня в список френдов /а молюсь за Вас я уже 1,5 месяца как Вас узнала :)/
igumen_nektariy
Jan. 10th, 2011 03:20 pm (UTC)
Я бы уже давно добавил, но Вы были "перечеркнуты", и у меня ничего не получалось. Теперь добавил.
me_friar
Jan. 11th, 2011 08:14 am (UTC)
спасибо!!!! я Ваши слова "Иди, куда поведут, и смотри, что покажут". Бог поведет и Бог покажет. А наше - лишь идти и смотреть... записала ОГРОМНЫМИ буквами у себя в сердце.
larissa_kireeva
Jan. 12th, 2011 05:33 pm (UTC)
А можно вопрос не по теме?
У меня подруга приехала из Санкт-Петербурга и сказала, что там более православные люди и более смиренные и больше помогают в храмах. Обидно за наш Саратов. Действительно ли это так и что надо делать, чтобы двигаться вперед. Не только же сложить руки и ждать, когда начнет действовать благодать? Простите. А со статьей я согласна.
Спаси Господи.
ambrosius2008
Jan. 12th, 2011 08:20 pm (UTC)
если вас интересует сторонний взгляд, то я совершенно согласна с мнением вашей подруги. сама я не саратовчанка, только три года как сюда приехала. но контраст огромный с теми городами, где довелось побывать. в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме люди более открытые, душевные, отзывчивые, дружные. в Петербурге жила только месяц, но и там атмосфера мне очень понравилась. в Москве прожила 8 лет. там люди очень ценят и дорожат друг другом, в глубине души москвичи очень теплые люди, которые умеют любить,среди них я встретила много настоящих христиан.
Саратов я бы назвала городом одиночек. каждый сам за себя, замкнут в своей раковине, никем не интересуется, никого близко не подпускает. встречаются и очень хорошие люди, но в общем менталитет какой-то индивидуалистический и самодостаточный. здесь жить психологически тяжело (для тех, кто привык к лучшему). одна моя знакомая несколько раз посетила Саратов и сказала, что не смогла бы здесь жить, слишком холодно в душевном смысле...
zelik64
Jan. 13th, 2011 08:18 pm (UTC)
Зачем бороться с собой? Научитесь жить в собой в гармонии, и вам будет легче жить в гормонии и созидании с Богом. Как этому научиться? - Спросите Господа. Он ответит, потому как ни один вопрос не оставляет без ответа. Только не всегда человек способен услышать ответ.
al_kirsanoff
Jan. 22nd, 2011 09:46 pm (UTC)
Спасибо. Вспомнился барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота. Упование на свои силы - это возвращение в Вавилонский плен. Этого нужно избегать, согласен. Но здесь есть и другая крайность. Как многие начавши духом заканчивают плотью (Послание к Галатам). Можно сказать непослушному ослу - живи как придется и станешь послушным. А можно понемногу прислушиваться к тому духовному наследию, которое оставили нам люди опытно прошедшие путь борьбы со своими недостатками и немощами, и что-то из этого усваивать и применять по отношению к себе, советуясь с духовником, конечно.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

igumen_nektariy
igumen_nektariy

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner